Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"
методическая разработка (подготовительная группа)

Мастер-класс для педагогов "Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Василек»

Мастер – класс для педагогов

Тема: «Познавательно – исследовательская деятельность в ДОУ».

                                                                       Выполнила: воспитатель

                                                                                 Николаева Ольга Геннадьевна

2023 год

Цель: Заинтересовать педагогов проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с условиями развития любознательности у детей дошкольного возраста.
  2. Привлечь внимание  и заинтересовать педагогов к развитию познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников.
  3. Углубить знания педагогов по вопросам экспериментирования с реальными и абстрактными объектами.
  4. С помощью мастер-класса передать свой опыт путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности.

Практическая значимость.

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а не работающий, поймет насколько это интересно и увлекательно.

Ожидаемый результат.

Повысить уровень педагогического опыта по экспериментированию.

Материалы для игр-экспериментов: мыльные пузыри, маленькие зеркала, фонарики, емкости с водой, пластиковые стаканы по 0,5 л с водой разного цвета в том порядке, как они идут в радуге; любое моющее средство для посуды; пищевая сода; лимонная кислота; столовая ложка для размешивания; мерные стаканчики.

Ход мастер-класса.

   -Я рада видеть вас в этом зале. Мне хочется с каждым из вас поздороваться. Я буду говорить слова приветствия, если они относятся к вам, вы похлопаете.

Добрый день всем членам жюри!

Добрый день всем участникам конкурса!

Добрый день всем, кто пришел сюда с хорошим настроением!

Добрый день всем, кто находится в этом зале!

   Мой мастер-класс посвящен теме: «Исследовательская деятельность как средство успешного развития любознательности детей» и нашу встречу мне хочется начать с таких слов:

Любознательные дети, все желают знать на свете!

Почему на небе тучи? Почему ежи колючи?

Почему снежинка тает, до ладошки долетая?

Почему ползун барханы? Почему висят туманы?

Почему земля и море целый век друг с другом в споре?

Почему звезда упала? Почему я знаю мало?

Видно надо не лениться, а учиться и учиться!

   Мы с вами живем в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать, находить правильные ответы на вопросы.

- А вам дети часто задают вопросы?

- Хорошо это, или плохо, когда дети задают много вопросов? (ответы педагогов).

- Как вы считаете, на все вопросы нужно отвечать сразу?

- Давайте задумаемся, может какие-то из них можно было проверить опытным путем?

   Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

   Ребенок очень любознателен по своей природе, он уже рождается исследователем. Его интересует все новое, неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька растаяла, то ледяная дорожка, посыпанная песком, больше не скользит; они разбирают игрушки, только что купленные родителями, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет – не тонет, пробуют языком в сильный мороз металлические предметы ит.п.).

   Подвижный и активный ребенок задает огромное количество вопросов, на которые, мы взрослые, не всегда можем ответить так, чтобы ребенок понял. Для этого и существует детское экспериментирование. Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, которые не требуют специального оборудования и дорогих материалов, как в детском саду, так и в домашних условиях.

   И сегодня я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие по радужной стране, где узнаем некоторые секреты радуги, так как это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание.

-Радуга, скажи, какая сила

Все твои цвета соединила?

- Это дружба, - Радуга в ответ.

Крепкой дружбой Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

А как вы думаете, мы сможем сами создать радугу из тех предметов, которые лежат здесь? (мыльные пузыри, зеркало).

Опыт № 1. «Мыльные пузыри».

Как вы думаете, можно ли в мыльных пузырях увидеть радугу? Давайте проверим. (Педагог предлагает взять и надуть мыльный пузырь).

Посмотрите на пузырь внимательно. Что вы видите на нем? (Радугу).

Почему мы видим радугу на стенках пузырька? У кого есть какие предположения? (Ответы).

Объяснение: Сама стенка пузыря имеет три слоя – сверху и снизу слои из молекул мыла, а между ними – слой воды. Когда на нее попадает свет, луч начинает преломляться. Проходит солнечный луч сквозь мыльную пленку и разбивается на семь цветов радуги, от красного до фиолетового. Так на пузыре появляется маленькая радуга.

Опыт № 2. «Волшебное зеркало».

В емкость наливаем воду и кладем на дно зеркало. Направляем на зеркало свет фонарика. Отраженный свет нужно поймать на бумагу, на которой должна появиться радуга.

Почему радуга появилась не на воде, не на зеркале, а на бумаге? У кого есть какие предположения?  (Ответы).

Объяснение: Луч света состоит из нескольких цветов; когда он проходит сквозь воду, то раскладывается на составные части – в виде радуги.

- А сейчас нам предстоит подняться на высокую гору и подружиться с радужным вулканом.

Опыт № 3. «Радужный вулкан».

Инвентарь: пластиковые стаканы по 0,5 л с водой разного цвета в том порядке, как они идут в радуге; любое моющее средство для посуды; пищевая сода; лимонная кислота; столовая ложка для размешивания; мерные стаканчики.

Ход опыта: В каждый из стаканов добавляется по 4-5 столовых ложки моющего средства, по 1 столовой ложке соды. Все тщательно перемещать. Мешать полученную массу нужно быстро и интенсивно. И одновременно вливаем во все стаканчики по 3 столовых ложки лимонной кислоты. Моментально происходит реакция и из стаканчиков хлынет яркая и легкая цветная пена.

-Что вы наблюдаете? Что происходит? Почему так происходит?

- Увидели мы радугу? С помощью этого эксперимента мы не только повторили все цвета радуги, но и доставили радость.

- Замечательно, когда в душе поют все цвета радуги!

- Такими несложными и интересными экспериментами мы объяснили детям просто о сложном природном явлении – радуга. Пробуйте, пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

- Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Инновации в художественно-творческой деятельности"

Данный материал содержит описание инновационных технологий в изобразительной деятельности, раскрывает роль изобразительной деятельности в развитии и воспитании детей дошкольного возраста, значение арт...

мастер-класс для педагогов: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Ознакомление со специальными знаниями и практическими умениями в области опытно-экспериментальной деятельности дошкольников и обмен педагогическим опытом по данной теме....

Мастер – класс по теме: «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников»

Особое развитие идеи исследовательского обучения получили в конце XIX – в начале XX веков в работах зарубежных и российских ученых, в период активного внедрения в практику новых подходов к обучению. Н...

Мастер – класс для педагогов «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Форма организации: Игра – экспериментЦель: Способствовать расширению кругозора детей, обогащать их жизненный опыт...

мастер класс для педагогов музыкально -театрализованная деятельность.

Я предположила, что театрализованная деятельность будет положительно влиять на эмоционально-личностную сферу ребенка; а именно на способность различать и дифференцировать эмоции. Основная цель, к...

Мастер - класс для педагогов "Организация игровой деятельности дошкольников с учетом ФГОС ". Изготовление города для игрушек.

Обобщение и дополнение знания педагогов о том, как правильно организовать игровую деятельность дошкольника, а именно, как сформировать у детей способность к принятию собственных решений, опираясь на с...

МАСТЕР- КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Проектно-исследовательская деятельность в ДОУ как вид деятельности, помогающий успешной реализации ФГОС

Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.Развивать умение дискуссировать в группе,...