Речевая деятельность педагога
статья

Пшенникова Юлия Константиновна

Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения.

Коммуникация – общение, обмен информацией. В основе: единая модель речевой коммуникации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_deyatelnost_pedagoga.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

 «Речевая деятельность педагога»

Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения.

Коммуникация – общение, обмен информацией. В основе: единая модель речевой коммуникации.

Элементы этой модели:

– отправитель информации (адресант), – говорящий или пишущий человек;

– получатель информации (адресат) – читающий или слушающий человек;  

– сообщение – текст в устной или письменной форме. Без текста, без информации речевая коммуникация и сам процесс общения невозможны.

Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.

Основные виды речевой деятельности:

Речевая деятельность — использование языка в речи.

Речевая деятельность имеет два противоположных направления:

восприятие чужой речи

создание собственного высказывания.

Так как речь существует в письменной и устной форме, для ее восприятия используется слуховой или зрительный канал восприятия, то есть чужую речь мы либо слушаем, либо читаем, а для создания собственного высказывания мы применяем письмо и говорение.

Для успешного понимания чужих и создания собственных высказываний необходимо овладеть такими видами речевой деятельности, как

          – говорение (устное выражение мысли);

– слушание (восприятие речи на слух, понимание ее);

– письмо (графическое, письменное выражение мысли);

          – чтение (восприятие, понимание чужой записанной речи). Различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

           Именно эти виды речевой деятельности лежат в основе процесса речевой коммуникации. От того, насколько у человека сформированы навыки речевой деятельности, зависит эффективность, успешность речевого общения.

           Каждый из них имеет свои особенности

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания. Продуктом говорения является устный текст. Главным инструментом говорения является голос. При говорении осуществляется не только отбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому заучивание наизусть текстов в детстве необходимо, так как в наше сознание закладываются готовые конструкции, которые мы впоследствии используем подсознательно). Хороший отбор возможен только лишь при наличии достаточного запаса слов и конструкций, которые хранятся у нас в долговременной памяти. Для говорения также важна адекватная интонация – та, которая соответствует смыслу высказывания.

Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности к поддержанию беседы на различные темы и овладение техникой речи. Для того чтобы поддерживать разговор на различные темы необходимо постоянно заниматься самообразованием в широком смысле слова, это позволит глубже разбираться в жизни и совершенствовать стиль своей речи.

Чтение – смысловое восприятие письменного текста, результатом которого становится понимание.

Прежде чем приступить к работе над текстом, учителю рекомендуется определить, с какой целью может быть использован данный текст:

 – для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);

 – для выборочного ознакомления с определенными положениями текста (просмотровое чтение);

– для подробного изучения содержания прочитанного материала (изучающее чтение).          

Учителю необходимо формировать у учащихся разнообразные умения.

1. Рецептивные умения: 

1. предвосхищать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстративного материала с опорой на наводящие вопросы;

2. понимать общее содержание прочитанного с выделением основной мысли, идеи, ключевой информации;

3. понимать полное содержание прочитанного с опорой на известные понятия;

4. извлекать из прочитанного нужный факт или событие;

5. прогнозировать события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстративный материал, с обсуждением при парной или групповой работе.

2. Репродуктивные умения:

1. воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;

2. делить текст на смысловые части, выделять в них главное;

 3. сокращать текст за счет устранения второстепенной информации для последующей передачи его содержания в форме диалога или монолога;

4. конструировать диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста;

5. составлять реферат, записывать тезисы.

3. Репродуктивно-продуктивные умения: 

1. раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст;

2. составлять план выступления по проблеме и делать краткие записи к каждому пункту плана;

3. передавать содержание текста от имени автора, 3-го лица, от себя лично;

4. реконструировать текст в интервью, беседу и инсценировать его в парной (или групповой) работе;

5. обобщать проблему, привлекая уже известные факты из других областей повседневной жизни.

4. Продуктивные умения:

1. использовать новые языковые и речевые средства, заключенные в ситуациях общения;

2. на основе текста писать реферат, небольшой доклад для выступления;

3. участвовать в проектной работе по известной теме.

Навыки чтения у разных людей разные. Их развитие помогает перерабатывать большее количество информации и экономить время. При зрительном восприятии текста важную роль играют:

– фиксация взгляда;

– остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;

– движение глаз

– передвижение взгляда с одного участка текста на другой;

 – поле зрения – участок текста, четко воспринимаемый глазами при одной фиксации взгляда.

Недостатки чтения: 

– регрессии (неоправданные, механические возвраты к уже прочитанному);

– артикуляция (внутреннее проговаривание текста), замедляющее скорость чтения в 3-4 раза;

– малое поле зрения (взглядом воспринимается 2-3 слова);

– слабое развитие смыслового прогнозирования (предугадывания);

– низкий уровень организации внимания (быстро переключаются на посторонние мысли и предметы);

– отсутствие гибкой стратегии чтения (нет цели, не используют правил обработки текста). В зависимости от цели чтения можно выбрать такие способы, как чтение-просмотр, ознакомительное чтение, углубленное чтение.

Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. Продуктом данного вида деятельности является записанный текст. В условиях письменной формы общения отсутствует непосредственный реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) и промежуточная обратная связь невозможна. Пишущий не видит реакцию читающего на каждую фразу, а может лишь предугадать эту реакцию. Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик.

Письменная речь – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно бывает отсроченным (письмо) и непосредственным (обмен записками). Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать.

Письмо как вид речевой деятельности развивается только на основе аутентичного учебного материала.

Необходимо уметь:

1. выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию;

2. делать нужные для последующего обсуждения проблемы записи;

3. составлять и заполнять анкеты;

4. писать краткую (развернутую) автобиографию;

5. составлять деловые письма, употребляя нужную форму речевого этикета;

6. писать письма личного характера с использованием правил речевого этикета.

Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, языка художественной литературы. Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, исправляя и дополняя. В письменной речи и подготовленной устной речи выбор и оценка языковых средств занимают значительное место.

 Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это активный мыслительный процесс, направленный на смысловую переработку речевых сообщений. В момент восприятия речи реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) не усваивает текст наподобие робота, механически записывающего информацию или принимающего команду, он создает собственный оригинальный текст, содержание которого зависит от интеллектуального и эмоционального опыта личности. В любом случае этот текст не тождествен тому, который был отправлен адресантом, это другой текст: каждая личность неповторима.

Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала и его психомеханической обработки и этап смысловой интерпретации. Установлено, что при восприятии речи на слух человек в среднем достигает только 25% уровня эффективности за 10 минут. Даже в неофициальных беседах усваивает в среднем 60 – 70 % того, что ему говорят. Причина - недостатки слушания:

– бездумное восприятие (речь - фон для какой-либо деятельности);

– обрывочное восприятие (воспринимаются отдельные части звучащей речи);

– узость восприятия (неумение критически проанализировать содержание сообщения и установить связь между ним и фактами действительности).

Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, необходимо понять для чего ты слушаешь (получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей).

Факторы эффективного слушания:

– отношение слушателей;

– интерес слушателей (образованные люди более внимательны, чем необразованные).

– мотивация слушателей (говорить о волнующих и конкретных вещах, использовать язык действия;

 – эмоциональное состояние (речь затрагивает вопросы близкие и интересные собеседнику)

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения: 

1. концентрироваться (следить за ходом мысли и деталями сообщаемого);

2. анализировать содержание (вычленять главную тему, идею в речи, делать выводы);

3. слушать критически (связывать услышанное со своим опытом, проанализировать);

4. конспектировать (записать услышанное).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности педагога с детьми " Что растет на грядке"

Материал предназначен для работы  воспитателей с детьми  раннего возраста...

Доклад «Речевая деятельность педагога»

Реформирование системы дошкольного образования породило новые подходы к нему, в том числе идею непрерывного профессионального роста работников сферы образования, одна из целей которого - развитие умен...

Статья "Речевая деятельность педагога"

Говорение, слушание, чтение, письмо...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию ( исследовательская деятельность) Тема: « Вода и её превращения»

Вода окружает нас везде. детям очень нравиться узнавать новое. Это занятие поможет в игровой форме познакомить детей с таким интересным веществом - водой....

Конспект выступления на ШДН "Развитие детской инициативы и самостоятельности в процессе совместной речевой деятельности педагога с детьми"

На сегодняшний день проблема развития речи дошкольников остаётся едва ли не самой актуальной для современного ДОУ...

Конспект совместной деятельности педагогов, детей и родителей по образовательной области «Речевое развитие» с элементами «Технологии исследовательской деятельности».

Ход мероприятия:Вход детей под музыку. Звук «Стужа».Воспитатель – Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наша встреча посвящена прекрасному времени года – зиме.Воспитатель &ndash...

Консультация для педагогов "Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей"

Консультация для педагогов "Роль педагога в формировании основ речевой деятельности детей"...