Статья "Речевая деятельность педагога"
учебно-методический материал на тему

Пшенникова Юлия Константиновна

Говорение, слушание, чтение, письмо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Речевая деятельность педагога: говорение, чтение, письмо, слушание»

Речевое общение – особый вид взаимодействия людей, обмен мыслями, сведениями, идеями с помощью языка.

Коммуникация – связь и взаимодействие двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию.

Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для того, кому они адресованы.

Элементами модели речевой коммуникации являются:

- адресант - человек, который отправляет информацию, говорит или пишет ее.

- адресат - человек, который получает информацию, читает или слушает ее.  

- текст - это речевое произведение, в нем есть замысел, тема, структура. Это результат деятельности людей в процессе речевого общения. В письменной форме речевое общение называется сообщением.

Без текста, без информации речевая коммуникация и сам процесс общения невозможны. 

Речевая деятельность – один из видов деятельности человека и направлена на решение конкретной задачи.

Она состоит из двух противоположных частей:

- восприятие чужой речи

- создание собственного высказывания.

Профессиональная речь педагога - главное средство обучения и воспитания. Уметь общаться, владеть содержанием профессионального образования, обладать развитыми способностями профессиональной коммуникации необходимо каждому учителю.

Речевая деятельность состоит из последовательных фраз, этапов:

- ориентировки (конкретный замысел, постановка целей речевой деятельности)

- планирование (осмысление, формулирование основных вопросов, определения порядка их следования)

- реализация (создание речи)

- контроль (корректировать замысел во время воспроизведения устного текста или совершенствовать написанное)

Для того, чтобы понимать и создавать речевые высказывания человеку необходимо овладеть такими видами речевой деятельности, как

Продуктивные (продуцируемые участниками общения)

          – говорение (устное выражение мысли);

– письмо (графическое, письменное выражение мысли);

Рецептивные (воспринимающие текст):

– слушание (восприятие речи на слух, понимание ее);

          – чтение (восприятие, понимание чужой записанной речи). Различают чтение вслух и тихое чтение – чтение про себя.

Они лежат в основе процесса речевой коммуникации. Успешность речевого общения зависит от того, насколько хорошо сформировались навыки речевой деятельности. Для учителя, владение каждым из этих видов речевой деятельности – необходимое условие профессионального мастерства.

           Каждый из них имеет свои особенности

Говорение – процесс формирования и формулирования мысли в момент произнесения высказывания (образуется устный текст). Главным средством говорения выступает голос. Когда мы говорим происходит не только подбор нужных слов, но и нужных конструкций (поэтому необходимо с ребенком заучивать стихотворения, так как в сознание формируются готовые структуры, которые впоследствии ребенок будет использовать инстинктивно). Для говорения также важна соответственная интонация, которая уместна для данного высказывания.

Основные правила говорения, значимые для педагога:

- четко определить коммуникативное намеренье (цель урока), продумать тему, содержание своей речи

- менять содержание речи опираясь на отклик собеседника

- в своей речи отражать такие свойства личности, как доброжелательность, стремление к сотрудничеству, компетентность

- в конце своей речи проверить соответствие ее замыслу

Говорение учителя часто имеет письменный источник.

Для улучшения навыков говорения необходимо освоение техники речи, а также быть готовым к поддержанию беседы на разнообразные темы, в этом поможет самообразование, оно позволит глубже разбираться в различных жизненных аспектах и улучшать стиль своей речи.

Слушание – смысловое восприятие устного высказывания. Это активный мыслительный процесс, в процессе которого речевые сообщения подвергаются смысловой переработке. В момент восприятия речи реципиент (тот, кто воспринимает речевую деятельность) создает свой собственный текст, опираясь на свой жизненный опыт. В любом случае этот текст разнится с тем, что был отправлен адресантом.

Слушание является компонентом общения и содержит два этапа: этап первичного анализа звукового сигнала, его обработки и этап смысловой интерпретации. Понимание речи во время слушания у человека достигает ¼ части уровня эффективности за 10 минут. Даже в частных беседах усваивает в среднем 2/3 части того, что говорят.

Причина состоит в недостатках слушания:

- поверхностное восприятие (речь определяется как фон для какой-либо деятельности);

- обрывочное восприятие (улавливаются разрозненные части звучащей речи);

- узость восприятия (неумение критически оценить содержание сообщения).

Для того чтобы развить навыки эффективного слушания, нужно ответить на вопрос: для чего ты слушаешь? (получение информации; развлечение; воодушевление; анализ фактов и идей).

Чтобы слушание приносило пользу, необходимо развивать в себе следующие умения: 

1. концентрироваться (отслеживать ходом мысли и детали сообщаемого);

2. анализировать содержание (вычленять главную тему, идею в речи, делать выводы);

3. слушать критически (связывать услышанное со своим опытом, проанализировать);

4. конспектировать (записать услышанное).

        Основные правила слушания, значимые для педагога:

- понять речевой замысел собеседника – это речевой замысел учителя.

- уметь спрогнозировать содержание его речи с первых фраз

- проявлять активность в общении, при необходимости, помочь собеседнику (наводящими вопросами, положительной оценкой услышанного, резюмируйте его речь)

- быть внимательным и дружелюбным слушателем

- когда закончили общение покажите, что вы поняли речь автора, если не поняли, выясните его речевое намерение.

Чтение – рецептивный вид речевой деятельности, целями которого является получение и переработка письменной информации. Процесс чтения определяется особенностями текста. Прежде чем начать работать с текстом, учителю необходимо определить, с какой целью будет использован данный текст:

 – для ознакомления с общим содержанием текста (ознакомительное чтение);

 – для выборочного ознакомления с текстом (просмотровое чтение);

– для подробного изучения содержания текста (изучающее чтение).          

Педагогу необходимо формировать у учащихся разнообразные умения чтения:

1. Рецептивные умения (восприятие речи): 

1. предугадать содержание текста с помощью заголовка, схемы, комментария, иллюстраций с опорой на наводящие вопросы

2. понимать то, что прочитал, выделяя главную мысль, идею, основную информацию

3. понимать полное содержание прочитанного опираясь на известные понятия;

4. вычленять из прочитанного нужный факт или событие;

5. предвидеть события и факты, опираясь на заголовок, схему, комментарий, иллюстрации, с обсуждением при парной или групповой работе.

2. Репродуктивные умения (воспроизведение речи):

1. воспроизводить прочитанное с опорой на ключевые слова, план, наводящие вопросы;

2. расчленять текст на смысловые части, выделяя главное;

3. сокращать текст, выделяя главную информации, чтобы передать его содержания в форме диалога или монолога;

4. строить диалог в форме интервью, разговора на основе прочитанного текста;

5. писать реферат, тезисы.

3. Репродуктивные + продуктивные умения: 

1. раскрывать и обсуждать проблемы с опорой на текст;

2. составлять план своего выступления, делая пометки к каждому пункту плана;

3. воспроизводить прочитанное от имени автора, 3-го лица, от себя лично;

4. преобразовывать текст в интервью, беседу и проигрывать его в парной (или групповой) работе;

5. подытожить проблему, используя уже известные факты из других областей повседневной жизни.

4. Продуктивные умения:

1. использовать новые языковые и речевые средства

2. на основе текста писать реферат, небольшой доклад для выступления;

3. участвовать в проектной работе по теме.

Навыки чтения у всех разные. Если их развивать, то это поможет человеку в освоении большого объема информации за более короткий промежуток времени. При зрительном восприятии текста важную роль играют:

– сосредоточение взгляда;

– остановка глаз на доли секунды при восприятии написанного;

– движение глаз

– переброска взгляда с одного куска текста на другой;

 – поле зрения – участок текста, воспринимаемый глазами при взгляде.

Письмо – процесс создания текста с последующей графической его фиксацией. В результате письма образуется записанный текст. В письменной форме общения отсутствует реципиент, то есть тот, кто воспринимает речевую деятельность. Автор текста не видит отношения читающего на свой текст, а может лишь предугадать ее.

Написание может быть полным или сокращенным. По степени готовности различаются черновик и чистовик.

Письменная речь – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Она делится на отсроченную (письмо) и непосредственную (обмен записками). Ей присуща весьма сложная организация, которой необходимо специально овладевать.

Для овладения письменной речью надо научиться:

1. выписывать из текста ключевые слова, опорные предложения, нужную информацию;

2. делать записи для последующего обсуждения проблемы;

3. составлять и заполнять анкеты;

4. писать краткую (развернутую) автобиографию;

5. составлять деловые письма, используя необходимую для данной ситуации форму речевого этикета;

6. писать письма частного характера, с применением правил речевого этикета.

Когда человек пишет, он дольше обдумывает свою речь, корректируя и дополняя ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...

Психодиагностическая работа педагога-психолога ОУ по выявлению сформированности компонентов профессиональной деятельности педагогов .

В данной работе собран диагностический инструментарий   способствующий выявлению сформированности компонентов  профессиональной деятельности педагогов, а так же диагностические методик...

Консультация для педагогов "МОТИВАЦИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ". Педагог Шкилева Елена Валерьевна

Чтобы правильно организовать образовательную деятельность необходимо заинтересовать дошкольников, мотивировать их на совместную деятельность......

Деятельность педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО (из опыта работы): "Значение использования коммуникативных игр в деятельности педагога-психолога."

08.02.2020г. в ГБОУ Гимназия №586 Василеостровского р-на СПб проводилась Всероссийская научно-практическая конференция "ФГОС: традиции и инновации в ДО".В рамках Секции №1 "Проектирован...