статья "Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений"
статья

Тамара Петровна Матвеева

статья "Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp_statya.docx27.75 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры в формировании элементарных математических представлений

Математика сегодня - одна из наиболее важных областей знания современного человека. Широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от него определенного минимума математических знаний и представлений.
С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой. Обучению дошкольников основам математики отводится важное место. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития.  Она обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр и игровых упражнений. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных)
 представлений детей. 

В настоящее время в обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников. Дети дошкольного возраста очень любознательны, они с радостью  открывают для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей помочь ребенку сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной исследовательской деятельности. Развитие элементарных математических представлений по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. С помощью их идет умственное развитие ребенка, гибкость мышления, развитие логики. Все эти качества пригодятся детям для успешного развития и обучения в школе.

В своей работе использую дидактические игры не только в непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной работе, а так же в утренний и вечерний промежуток времени, когда дети сами по личной инициативе выбирают понравившуюся игру, или с подгруппой детей выполняем игровые упражнения специально запланированные мной.

Все дидактические игры делятся на несколько групп:

  1. Игры с цифрами и числами.
  2. Игры путешествие во времени.
  3. Игры на ориентировку в пространстве.
  4. Игры с геометрическими фигурами.
  5. Игры на логическое внимание.

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, знакомлю детей с образованием всех чисел в пределах 5,10(20, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Играя в такие дидактические игры, как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Сосчитай правильно", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 5,10(20)и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Считай - не ошибись", "Составь цифру",  и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Дидактическая игра «Математические цветочки»

Цель: формирование простейших математических представлений, активизация умственной деятельности. 

Игровое пособие можно использовать как при индивидуальной, так и подгрупповой работе с детьми 5-7 лет.

Задачи: продолжать закреплять представления детей о числе и количестве, развивать умение определять место того или иного числа в ряду по его отношению к предыдущему и последующему, развивать мелкую моторику, воспитывать интерес к математическим знаниям, умение понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно.

Материал: Бельевые разноцветные прищепки, карточки-цветы с заданиями в количестве 33 штук.

Описание игры.

1. ребенку (детям) предлагается посчитать предметы, нарисованные в серединке цветка, а затем с помощью прищепок указать ответы.

2. с помощью прищепок указать цифры, которые меньше или больше заданных цифр

3. определить пропущенные цифры

4. определить «соседей» заданных цифр.

Д/и «Посади божью коровку на листок»

Цель игры: закрепление навыков счета в пределах 5-10; содействовать развитию умения сравнивать количество предметов

Ход игры: Детям предлагают посчитать точки у Божьих коровок и положить их на нужные листочки.

Д/и «Найди число»

Цель игры: развитие мелкой моторики и изучения счета от 1 до 10. Содействовать формированию навыка понимания отношений рядом стоящих чисел в пределах 10.

Ход игры: Дети рассматривают картинки с совами, определяют пропущенные число и по очереди заполняют пустые окошки прищепками с цифрами. Затем называют числа на карточке.

Вторая группа математических игр (игры путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Я предлагаю игру «Живая неделя» с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

Д/И«Живая неделя»

Семь детей у доски построились и посчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит«Я – понедельник. Какой день следующий?»Выходит второй ребенок и говорит«Я – понедельник. Какой день следующий?»Выходит второй ребенок и говорит«Я - вторник. Какой день следующий?» и т. д. Вся группа дает задание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника.

Д/и «Части суток»

Цель: расширять представления и закреплять знания детей о частях суток, их последовательности, содействовать формированию навыка соотносить положение солнца с частями суток, подбирать сюжетные картинки к соответствующему времени суток, расширять словарь дошкольников, развивать внимание, память, речь, быстроту реакции.

Ход игры:

1вариант. Дети получают карточки с изображением положения солнца в разное время суток. По сигналу воспитателя «Стройся по порядку» дети встают в один ряд в соответствии с последовательностью частей суток.

2 вариант. Дети получают карточки с положением солнца в разное время суток. Перед ними лежат еще картинки с изображением действий, которые совершают дети в разное время суток.

В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Круглый год", "Двенадцать месяцев", «Наш день», «Когда это бывает?» которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Моя задача - научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит медведь, слева от куклы – кубик и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку". По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры,  дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Д/и «Что изменилось?»

На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают об изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял справа от кошки, а теперь стоит слева от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

Д/и «Найди похожую»

Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, а за ним- мартышка, последним мишка» или «В середине- большой чайник, справа от него- голубая чашка, слева - розовая чашка.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур с целью повторения материала использую дидактическую игру « Геометрическая мозаика». Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задания разной сложности. Например,

-составление изображения предмета из геометрических фигур,

-работа по условию

-работа по собственному замыслу.

В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.

Д/и «Четвертый лишний» (геометрические фигуры)

Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах и цвете. Содействовать развитию навыка классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

Ход игры: Три из предложенных картинки относятся к одной группе предметов, четвертый - к другой группе. Дети называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор.

Д/и «Только одно свойство»

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры: у двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления. Существует множество дидактических игр для развития логического мышления. В своей практике я использую следующие:

Задачи-шутки


    1. Кто быстрее плавает утенок или цыпленок?

2. Кто быстрее долетит до цветка бабочка или гусеница?

3. Над лесом летели три рыбки. Две приземлились. Сколько улетело?

4. По морю плыл большой, красивый паровоз. На палубе было много людей. Всем было хорошо. Как звали капитана?

5. Летели два крокодила. Один красный, другой синий. Кто быстрее долетит?

6. У мамы есть кот Пушок, дочка Даша и собачка Шарик. Сколько у мамы детей?


Логические концовки.


1.Если стол выше стула, то стул... (ниже стола).
2.Если сестра старше брата, то брат ... (младше сестры).
3.Если река шире ручейка, то ручеек ... (уже реки).
4.Если линейка длиннее карандаша, то карандаш ... (короче линейки).
5.Если 5 больше 4, то 4 ... (меньше 5).

Загадки занимательные.


Загадки имеют большое значение при развитии мышления, воображения дошкольников. При знакомстве с числами можно предлагать детям разгадывать такие загадки, в которых упоминаются те или иные числительные.


1.Братья друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы.)
2.Пять мальчиков, пять чуланчиков, разошлись мальчики в темные чуланчики. (Пальцы в перчатке.)
3.Чтоб не мерзнуть пять ребят в печке вязаной сидят. (Рукавица.)
4.Пять братцев в одном домике живут. (Варежка.)
5.Что становится легче, когда его надувают? (Шарик.)
6.На четырех ногах стою, ходить вовсе не могу. (Стол.)
7.Имеет четыре зуба. Каждый день появляется за столом, а ничего не ест. Что это? (Вилка.)

Задачи в стихотворной форме.


1.В рыбьем царстве к осетру
Приплывают по утру
Три молоденькие щучки,
Чтоб ему почистить щечки,
А четыре чебака
Моют брюхо и бока.
Посчитай-ка, детвора,
Сколько слуг у осетра?

2. Пять пирожков лежало в миске.
Два пирожка взяла Лариска,
Еще один стащила киска.
А сколько же осталось в миске?

3. Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей?

4. Шесть веселых медвежат
За малиной в лес спешат
Но один из них устал,
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?

Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Переходя от простых заданий к более сложным, я уделяю внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности. Использование дидактических игр и игровых упражнений на занятиях и в свободной деятельности детей благотворно влияет на усвоение элементарных математических представлений у дошкольников и способствует повышению уровня математического развития детей. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремитесь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Познание должно быть радостным!

Используемая литература:

1. Михайлова З.А. 'Игровые занимательные задачи для дошкольников' - Москва: Просвещение, 1985

 2. Калиниченко А. В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие / А. В. Калиниченко. — М.: Айрис-пресс,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект игры на формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста ( первая младшая группа)

План  -  конспект   игры   на формирование   элементарных математическихпредставлений  у  детей  раннего возраста  ( первая млад...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений

В данной презентации представлены  игры по формированию количественных, временных и пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Дидактические игры для формирования элементарных математических представлений.

Дидактические игры на занятиях по математике в детском саду....

Авторские игры по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. С помощью игры закрепляются полученные знания, умения, навыки. В игру ребёнок включается с охотой и с желанием.Уважаемые педагоги! Хочу ...

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей от 3 до 4 лет.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, реч...