«ТРИЗ как средство формирования математических способностей в дошкольном возрасте»
консультация

Курская Наталья Валерьевна

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С. Альтшуллер).

Целью использования ТРИЗ – технологии в развитии математических способностей детей дошкольного возраста является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием научно-технических и информационно - коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_kak_sredstvo_formirovaniya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

«ТРИЗ как средство формирования

 математических способностей в дошкольном возрасте»

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г.С. Альтшуллер).

Целью использования ТРИЗ – технологии в развитии математических способностей детей дошкольного возраста является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта дошкольника играет формирование элементарных математических представлений. Проблема обучения детей математике в современной жизни приобретает большое значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием научно-технических и информационно - коммуникационных технологий и проникновением их в различные области знаний.

Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Возможно путем внедрения новых, более эффективных технологий, методов и разнообразных форм для развития математических способностей детей дошкольного возраста. Одним из перспективных технологий, способствующих решению данной проблемы, является технология ТРИЗ.

Дошкольник в силу своей возрастной специфики - искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно.

Эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

 В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребёнка.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребёнка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Одна из важных задач воспитателей – развить у ребёнка интерес к математике в дошкольном возрасте.

ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

 Обучение математике детей дошкольного возраста невообразимо без использования занимательного материала. Роль этого материала устанавливается с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Главной задачей   активизировать умственную деятельность, заинтересовать детей математическим материалом, увлечь   детей, при этом развивать ум, расширять и углублять математические представления, фиксировать полученные знания и умения, тренировать в применении их в других видах деятельности, новой обстановке.

Любая математическая задача на сообразительность, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована увлекательным сюжетом: умственная задача осуществляется средствами игры в игровых действиях.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок. Они упорно ищут ход решения, который ведет к результату. Ребёнку занимательна конечная цель, которая увлекает его.

Применяя на занятиях разнообразные головоломки: в дошкольном возрасте наиболее приемлемы головоломки с палочками Кюизенера, «Танграм», квадраты «Никитина» и др.  В ходе их решения идёт преобразование одних фигур в другие.

При организации таких игр у ребёнка формируются умения и навыки. Он учится получать информацию, ориентироваться в источниках информации, абсорбируя имена признаков объектов (цвет, форма, материал). Ребёнок постигает умение задавать различные вопросы. Он учится делать выводы из полученной информации.

Дети испытывают особое удовольствие от решения нестандартных творческих задач. Математическая культура формирует потенциал личностного развития ребёнка, вырабатывает те качества, которые необходимы ему в жизни: мышление, внимание, память, речь.

Таким образом, игры, созданные на технологии ТРИЗ, содействуют не только развитию мышления и воображения детей дошкольного возраста, формированию их навыков проведения мысленных экспериментов и работы с разного рода проблемами, но и являются эффективным средством развития всех умений информационной компетентности воспитанников.

Формируя элементарные математические представления у воспитанников   на основе этой системы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).

Используемая литература

  1. Бухвалов В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 144 с.
  2. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. – М.: Приоритет – МВ, 2006. – 48 с.
  3. Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112 с.
  4. Подгорных О. М. Формирование целостной картины мира у детей. – Волгоград: Учитель, 2012. – 65 с.
  5. Сидорчук Т. А., Лелюх С. В. Метод формирования у дошкольников классификационных навыков. - М.: Аркти, 2016. – с. 10, 12, 18.
  6. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – с. 112–124.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Целью ТРИЗ - педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретитьс...

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Актуальность, основные методы и приемы, их описание, примеры использования, этапы работы с элементами ТРИЗ....

статья "ТРИЗ как средство формирования представлений детей дошкольного возраста о правилах дорожного поведения"

Педагогическая технология, основанная на ТРИЗ формирует специальные знания, умения, навыки и привычки безопасного поведения на дороге, а также воспитывает дисциплинированность, самостоятельность...

Музыкально-театрализованная деятельность как средство развития способностей детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются актуальные вопросы развития способностей детей дошкольного возраста посредством приобщения их к музыкально-театрализованной деятельности...

«Камешки «Марблс» - как средство познавательны способностей детей дошкольного возраста»

Игры с камушками оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает люб...

Буклет "Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Представлен буклет "Сказка по технологии ТРИЗ как средство развития речи детей дошкольного возраста", отражающий основные моменты реализации данной технологии в моей работе...