Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Стоит над Волгой светлый город»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте, и именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей малой Родине – месту, где родился, к своему родному городу. Формирование у детей любви к Родине это – накопление ими социального опыта жизни о своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. И одна из важных наших задач воспитать в детях бережное отношение ко всему тому, что их окружает, осознать себя частью города, заложить фундамент личности в ребёнке.

Данное занятие может проводиться с детьми подготовительной к школе группе (6-7 лет) по теме «Мой город – моя малая родина». Данный материал рассчитан на различный уровень подготовки детей и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к родному городу. Систематизируются знания воспитанников о крае, в котором они родились и живут. Формируются патриотические черты личности ребёнка. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc135.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №27 «Рябинка»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Виртуальная экскурсия

«Стоит над Волгой светлый город»

 (подготовительная к школе группа)

                                                                                                                          воспитатель:

                                                                                                                 Холодова Е.М

Новочебоксарск 2021г.                           

Программное содержание:

  • Развивающие задачи: развивать познавательную активность, любознательность, настойчивость в поисках ответа на возникающие вопросы.
  • Обучающие задачи: учить детей выделять характерные особенности родной местности; показать детям, чем славен город Новочебоксарск, познакомить с его историей, традициями, достопримечательностями, знаменитыми людьми.
  • Воспитательные задачи: воспитание нравственно-духовных качеств личности ребенка - любви к своей малой Родине – родному городу, уважение к его традициям и обычаям, эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре. Формирование патриотических чувств через использование мультимедийного оборудования.
  • Речевые задачи: закреплять интерес к самостоятельному речевому творчеству, умение составлять описательные рассказы об интересных местах родного города, выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Материал к занятию:

  • Фотоиллюстрации о городе.
  • Презентация
  • Карта Чувашской Республики.
  • Карта Новочебоксарска.
  • Герб, флаг, талисман города.
  • Раздаточный материал: картинки с изображением растений, животных, птиц, пищевых продуктов.
  • Аудиозапись песни «Песня о Новочебоксарске»
  • Глобус.
  • Строительный материал для детского конструирования.

Предварительная работа:

  • Беседы с детьми на темы «Мой родной край», «Мой город».
  • Выставка детских рисунков «Здравствуй, город, я твой житель».
  • Экскурсия в краеведческий музей.
  • Дидактическая игра «Герб города».
  • Настольная игра «Район, в котором мы живем».

Ход занятия: На мольбертах - карта Чувашской республики и города Новочебоксарска, на столе стоит глобус, рядом с глобусом - куклы в русских и чувашских национальных костюмах.

Воспитатель: Есть на Волге синеокой,

     На высоком берегу

     Город юный, город новый-

     Наглядеться не могу!

     И растет он словно в сказке,

     Как таежный Братск, Ангарск,

     Город юности зовется-

     Это …  

 Дети: Новочебоксарск.

 Воспитатель: Наш любимый город Новочебоксарск - это часть большой нашей прекрасной страны России. Наш город прекрасен и уютен в любое время года: летом он утопает в зелени и в цветах, весной – в липовом и черемуховом цвете, осенью - в золотой листве, а зимой - в белоснежной метели. Ребята, сегодня я хочу вам предложить устроить настоящий праздник города, для этого мы с вами сегодня отправимся в путешествие «По страницам истории нашего города». Включается презентация «Виртуальная экскурсия по городу» (слайды меняются по ходу путешествия).

Мы отправимся в город любимый

Город-спутник – такой молодой!

И отметим с любовью и лаской,

Он на свете нам самый родной!                                  

            Немало есть в России городов с многовековой, славной историей. История же Новочебоксарска пишется сегодня, а многие его жители были участниками и свидетелями становления нового города. Новочебоксарск самый молодой город Поволжья. Дата его основания 18 ноября 1960 года. Именно в этот день был заложен фундамент первого дома. Сегодня в Новочебоксарске проживает более 126 тысяч человек. (слайд 3)

Воспитатель: Следующая страничка нашего путешествия - викторина под названием «Что мы знаем о нашем городе?»

Вопросы и загадки для викторины:

  • Город спутник вырос тут, город этот как зовут?

 Дети: Новочебоксарск!

 Воспитатель: Эта река широка, эта река - глубока.

                          В памяти хранится долго,

                          А зовется она …

Дети: Волга.

 Воспитатель: Наш город Новочебоксарск, второй по демографическому и промышленному потенциалу город республиканского значения. Он находится на правом берегу Волги. По городу ездят троллейбусы, микроавтобусы и маршрутки

  • Как назывался Новочебоксарск первоначально?

Дети: Спутник.

  • Чем знаменит наш город?

 Дети: В нашем городе есть «Химпром», Чебоксарская ГЭС, Церковь, Соборная площадь, ипподром…  

 Воспитатель: Новочебоксарск — это современный город химиков, энергетиков и строителей. В городе Новочебоксарск работают разные предприятия (слайд 4 - 9). К ним относятся «Химпром», «Перкарбонат», ЗАО НПП «Спектр». К энергетической промышленности относятся ТЭЦ-3 и ГЭС. Также в городе есть асфальтобетонный завод ОАО «Дорисс». Жителям и гостям республики известна продукция фабрики «Пике» и швейного предприятия «Элита». Уникальным предприятием является «Шевле», где налажен выпуск сувениров и украшений с национальной символикой. Известна всем макаронная фабрика «Росинка», всегда желанны овощи агрофирмы «Ольдеевская». В городе большое внимание уделяется здоровью, 9 лечебно-профилактических учреждений обслуживают население. Сегодня в Новочебоксарске сложилась стройная система образовательных учреждений, способных организовать качественное обучение и воспитание на уровне самых современных требований. В Новочебоксарске 19 дневных общеобразовательных школ, три профессиональных училища, Химико-механический техникум, а также филиалы и представительства высших учебных заведений. Также здесь действует крупнейший в республике спортивный комплекс и единственный в республике закрытый ледовый дворец. В этом городе дружно живут чуваши, русские, татары и другие.

Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои гербы и флаги, есть свой герб и свой флаг и у нашего города. Кто из вас знает, для чего они нужны и что они обозначают?

Дети: Герб – это отличительный знак города. Герб города Новочебоксарска представляет собой «Золотое стропило, обремененное тремя летящими утками, держащими в клювах зеленые дубовые ветви». Флаг Новочебоксарска - прямоугольное полотнище жёлтого цвета.  К верхним углам прилегают два поля синего цвета в форме треугольников. К нижней грани полотнища прилегает поле зелёного цвета в форме треугольника.  На жёлтой части полотнища — три лазоревых летящих к древу утки, держащих в клювах зеленые дубовые ветви: одна в центре и две ниже нее. У Новочебоксарска есть свой талисман – бельчонок.

Воспитатель: Как вы много знаете о символах своего города! Следующая страничка нашего путешествия «Мы любим свой край» поможет нам вспомнить пословицы русского и чувашского народа о родном крае.

(Дети вспоминают пословицы о Родине, о родном крае.)

  • За край свой насмерть стой.
  • Где родился, там и пригодился.
  • Дома и стены помогают.
  • Всякому зерну своя борозда.
  • Всякому мила своя сторона.
  • Родина-мать, умей за нее постоять.
  • Родная сторона-мать.
  • Родной куст и зайцу дорог.

Воспитатель: Территория, занимаемая Новочебоксарском, имеет древнюю историю. В этом районе археологи обнаружили две стоянки древних людей, относящихся к эпохе каменного века: первая, находится в нынешней черте города, а вторая в микрорайоне Иваново.  Курганы бронзового века имеются при селениях Юраково, Банново (ныне в черте Новочебоксарска). А теперь - «Пир на весь мир» - так называется наша следующая страничка.

Пировали на Руси!

Ой, помилуй и спаси!

Сядут есть Степан с Иваном,

Глядь - уже и нет барана.

Глеба позовут, дружка.

Уплетут втроем быка,

Щей ведро, бадью грибочков,

Пироги и каши бочку,

Вслед - блинов большую горку

С медом, маслом и икоркой.

Выпьют кваса – и к соседу

Не спеша идут обедать.

Проводится игра «Чем питались наши предки?» дети выбирают из предложенных карточек только те, на которых нарисованы продукты питания, которыми питались люди в древности. На карточках изображены: каша, хлеб, мороженое, рыба, мясо, печенье, торт, квас, лимонад, картошка, репа.

Воспитатель: Правильно, наши предки в основном питались рыбой, потому что наш город находится на берегу реки Волга. Еще часто употребляли каши и хлеб, на праздники ели мясо, так как на месте нашего города раньше располагалось тринадцать деревень, в которых люди занимались земледелием и скотоводством.

 Говорят, что каждый город – это книга. А ее страницы – улицы. В нашем городе много улиц, и у каждой из них – свое название. Одни носят имена знаменитых людей, другие – названы в честь каких-либо событий. Теперь поговорим об улицах нашего города, наш город обязан своим рождением двум промышленным объектам: Химпрому и Чебоксарской ГЭС, в названии каких улиц нашего города это отражено?

Дети:  В нем есть переулок Химиков и бульвар Гидростроителей (слайд 11).

Воспитатель: Скажите, как называется главная улица города и в честь кого она названа?

Дети: Главная улица города называется улица Винокурова

Воспитатель: Правильно, а названа она в честь танкиста Винокурова Вячеслава Петровича (1913-1942). В 30-х годах он окончил бронетанковую школу, служил на Дальнем Востоке, участвовал в боях с японскими захватчиками у озера Хасан. В 1938 году ему первому из Чувашии присвоено звание Героя Советского Союза. В Великую Отечественную войну В. П. Винокуров служил в штабе Западного фронта, командовал 200-й бронетанковой бригадой. Участвовал в боях под Москвой и на Смоленщине. 30 ноября 1942 года геройски погиб под г. Сычевка Смоленской области, где нашему земляку - танкисту установлен памятник. А еще на улице Винокурова расположен монумент жертвам Чернобыля (слайд 12).

Воспитатель: Какие ещё улицы нашего города названы именами героев Великой отечественной войны?

Дети: Улица Жени Крутовой названа в честь выпускницы Чебоксарского аэроклуба. В годы Великой Отечественной войны Женя Крутова сражалась в составе ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Была командиром звена. Погибла при выполнении боевого задания.  

Воспитатель: Правильно. В память о погибших во время Великой Отечественной войны в нашем городе установлены памятники и обелиски. Есть обелиски в д.Ольдеево, д.Иваново, д.Чедино, д.Банново, д.Тоскинеево, д.Ельниково. Всего из 13 деревень, на основании которых был построен Новочебоксарск, на фронт ушли более тысячи жителей, 765 из них погибли (слайд 10).

Воспитатель: Именами еще, каких знаменитых людей названы улицы города?

Дети: Терешковой, Семенова.

Воспитатель: Верно, Валентина Терешкова первая женщина космонавт. А Иван Семенов – первый революционер, устанавливающий Советскую власть в деревне Ельниково (слайд 13).  Как вы думаете, а почему улица Парковая названа так?

Дети: Она названа так потому, что на этой улице находятся дома рядом с парковыми аллеями.

Воспитатель: Улица Набережная, Воинов Интернационалистов. Что вы о них можете сказать?

Дети: Набережная улица находится на берегу реки Волга. А улица Воинов Интернационалистов названа так в честь наших солдат, которые поехали помогать мирным людям страны Афганистан, когда там началась война.

Воспитатель: Знатоками города могу я вас назвать,

                        А теперь прошу вас загадки отгадать.

На улицах нашего города есть множество зданий. О них и загадки.

Этот дом – он самый главный,

Там живут детишки славно.

Там играют и поют.

Кашу вкусную дают.    

                                       (Детский сад).

Это дом для школьников,

Для учителей.

Учат книжки там читать,

Задачи разные решать.

                                        (Школа).

В этом доме продавцы

Продают нам огурцы.

Макароны, холодец.

Еще сладкий леденец.

                                         (Магазин).

Воспитатель: Наш город с каждым годом становится все краше и краше (слайд 14-17).  Быть может, когда вы станете взрослыми, построите в городе множество новых зданий и домов. А пока мы можем составить макет нашего будущего города. Следующая страничка нашего путешествия называется «Юный архитектор».

Дети строят постройки разной величины и формы (детский сад, школа, бассейн, вокзал, магазин, и т. д.) После выполнения работы дети рассказывают о своих сооружениях.

Воспитатель: Ко дню рождения принято готовить подарки. Мы с вами подарим нашему любимому городу стихи и песни.

Дети рассказывают стихи:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         1ребенок   Я в городе нашем жить очень рад!

                    Цветет он как весенний сад.

                    По тихим улицам пройдусь,

                    Ему я мило улыбнусь (слайд 18)

2 ребенок.     Ширь Волги вдохновит меня,

                       Большими волнами пленя.

                       Здравствуй, город мой родной,

                       Для нас ты - самый дорогой.

3 ребенок.     Есть много разных городов

                       На просторе всей страны.

     Я с гордостью сказать готов:

     Нет милей родной стороны.

  4 ребенок.    По улицам твоим пройдусь,

      Тебе я, город, улыбнусь.

      Живу здесь я, живут друзья,

      Здесь живет моя семья.

Все вместе:   Стоит над Волгой светлый город,

                        Навек душой и сердцем молод.

                        Шумят крутые волны,

                        Просторы песней полны…

                        Расти цветущий, синеокий,

                        Прекрасный Новочебоксарск! (презентация - слайд 19)

                                                Звучит песня о Новочебоксарске


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра в развитии дошкольников. Конспект занятия в подготовительной группе по теме: "Путешествие по городу профессий".

Игра - наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний, их реальная жизнь  в обществе сверстников. Общение детей друг с другом...

Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Чапаевск любимый,город мой родной"

Материал о нашем городе, его достопримечательности, игры, художественное слово....

Стоит над Волгой светлый город

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культу...

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Светлое Воскресение Христово»

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Светлое Воскресение Христово»...

Сценарий мероприятия в подготовительной группе на тему «День Победы-счастливый, светлый день весны»

«Муниципальное   бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждениеДетский сад №12  г.Калининска   Саратовской  области»...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Москва-город герой, Москва-город героев».

Конспект занятия в подготовительной группена тему:«Москва-город герой, Москва-город героев».Задачи:-нравственное воспитание:- воспитывать уважительное отношение и любовь к родному городу;-воспитывать ...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Сегодня так светло кругом!»

Познакомить детей со стихами об осени; приобщать их к поэтической речи. Расширить представления детей об изменениях, происходящих в природе с приходом осени, отображенных, в стихах русских поэтов....