КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА»
консультация

Наталья Васильевна Старосельцева

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммукативного, , хужожественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческихспособностей.Для того, чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к театрализованной игре, необходимо хорошо понимать  её специфику. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ves_mir_-_teatr.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ №305

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ  ИГРА»

                                    Составила Старосельцева Н.В.

               2018г.

Театрализованная игра

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Это означает, прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому, что чем выразительней речь, тем больше в ней выступает говорящий; его лицо, он сам. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у старших детей.

Цель занятий театральных – это формирование личности ребенка, выработка определенной системы ценностей, чувства ответственности за общее дело, желания заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Закрепляются коммуникативные навыки – умение выразить ясно для окружающих свою мысль, намерение, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие. Занятия стимулируют развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействует расцвету творческого воображения.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время, органично включена в другие занятия (родной язык, изодеятельность, музыкальные). Желательно, чтобы театрализованная деятельность проводилась небольшими подгруппами, причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятия.  

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка. Поэтому, при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • Особенности его эмоционального развития;
  • Интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности;
  • Возрастные и полоролевые особенности.

Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий» уголок, где ребенок может побыть один и прорепетировать роль перед зеркалом.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей, предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный, театр картинок, игрушек и петрушек). Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, экспериментов с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклю. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании театральной зоны в группе предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. В группе для детей 5-7 лет более широко должны быть представлены разные виды кукольного театра, разнообразные материалы для изготовления атрибутов.

Таким образом, проектирование зоны театральной деятельности детей предполагает:

  • Обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • Организация «зон приватности»;
  • Предоставление права и свободы выбора;
  • Создание условий для моделирования, поиска и экспериментов;
  • Возрастная и полоролевая адресованность оборудования материалов.

Содержание театрализованных занятий включает в себя: просмотр кукольных спектаклей, беседы по ним, игры-драматизации, разыгрывание сказок и инсценировок, упражнения по формированию выразительности исполнения, упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Занятия строятся на использовании театральной педагогики: техника речи (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, упражнения для языка, выразительное чтение), сценическое движение (этюды со словами и без, пантомима, занятия у зеркала). В течение года в каждой группе ставится минимум 2 спектакля. Для самых маленьких предназначены потешки, игры с Петрушкой, сказки.

1 младшая группа. Рекомендуется игра-драматизация. Дети знакомятся с куклой Машей, которая умеет танцевать и петь, с медвежонком Мишей, который играет на гармошке. В ответ на выступление игрушек воспитатель предлагает детям спеть, станцевать. В таком концертно-диалоговом общении проявляются первые ростки активности детей, формируется эмоциональная отзывчивость на ролевое поведение. Небольшие сценки-диалоги, показанные взрослым при помощи настольного или кукольного театра, развивает образное представление детей. В поле зрения ребенка 2х лет должно находиться не более одного - двух предметов. Поэтому куклы, участвующие в спектакле, должны взаимодействовать непродолжительное время. Следует побуждать малышей к высказыванию своих чувств, впечатлений («Видишь киску? Киске больно?»,  «Лена у нас зайка. Зайке холодно?»). В совместной игре нужно брать на себя инициативу, но поощрять самостоятельные действия детей.

2 младшая группа. Дети этой группы начинают постепенно овладевать ролевыми умениями – объединяют игрушки в уме, включаются в сюжетно-ролевую игру. Расширяя сюжеты, воспитатель акцентирует внимание детей уже на деталях исполняемой роли, помогает ребенку создать характер разыгрываемого персонажа. Хорошим материалом для разыгрывания в этом возрасте служат произведения малых фольклорных форм: потешки, прибаутки, песенки, стишки. Для совместной игры можно привлекать детей из старших групп – совместная деятельность станет стимулом к развитии. театрализованной деятельности. В 1-ой и 2-ой младшей группе – активный «Звериный период». Дети учатся двигаться, изображать зверей, наблюдать за их повадками. Впечатление от просмотренных спектаклей дети переносят в свободную игру, любят наряжаться в знакомых героев, используя имеющиеся костюмы. Воспитатель должен поощрять первые попытки детей использовать выразительность в изображении персонажа.

Средняя группа. У детей этого возраста развивается полноценное ощущение роли и возможностей, связанных с «проживанием» в ней. Ребенок входит в мир взрослых при помощи игры, создает в ней свой собственный мир. Дети хотят играть любые роли – реальные и вымышленные, сказочные ситуации. Важное место в содержании игр занимает героика. Воспитатель в работе с детьми должен руководствоваться следующими правилами: осуществлять выбор детей на роль с учетом их собственных желаний, побуждать всех детей разыгрывать изучаемое художественное произведение, прослеживать какие роли были сыграны каждым ребенком, каковы его основные достижения, при неоднократном обыгрывании сказки, рассказа, истории помнить о необходимости сохранение свежести восприятия детьми, для чего использовать различные виды театра, постановку новых художественных задач.

Старшая группа. У детей данного возраста появляются большие возможности для раскрытия творческого потенциала. Они более самостоятельны в выборе ролей, тематике игры, построении и развитии сюжета. А воспитатель лишь активизирует творческие проявления в сочинении сюжетов для собственных игр. Дети объединяются в игре, образуя творческий коллектив, воспитатель умело руководит им. Разыгрывание ролей носит импровизационный характер: могут быть различные добавления, уточнения. В работе над ролью поможет коллективное обсуждение внешнего вида героя, его поступков. В активное обсуждение следует включать самых стеснительных, объединять детей в творческие коллективы «художников», «оформителей», «гримеров», «актеров» и т.д. Общее дело позволяет укрепить чувство товарищества. Воспитатель должен отмечать малейший положительный результат, индивидуальный рост ребенка и являться образцом творческого поведения.

Подготовительная группа. В подготовительной группе проявляется мощный познавательный мотив. Поэтому основная цель воспитателя на этом этапе заключается в создании необходимых условий для развития творческой активности детей в театрализованных играх. Детей интересует ситуативное поведение героя, его внутренний мир. Воспитателю следует знакомить детей с рассказами, историями, сказками, отражающими психологический мир персонажа, акцентировать внимание на их положительных чертах. Дети этого возраста способны по достоинству оценить игру своих сверстников и взрослых. Рассуждения о театре носят более углубленный характер. Воспитателю подготовительной группы следует руководствоваться некоторыми правилами: не умалять способности детей воспринимать достаточно сложные перипетии сюжета, давать детям возможность высказать свои мнения и прокомментировать их, предоставлять каждому возможность участвовать во всех делах группы, связанных с драматизацией, избегать давления на детей, предоставлять им возможность по-своему интерпретировать роль.

Все дети могут и хотят, даже если этого и не осознают, выступать на сцене. Такова природа человека. Недаром же сказано, что весь мир – театр, а люди в нем – актеры. И наша задача помочь детям стать частью этого мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....