Формирование исследовательских навыков у старших дошкольников
консультация (старшая группа)

Детский сад 127 Магнитогорска

Консультация для педагогов: ормирование исследовательских навыков у старших дошкольников"

Автор: Юрьева Татьяна Галиевна

Епанешникова Татьяна Павловна

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №127»

                 

                   

                  Консультация для педагогов на тему :

«Формирование исследовательских навыков

           у старших дошкольников»

                                                           

Выполнили: Юрьева Т. Г.

                                  Епанешникова Т. П.

                                   Магнитогорск, 2021год

                                               

   

                                            

Формирования исследовательских навыков

у старших дошкольников

 

  Современный образовательный процесс, должен быть направлен на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности .

В ДОО должны быть созданы благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром .

Кроме того, дошкольное образование должно быть направлено на формирование у детей познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности .

Развитие творческих способностей, инициативности, любознательности старших дошкольников осуществляется в самостоятельной деятельности детей, в процессе которой происходит формирование навыков, необходимых для развития познавательных интересов и познавательных действий. Такими навыками, необходимыми для познавательного развития личности ребенка являются исследовательские навыки. Исследовательские навыки являются необходимым условием для социальной адаптации детей в период дошкольного и дальнейшего школьного развития.

Исследовательские навыки - это способности к выполнению детьми самостоятельных действий, направленных на изучение предметов и объектов окружающего мира, доведенные до совершенства путем постоянных повторений действия.

Исследовательские навыки в старшем дошкольном возрасте являются важнейшим источником получения знаний об окружающем мире.

Формирование исследовательских навыков у детей дошкольного возраста происходит в исследовательской деятельности.

Согласно И. Э. Куликовской: «Исследовательская деятельность дошкольников - это осмысленная творческая деятельность, в процессе которой дети самостоятельно (с опосредованной помощью взрослого) обнаруживают все новые и новые свойства предметов, сравнивают их, анализируют, делают обобщения и умозаключения. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, которая раскрывает перед детьми возможности приобретать знания, умения и навыки самостоятельно» .

Исследовательская деятельность в дошкольном возрасте способствует удовлетворению потребностей детей в новых знаниях, впечатлениях, создает предпосылки для успешного воспитания любознательной, самостоятельной, творческой личности. Подготовка детей старшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, является необходимым условием для развития успешной личности детей.

Н.В. Нищева поясняет: «Исследовательская деятельность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной работы может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника, оказывая сильное влияние на его развитие и формирование исследовательских навыков» .

В процессе исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие исследовательские навыки:

- видеть проблему,

- ставить вопросы,

- выдвигать гипотезу,

- давать определение понятиям,

- классифицировать,

- наблюдать,

- проводить эксперименты,

- делать умозаключения и выводы,

- структурировать материал,

- готовить мини-доклады,

- объяснять, доказывать и защищать свои идеи .

Возможность формирования исследовательских навыков старших дошкольников обусловлена возрастными особенностями развития детей, их потребностями и интересами.

Способность в старшем дошкольном возрасте к мыслительным операциям, дает возможность развивать у детей такие исследовательские навыки, как анализ и синтез. Произвольность психических процессов: внимание, память, восприятие, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и др. - формирует способность к самоанализу, к появлению произвольности.

Л.Н. Вахрушева поясняет: «Появление произвольности – решающее изменение в деятельности старших дошкольников, когда целью становится не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением» . Что является важным в процессе формирования исследовательских навыков.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется речь и все ее компоненты. Развитие речи, умение высказаться, является одним из важных условий для осуществления исследовательской деятельности, способствующей развитию аналитических навыков детей, умению анализировать, рассуждать, выделять проблему и предлагать практические методы для изучения особенностей предмета или явления, что способствует развитию исследовательских навыков.

Приобретенные к старшему дошкольному возрасту навыки самообслуживания, трудовой деятельности, позволяют детям участвовать в исследовательской деятельности.

Возрастные особенности развития личности старших дошкольников отличаются развитием познавательной потребности, желанием самостоятельно познавать мир, осваивать новых знаний, приобретать навыки и умения. Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно пытаются осваивать то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока они не в состоянии глубоко и правильно осознать.

Н. В. Исакова поясняет: «Именно у детей в старшем дошкольном возрасте наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!», что способствует привлечению детей к активной исследовательской деятельности» .

Чтобы удовлетворить познавательные потребности дети старшего дошкольного возраста используют различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт; слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых, но наиболее действенным способом становится исследовательская деятельность, и чем она самостоятельней, тем интересней и эффективней для ребенка.

Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения об окружающем мире и разбираться в нем.

С. В. Коноваленко дополняет: «К концу дошкольного возраста у ребенка начинает развивается понятийное, или логическое, мышление. Детей интересуют причины и следствия в отношениях предметов, проявляется интерес к «технологии» их изготовления» .

Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен оторваться от непосредственно увиденного, вскрыть причинно-следственные связи между явлениями, проанализировать, обобщить новый материал и сделать вполне логические выводы, постепенно расширяя умения, навыки и способности к исследованиям, активным действиям.

И. Э. Куликовская отмечает: «в ходе исследовательской деятельности формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Такие способности формируются в процессе самостоятельной поисковой деятельности с познаваемыми предметами, объектами» .

В старшем дошкольном возрасте активно продолжает развиваться воображение, творческое мышление, что особенно ярко проявляется в исследовательской деятельности, способствуя развитию таких исследовательских навыков, как любознательность, неоднозначное отношение к поисковой деятельности, проявление творчества.

О. В. Дыбина поясняет: «Иначе говоря, в старшем дошкольном возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая, способствующие развитию исследовательских навыков» .

Дети старшего дошкольного возраста чрезвычайно любознательны, активны. Они стремятся к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленные вопросы. Жажда к знаниям направляет старших дошкольников к постижению нового через поисковую деятельность, в которой необходимо выдвигать гипотезы, делать предположения, представлять ситуации и пытаться найти возможные пути ответа.

Л. Н. Вахрушева поясняет: «Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать вызывают необходимость формирования исследовательских навыков у старших дошкольников» .

Исследовательская деятельность старших дошкольников развивается из потребности в новых впечатлениях, в стремлении узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Развитие исследовательской деятельности и формирование в ней исследовательских навыков зависит от перехода в старшем дошкольном возрасте от ситуативного поведения к деятельности, подчиненной социальным нормам и требованиям. Старший дошкольник вполне адекватно оценивает качество своих поступков и отдельные черты своей личности. К концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка. Способность к самооценке поступков, деятельности способствует формированию таких исследовательских навыков, как самоанализ, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

По словам Н. М. Зубковой: «Во время исследовательской деятельности у ребенка формируется не только понимание к результатам своего труда, но и способность к анализу того, что он делает и для чего» .

Исследовательская деятельность старших дошкольников связана с желанием познавать мир. Это желание проявляется в поведении старших дошкольников: он проводит опыты с различными предметами; измеряет глубину снежного покрова, объем воды, пробует, смешивает, рвет и т.д. Все это объекты исследования, для изучения которых старшим дошкольникам необходимы определенные исследовательские навыки.

Чем разнообразнее и интенсивнее исследовательская деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается и, вместе с этим, происходит формирование у него разнообразных исследовательских навыков.

Н. В. Нищева считает: «Задача педагога – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными: при выборе объекта исследования; при поиске методов исследования; при сборе и обобщении материала; при доведении полученного продукта до логического завершения – представление результатов, полученных в исследовании» .

Следовательно, необходимо создавать условия для проведения исследовательской деятельности, организовывать исследовательскую деятельность так, чтобы она способствовала развитию познавательных интересов, способностей, самостоятельной деятельности, обогащала эмоционально-чувственный опыт старших дошкольников. Кроме того, важно вызвать у старших дошкольников интерес к исследовательской деятельности, научить видеть и выделять проблему эксперимента.

Для вовлечения старших дошкольников в исследовательскую деятельность, способствующую не только познавательному развитию детей, но и оказывающую влияние на формирование исследовательских навыков, необходимо соблюдать следующие педагогические условия:

- тема, предлагаемая детям для познания, должна быть интересной и увлекательной;

- тема должна быть выполнима. В процессе исследовательской деятельности, работая над темой исследования, каждый ребенок должен не только почерпнуть для себя новые знания, но и ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки;

- тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности;

- тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Особое внимание следует уделять стимулированию активности и любознательности старших дошкольников в исследовательской деятельности, ставя перед ними конкретную цель и развивая возможности предвидеть способы ее достижения.

И. Э. Куликовская поясняет: «Детям нравятся занятия, на которых они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать» .

Проявление самостоятельности, самоорганизации, свобода действий в ходе исследовательской деятельности, позволяет развивать навыки сотрудничества как со взрослыми, так и со сверстниками. Во время исследовательской деятельность развивается речь детей, мыслительные процессы, моторика рук, осязание и восприятие, так как в ходе исследовательской деятельности задействованы все органы чувств, ребенок вслушивается, вглядывается, трогает, пробует и т.д. Благодаря этому происходит формирование исследовательских навыков, необходимых для осуществления исследовательской деятельности. Так, например, при изучении свойств воды, у старших дошкольников формируются такие исследовательские навыки, как необходимость переливания, окрашивания, разбрызгивание с помощью зубной щетки, растворение в воде соли, песка.

Дети старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности используют разные исследовательские навыки, например, обследуют глину и песок, пересыпая вещества, добавляя воду, трогая руками, познавая их свойства. Старшие дошкольники способны самостоятельно апробировать разные способы и действия, применять исследовательские навыки в процессе изучения предметов и явлений окружающего мира.

Е. Е. Крашенников дополняет: «Полученные с помощью практических действий результаты формируют у старших дошкольников необходимые исследовательские навыки, которые они потом используют для изучения других веществ. Они с интересом открывают законы движения (почему движутся предметы), законы инерции (монета в стакане, лист из-под стакана)». Все это способствует не только познавательному развитию детей, но и пополнению их интеллекта различными навыками и способами обследования явлений и предметов окружающего мира.

Формирование исследовательских навыков старших дошкольников зависит от работы воспитателя, его педагогического мастерства, умений привлечь детей к исследовательской деятельности и организовать ее.

И. А Савенков определяет следующие умения педагога:

- постановка проблемы педагогом, и стратегия и тактика ее решения, само решение предстоит найти ребенку самостоятельно;

- постановка проблемы педагогом, но методы ее решения ребенок ищет самостоятельно;

- постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно.

Умение педагога организовать исследовательскую деятельность детей способствует развитию самостоятельности у старших дошкольников, формируя у них необходимые исследовательских навыки.

Соблюдение данных педагогических условий способствует привлечению старших дошкольников к исследовательской деятельности, вызывает у детей интерес. В результате у детей повышается познавательная активность, потребность в самостоятельной исследовательской деятельности, в процессе которой происходит формирование исследовательских навыков.

Таким образом, проанализировав психолого-педагогические особенности формирования исследовательских навыков у старших дошкольников, мы определили, что исследовательские навыки - это способности к выполнению детьми самостоятельных действий, направленных на изучение предметов и объектов окружающего мира, доведенные до совершенства путем постоянных повторений действия.

Исследовательские навыки в старшем дошкольном возрасте являются важнейшим источником получения знаний об окружающем мире и являются необходимым условием для социальной адаптации детей в период дошкольного и дальнейшего школьного развития.

Формирование исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит в исследовательской деятельности.

Исследовательская деятельность дошкольников – это осмысленная творческая деятельность, в процессе которой дети самостоятельно обнаруживают новые свойства предметов, сравнивают их, анализируют, делают обобщения и умозаключения. Исследовательская деятельность – это деятельность детей, которая раскрывает перед старшими дошкольниками возможности приобретать знания, умения и навыки самостоятельно.

Исследовательская деятельность способствует удовлетворению потребностей старших дошкольников в новых знаниях, впечатлениях, создает предпосылки для успешного развития интеллектуальных качеств личности, инициативности, самостоятельности и ответственности, способствует формированию предпосылок учебной деятельности, что отвечает современным требованиям ФГОС ДО.

В процессе исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста формируются следующие исследовательские навыки: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение элементарным понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить мини-доклады, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Возможность формирования исследовательских навыков старших дошкольников обусловлена возрастными особенностями развития детей, их потребностями и интересами.

Важными педагогическими особенностями для формирования исследовательских навыков старших дошкольников является профессиональная деятельность педагога, умеющего организовать исследовательскую деятельность, вовлечь в нее детей, сделать исследовательскую деятельность интересной и посильной для каждого ребенка. Умение педагога организовать исследовательскую деятельность детей способствует развитию самостоятельности, инициативности, познавательной активности у старших дошкольников, формируя у них необходимые исследовательских навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКОВО – СИМВОЛИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (МОДЕЛИРОВАНИЯ) В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Небольшой обзор опыта работы по формированию речевых навыков с помощью метода моделирования....

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению.

Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников как профилактика нарушений письменной речи при переходе к школьному обучению. На современном этапе, развитие графомоторных навыков ...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность

Программа дополнительного образования по развитию познавательных и исследовательских навыков у старших дошкольников через экспериментальную деятельность “Хочу все знать”   Направление п...

мМоделирование в работе по формированию речевых навыков у старших дошкольников.

Использование знаково-символической деятельности(моделирования) в работе по формированию речевых навыкову старших дошкольников....

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...