ПЕДАГОГАМ
статья (младшая группа)

Меркс Наталья Юрьевна

Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_detey_rannego_vozrasta.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога и детей раннего возраста в период адаптации как одно из важнейших условий

Подготовила материал: Меркс Наталья Юрьевна

В настоящее время большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия.

Создание психолого-педагогических условий для обеспечения эмоционального благополучия дошкольников в семье и в детском саду становится необходимым условием полноценного психического развития.

Об этом говорится и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в пункте 3.2.5 эмоционального благополучия через обеспечение:

- непосредственное общение с каждым ребенком

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.

Поступление ребенка в детский сад, как и любое другое изменение социальной среды, сказывается на его психическом и физическом состоянии. Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния, для которого характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Меняется активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается, падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас.

Различаются 3 степени адаптации: легкая, средняя и тяжелая. Основными показателями их являются сроки нормализации эмоционального самоощущения малыша, появление положительного отношения к педагогам и сверстникам, интереса к предметному миру, частота и длительность острых заболеваний. Мы педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент выхода ребенка в детский сад, насколько серьезные, хотя и не сразу бросающиеся в глаза последствия он может иметь. Чтобы привыкание ребенка к дошкольному учреждению было максимально безболезненным, необходим комплексный подход к решению проблемы адаптации и обеспечение эмоционального благополучия ребенка в этот период.

Необходимое условие успешной адаптации – согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду. Изучение ребенка до поступления его в дошкольное учреждение, а также знакомство с образом жизни его семьи позволяют в значительной степени смягчить течение адаптационного периода. В этом помогает анкетирование родителей во время первого родительского собрания еще до поступления ребенка в детский сад. Также родителям предлагаются памятки «Алгоритм адаптации»«Советы в адаптационный период» и т. д. В период адаптации малыша к условиям детского сада многие родители испытывают трудности и нуждаются в индивидуальных консультациях.

Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. Поэтому очень хорошо иметь в группе «семейный» альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей или оформленную фото-стену. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких.

Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Педагог учит их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.

Работа педагога в адаптационный период строится по нескольким направлениям:

• Взаимодействие в игре

Основная задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Для этого подобрана картотека разнообразных видов игр:

сюжетные; пальчиковые игры; игры с дидактическими игрушками; игры – забавы, ведь лучшее лекарство от стресса – смех. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся.

Поэтому используются игрушки-забавы, игры-инсценировки, куклы Бибабо, приглашаются гости – зайчики, собачки, лисички и др.

Умиротворяющее действие на детей оказывают игры с песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее и расслабляющее действие. Летом подобные игры легко организовать на улице.

В адаптационный период фронтальные формы работы с малышами не проводятся, предпочтение отдается индивидуальным формам. Но даже в таких малочисленных подгруппах детей (3-4 малыша) дети не играют вместе, они играют рядом и в качестве партнера по игре выбирают не сверстника, а взрослого.

В направлении «Играем и строим» отражается совместная деятельность детей с воспитателем по конструированию из пластмассового и деревянного конструкторов, а также конструирование из мягких модулей.

Направление «Формируем эмоциональную отзывчивость». Чтение ребенку поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличие от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребёнка.

Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, проявить чувство симпатии к персонажу.

С помощью фольклора достаточно легко установить контакт с ребенком. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает у него радость, побуждает познавательную активность. Известно, что элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни. Маленькие песенки – потешки помогают в проведении режимных моментов.

Особую значимость в адаптации ребенка имеет музыкальное воспитание. Музыка рано начинает привлекать внимание детей и вызывает у большинства из них постоянный интерес. Песни разного характера вызывают у детей различный эмоциональный отклик. Наличие магнитофона в группе позволяет слушать с малышами спокойную музыку, весёлые детские песенки, «Звуки природы», а иногда и современные популярные мелодии.

Слушание музыки помогает детям расслабится, успокоится, а также развеселится и потанцевать. Во время укладывания спать могут звучать колыбельные песни или спокойная музыка, это снимает у детей тревожность, возбуждение, уводит страх.

Не меньше удовольствия детям раннего возраста приносит рисование. Оно нравится всем без исключения малышам. Положительные эмоции у детей вызывает рисование пальчиками и ладошками вместе с педагогом. Также для ребенка не только и не столько важно художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решать эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Внимательному педагогу цвет, который выбран для рисунка, поможет понять, как в данный момент на душе у ребенка: тоскливо и тревожно или, наоборот, светло и радостно.

В процессе адаптации ребенка также используют такие формы и способы как элементы телесной терапии (обнять, погладить, подержать на коленях). Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках дает ему чувство защищенности, помогает быстрее адаптироваться.

Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. За основу упражнений по релаксации взяты приемы по дыхательной гимнастике, мышечному и эмоциональному расслаблению.

В направлении работы «Развиваем движения» педагог подбирает игровые упражнения, подвижные и музыкальные игры.

В момент физического и эмоционального напряжения эти игры помогут «выплеснуть» негативную энергию приемлемым способом. И, конечно, подвижная игра это источник радости и одно из средств общения взрослого и ребёнка. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Не стоит планировать на день много приёмов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы. Не надо забывать, что отдельный вид деятельности будет организовывать с каждым ребенком в течение дня. С Машей мы рассмотрим картинки в книге с утра, а с Ваней (у него короткий дневной сон) после сна, когда все дети спят, а малыш нуждается в вашем внимании.

Правильно спланированная работа помогает умело переключить внимание плачущего малыша на интересное дело. В этом помогает разработанный перспективный план на период адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...