ПОЗНОВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СРЕДНЯЯ ГРУППА ВРЕМЕНА ГОДА
план-конспект занятия (средняя группа)

Чугаева Юлия Николаевна

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznovatelnoe_razvitie.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в средней группе

Тема: ВРЕМЕНА ГОДА

Дата:14.05 .21

Воспитатель: Мельникова Ю.Н.

Цель: закреплять представление детей об основных признаках всех времён года, умение самостоятельно находить их и выражать в речи.

Материалы к занятию: иллюстрации с изображениями всех времӗн года.

Ход занятия

1. Введение в игровую ситуацию (стоя в раздевалке):

 

Раздается громкий звонок домофона.

Воспитатель: Ребята, кто это может быть?

Дети высказывают свои предположения.

В.: предлагаю всем вместе выйти и посмотреть, кто к нам пришел. Выходят в раздевалку.

Воспитатель: никого нет. Ничего не понимаю!.

На столе лежи  посылка. Ребята ее находят. На посылке нарисован медвежонок , там же написан адрес: г.Тамбов, ул.Свободная,дом 8а, «Детский сад «Солнышко», ребятам группа №9 «Акварелька».

Рассматривание посылки и беседа о посылке проводится в раздевалке.

В: Ребята, как вы думаете, кому эта посылка? Ответы детей.

В: А как мы можем понять кому эта посылка?

Д: Прочитав адрес.

В. Да, действительно, на посылке, что-то написано. Читаем? Ответы детей. Воспитатель читает адрес (пока только адрес) Чей адрес на посылке написан?

Дети: нашего детского сада.

В: Вот еще хотелось бы узнать от кого эта посылка. Как вы думаете, от кого? Предположения детей (скорее всего скажут от медвежонка)

 В: А почему вы так думаете? (потому что картинка…) Предлагаю проверить… Пройдем в группу, присядем на ковер и откроем посылку.

2. Мотивационная игра (сидя на полу):

В: Пока мы открываем посылку, кто подскажет правила обращения с незнакомыми предметами:

Дети: - не брать у не знакомых никакие предметы;

- близко к незнакомым предметам не подходить;

- если увидели незнакомый предмет в группе, на улице, на прогулке в детском саду, сказать о нем воспитателю;

- без родителей и знакомых взрослых не прикасаться к незнакомым предметам.

В: Вы большие молодцы! Вот и посылка наша открыта. Что же в ней мы видим?

(В посылке лежит несколько конвертов со знаком вопроса и номером.)

Дети: конверты.

В: что на конвертах изображено? Как вы думаете, для чего эти на конверте эти картинки? Ответы детей. Если не отвечают, то подводящий диалог: что может быть в конвертах? (предполагаемый ответ детей - письма).

В: Вы думаете, что письма. Хорошо. Давайте рассматривать дальше, а потом проверим, что же лежит в конвертах). Как вы думаете, что  обозначает знак вопроса (наверное, нужно будет отвечать на какие- то вопросы). Если нужно отвечать на вопросы, то в конвертах, наверное, не письма, а … задания.

А что обозначают цифры?

Дети: наверное, это порядок выполнения заданий.

Воспитатель: Хотите проверить наши догадки? (ответы детей)

Под каким номером откроем конверт (под 1 номером)

3. Актуализация знаний:

        Открывается конверт под №1. письмо

- Дорогие ребята! Я проспал в своей берлоге целую зиму и видел очень интересный сон про одного царя. Очень хочу его вам рассказать! Только слушайте внимательно, ведь в конце нужно будет ответить на вопросы!  Готовы? Тогда слушайте.

Жил-был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно, а там  ничего не видно. Всё окно узором затянуто и идет снег. Позвал он слугу и велел ему в саду малины нарвать. Пошёл слуга, но вернулся ни с чем.

- Как вы думаете, почему? (Зимой ягоды не растут.)

 - А как вы догадались о том, что зима на дворе?

Решил тогда царь поохотиться на медведя.

 - Маша, как ты думаешь, удачной ли была царская охота?

- Почему? Кристина, ты согласна с Машей? (Почему не согласена)

Слушайте дальше! Захотелось царю свою царицу порадовать, подснежников ей подарить да яблочком с ветки угостить. Приказал царь слугам в лес да в сад идти.

- Матвей, удалось ли царю сделать приятное царице? Почему?

- А что думает Андрей?

Вот, ребята, какой мне сон приснился!

Вот я и думаю, что  царь хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идёт. Нужно ему помочь, да заодно и мне, а то я многое забыл пока спал. Поможете, ребята? (ответы детей)

В: Смотрите, ребята, в конце письма стоит знак (вопрос в к детям - какой знак стоит..)  вопроса и номер…. (дети называют цифру 2) . Как вы думаете, что это значит? (предположения детей).

4. Постановка проблемы (стоя у мольберта).

В.: Я вам подскажу. Это значит что мы должны ответить на вопрос, который спрятан в конверте под номером …(дети -2)

Открываем второй конверт, читаем)

Ребята вы услышали сказку. Как вы думаете, о чем она? (ответы) Значит мы сегодня будем говорить о…..? (или чем мы сегодня будем заниматься?)

Дети: о временах года.

А вот и задание. (Достать из конверта картинки и лист с заданием) Посмотрите, что нарисовано на листе?

Дети –доска, около него 1 человек. Как вы думаете, почему нарисована (доска)? (ответ – чтобы выполнить это задание нужно перейти к доске

Переходят к доске .

Вспоминаем правила работы у доски (встать полукругом, чтобы всем было видно, отойти на достаточное расстояние; подходить к доске, когда приглашают).

На мольберт снизу выставляются картинки с изображением лета, осени, зимы, весны не по порядку.

В: Что нарисовано на картинках? (дети - времена года) Как вы думаете, что нужно сделать с этими картинками (расставить по порядку). Кто хочет выполнить это задание? (приглашаем по желанию)

В: Остальные внимательно смотрят и проверяют, правильно ли (Кира) выполняет задание.

После выполнения задания беседа индивидуальная с детьми (каждому по одному вопросу)

- Как ты считаешь Ева, правильно Кира выполнила задание? Назови все времена года.

 – Денис, сколько всего времен года?

- Катя, что идёт после осени (Сережа – после лета, Кирилл – после зимы)?

- Света, что было до весны (Марина, что было до осени, лета)?

- Юля, какое время года стоит между осенью и весной?

Вопрос ко всем: Какое сейчас время года?  Арина, а какой период весны сейчас идет?  (Сейчас весна ранняя, средняя или поздняя?) (Ответ - Сейчас поздняя весна)

В: Скажите, а какие  цветы первыми расцветают ранней весной? (Подснежники) За то, что они расцветают первыми их еще называют (кто знает как?) – первоцветы. Вместе повторим – первоцветы. Я предлагаю вам превратиться в подснежники и представить, как цветы просыпаются и начинают расти к солнышку.

Физкультминутка

«Подснежники просыпаются»

(Дети садятся на корточки и закрывают глаза.)

Вот подснежники проснулись,

Улыбнулись, потянулись

Раз – росой они умылись.

Два – изящно покружились.

Три – нагнулись и присели.

И на солнце поглядели.

(Выполняют движения по тексту)

5. Закрепление знаний (сидя за столами, можно стоя вокруг столов. Но около столов не должно быть стульев и столы должны стоять достаточно далеко друг от друга) – работа в подгруппах:

В: Здорово быть цветами и просто радоваться солнышку. Но мы- то ведь с вами люди и должны многое узнать о природе. Поэтому предлагаю взять следующий конверт. Напомните, под каким номером нам нужно открыть конверт? (Идете к тому месту где осталась посылка) Здесь же рассматриваете конверт №3. На нем нарисован стол.

, В: Ребята, как вы думаете что означает изображение на картинке? Ответы детей. Если не отвечают – подводящий диалог: почему нарисован стол (выполнять задание нужно стоя  за столами. Но для начала нужно разделиться на группы и подойти по группам к своему столу, каждая группа состоит из 3 человек.

Из конверта вынимаются еще 4 конверта, на каждом одно из времен года. И листок с общим задание: Разделитесь на команды по 3 человека, возьмите конверт и подойдите к столу, чтобы найти признаки того времени года, которое изображено на конверте и подобрать одежду для этого времени года). Потом поменяйтесь столами и проверьте правильно ли ребята выполнили задание.

В: Ребята, вам понятно задание? Теперь нужно поделиться на команды.

В конвертах лежат карточки с признаками и одеждой для  этих времен года. Нужно разложить предметы по соответствующим временам года. Индивидуальная работа с детьми за каждым столом (Вопросы почему вы выбрали эту картинку и т.д.)

6. Взаимопроверка:

Дети выполняют задание, затем педагог говорит какие столы меняются друг с другом для проверки задания.

7. Включение знаний в систему знаний и повторение (совместная игра):

В: Вы большие молодцы, ребята. Здорово справляетесь со всеми заданиями медвежонка. Но у нас еще один конверт под номером….(4). Посмотрим что в нем?  (Возвращаетесь к месту рассматривания посылки, садитесь на пол). Какой по счету конверт мы с вами будем открывать? Что на нем нарисовано? (ковер, и дети в полукруге, у одного ребенка поднята рука))

Значит, где мы будем выполнять задание? А кто будет отвечать? (Тот кто первым поднимет руку)

Игра называется  «Четвертый лишний»

Я буду показывать вам 4 картинки, 3 из них подходят к определенному времени года, а 1 не подходит. Вы должны определить, что не подходит и объяснить, почему не подходит.

Задание 5 (если останется время) (здесь же, на ковре).

В: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Я думаю, что в последнем пятом конверте медвежонок прислала нам загадки, потому что на конверте.картинка-путаница. (Рассматривание картинки небылицы-путаницы):

Откроем конверт? Вот, что пишет нам меджвежонок .Отгадайте загадки и объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

 Я реки согреваю,

«Купайтесь!» - приглашаю.

И любите за это .

Вы все меня. Я… (Лето.)

Я раскрываю почки

В зелёные листочки.

 Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня… (Весна.)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

 Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я… (Осень.)

Обернулась в лёд вода.

Длинноухий зайка серый

Обернулся зайкой белым.

 Перестал медведь реветь.

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает, Когда это бывает?

(Зимой. )

Вы большие молодцы!

8. Рефлексия

-Ребята, а давайте еще раз заглянем в посылку. Смотрите, тут еще один конверт. Чем он отличается ото всех предыдущих? (на нем нет никаких картинок, он чистый)

Предлагаю заглянуть в него. (открываем, там лежат круги трех цветов)

- Как вы думаете для чего …. Прислал  нам эти круги? (если не ответят, то подводящий диалог. Может быть для того чтобы мы оценили на сколько сон медвежонка был интересным? Предлагаю поднять круг красного цвета если сон был не интересным и сказка о царе вам не понравилась, если понравилась не очень, поднимите желтый круг, если понравилась – круг зеленого цвета. (ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО объяснения выкладываем круги для детей). Далее беседа – почему ты поднял круг красного цвета, ты желтого. Если все зеленого, то объяснений не спрашиваем (Вижу всем понравился сон) Положите круги в общую тарелочку.

Ребята, а может быть медвежонок хочет узнать, кому было сложно выполнять первое его задание? (Напомните, кое это было задание) Поднимите круг красного цвета кому показалось это задание сложным, кому было немного сложно – поднимите круг желтого цвета, кому задание показалось легким – зеленого цвета. (Работа по цветным кругам, если красный,желтый) Положите круги.

Ребята, напомните мне все остальные задания, которые мы с вами выполняли.

Что тебе, Ирина, понравилось больше всего?, А тебе, Денис? Кирилл, что тебе было труднее всего выполнять?

Предлагаю попробовать оценить свою работу, поднимите красный кружок, кто считает что не справились ни с одним заданием на занятии, а теперь поднимите желтый кружок, кому было сложно справиться с заданиями? А теперь поднимите зеленый кружок, кто считает, что справились с заданиями, и было очень легко. (Работа по самооценке с детьми, которые по мнению педагога неправильно оценили свою работу на занятии)

Знаете, ребята, мне очень понравилось сегодня вместе с вами выполнять задания из нашей волшебной посылки. Предлагаю вам собрать для медвежонка свою посылку из рисунков и заданий, которые мы с вами придумаем для него, сходить на почту и отправить ее нашему другу. И предлагаю это начать делать после прогулки (завтрака и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...

Конспект интегрированная непосредственная образовательная деятельность по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Времена года, красоты неживой природы"

Цель: Формирование первоначальных представлений о состояниях и явлениях неживой природы в разные времена года.Задачи:1. Предметно-информационная составляющая:Учить различать объекты и явления природы ...

Конспект занятие по развитию речи в средней группе «Времена года: весна-лето» с использованием игровой технологии.

- упражнять в согласовании прилагательных с существительными- обогащать словарный запас- учить различать на слух слова с определенным звуком- учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, замеч...

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Времена года»

Занятие по познавательному развитию в средней группе  «Времена года»Программное содержание.Закреплять представления о временных изменениях.Обогащать словарь по теме.Учить слушать и отвечать на во...

НОД по познавательному развитию в средней группе "Времена года"

закрепление с детьми среднего дошкольного возраста названии и признакрв времен года...

Занятие по познавательному развитию в средней группе «Времена года»

Направлено на закрепление у детей представлений о временных изменениях, на обогащение словаря по теме, развитие слухового внимания. Это занятие учит детей слушать и отвечать на вопросы и грамматически...