Конструирование, как технология STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья
статья

Пользуясь золотым правилом К.Д. Ушинского «учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», я задумалась: что может заинтересовать моих воспитанников в контексте сегодняшнего дня. Ответ пришел быстро: STEM-технологии. Именно они позволят вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material.docx36.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование, как технология

STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила воспитатель:  Храмова Наталья Валерьевна

     Пользуясь золотым правилом К.Д. Ушинского «учитель живёт до тех пор, пока он учится, как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель», я задумалась: что может заинтересовать моих воспитанников в контексте сегодняшнего дня. Ответ пришел быстро: STEM-технологии. Именно они позволят вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, учёных, технологов, художников и математиков.

     Почему именно STEM и именно в детском саду?  Наши дошкольники должны быть готовы к школьным инновациям, созданию проектов и умению реализовывать их в реальности.  Перед нами встал очередной вопрос: как внедрить STEM технологии в детском саду?

      Понимая, что STEM – это не просто мода в образовании, это инвестиции в будущее детей, где ребёнок может освоить несколько профессий, быть коммуникабельным, креативным, свободно владеть аудиторией и отстаивать свои проекты свою работу мы начали с использования имеющихся в детском саду конструкторов «LEGO» и «ТИКО», затем был приобретён конструктор «Полидрон».

     Конструктор «LEGO» является самым популярным и любимым среди детей нашего детского сада. И это неслучайно! Ведь маленький ребёнок – инженер по своей природе. Ему нравится создавать новое, изобретать необычные конструкции.

  Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские умения, воображение, навык предвидеть результат своих действий.

     Дети начинают решать трудные задачи посредством увлекательной созидательной игры. У дошкольников развивается мелкая моторика, улучшается качество речи. ЛЕГО-конструирование способствует сенсорному развитию дошкольника, т.к. яркие, функциональные детали способны воздействовать буквально на все органы чувств ребёнка: совершенствуется острота зрения, точность цветового восприятия, тактильные качества, восприятие формы, величины объекта, пространства и многое другое.

     Конструирование из ЛЕГО помогает видеть ребёнку мир во всех его красках. Чем ярче, целостнее, эмоциональнее будут впечатления детей об окружающем мире, тем интереснее и разнообразнее станут постройки.

     Работа с деталями конструктора стимулирует и развивает потенциальные творческие способности каждого ребёнка, учит его созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового.

     Далее я хочу сделать краткий обзор по использованию конструктора «ТИКО». «ТИКО» – это трансформируемый игровой конструктор для обучения. Он представляет собой набор ярких плоскостных геометрических фигур из пластмассы, шарнирно соединяются между собой. В результате для любого дошкольника становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развёртки – к объёмной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазка». Дошколята конструируют бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.  

     Играя с конструктором, дети легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, трапеция, параллелограмм), но и объёмные (куб, призма, пирамида).

      Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх и упражнениях, при ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых занятий, дети развивают свои конструкторские навыки, учатся пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами. У них развивается логическое мышление, коммуникативные навыки. Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре с педагогом, взаимосвязано реализуются обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

     Конструктор «Полидрон», появился в практике работы нашего детского сада сравнительно недавно. Это идеальное и простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления детей. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети  осваивают  даже самые необычные математические и пространственные задачи, учатся фантазировать и могут придумать свои модели и фигуры.  При помощи этого конструктора дети строят конструкции для сюжетно-ролевых игр: дом, магазин, больница, газель, поезд, пароход, бассейн и др.

     В состав набора «Полидрон» входят различные детали, которые  идеально крепятся друг к другу, благодаря чему дети без проблем строят 2- и 3-мерные фигуры. С помощью данного набора дошколята не только учатся конструировать, но и обучаются основам дизайна, а также умению работать в команде, претворяя идеи в реальность. Игры и задания с применением «Полидрона» всегда вызывают интерес у детей, они позволяют сделать игру творческой и активной, следовательно, более продуктивной для развития и социализации ребёнка.

     Теперь я хочу познакомить Вас с программируемой игрушкой робомышь, которой я заинтересовалась в рамках подготовки к конкурсу Воспитатель года.    

     

Освоение навыков работы с робомышью  проходило по этапам.

1 этап. Знакомство с роботом и его функционалом. Знакомство с составляющими набора.

Знакомились сначала с роботом. Так как название робомышь не совсем удобопроизносимое, я предложила ребятам назвать игрушку другим именем, которое было знакомо мне из интернет-источника – Колби.  Детям оно понравилось больше, поэтому мы и закрепили его за мышкой. Затем перешли к игровому полю и атрибутам, которые помогали нам построить маршрут для Колби.    

2 этап.  Введение в алгоритмизацию и программирование.  

К этому этапу мной были разработаны занятия таким образом, чтобы сначала ребята учились строить алгоритмы и программы линейных маршрутов (вперёд, назад, поворот направо, налево), затем задания-игры усложнялись, Колби нужно было выполнить несколько заданий. Юным программистам предлагалось так составить алгоритм маршрута мыши, чтобы она сумела добраться до цели (кусочка сыра).

3 этап. Закрепление умений и навыков работы с интерактивной игрушкой.

На данном этапе мы смогли перейти к командным играм. Ребятам предлагалось построить  программы для мышки-путешественницы, чтобы она смогла добраться до того или иного замка; мышек-помощников, которые собирали белочке орешки; мышек-почтальонов, разносящих приглашения животным леса.

4 этап. Интеграция работы с роботом (программирования) с другими видами ОД.

Естественно, что мышка Колби гармонично вошла в различную образовательную деятельность. Она стала прекрасным помощником в решении проблемы как «разговорить» стеснительного ребёнка или ребёнка с нарушениями речи, поэтому робота можно и нужно использовать в индивидуальной работе.

     Работать с мышкой одно удовольствие. Она милая, яркая, ребёнку удобно держать её, а руки так и тянутся понажимать на разноцветные кнопочки. У робомыши их семь: право, лево, вперёд, назад и кнопка запуска программы в центре. Кнопка сброса введённой программы (жёлтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка. И ещё одна - красная кнопка, при нажатии на которую мышка выполняет одно из трёх действий: помигает глазами, проедет вперёд-назад или издаст забавный звук. Это подогревает детский интерес и делает занятие ещё более увлекательным. У нас пока 1 мышка, но я надеюсь, что у Колби всё, же появится подржка.

     Несмотря на все плюсы, недостатки тоже присутствуют. Основным недостатком я считаю отсутствие методики работы с робомышью. В интернете можно найти только примеры проведения отдельных занятий. То, насколько они будут интересными, понятными и продуктивными для детей, зависит только от нашей фантазии и энтузиазма.

     В будущем, конечно, хотелось бы приобрести развивающий набор «Детская универсальная STEAM-ЛАБОРАТОРИЯ» - это авторская программа Екатерины Александровны   Беляк.

     Полный курс состоит более чем 100 занятий по пяти программам: основы чтения, основы программирования, основы математики и теории вероятности, основы картографии и астрономии, основы криптографии. Весь материал в целом охватывает большинство сфер жизнедеятельности современного человека и основные перспективные направления. Есть главный герой всего пособия, вокруг которого сформированы сюжетные линии программ – космический робот Микибот. Всё  это позволяет максимально задействовать возможности детей и за один учебный год сформировать у них мощную базу для дальнейшего развития по широкому спектру направлений.

Чему же может научить STEAM-ЛАБОРАТОРИЯ?

     В течение учебного года вы будете не просто воспитателем или родителем. Теперь вы – заведующий лабораторией, а ваши подопечные будут вашими коллегами – лаборантами. Групповая комната на время занятий превратится в лабораторию, где вы вместе со своими юными коллегами:

• откроете законы нашего мира, проводя свои исследования на основе математической логики и программирования;

• создадите творческие инженерные проекты в области космической астрофизики и защиты информации;

• проведете научные исследования в области химии, физики, культурологии через художественное преломление и занимательные игры.

     Подводя итог всему вышесказанному можно отметить то, что каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для деятельности, мы помогаем ребёнку познать окружающий мир и осознать своё место в этом мире.

 

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале раскрывается часть работы, которую можно использовать при работе с детьми с ОВЗ....

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

материал может использоваться  педагогами  и специалистами для работы с детьми с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

«Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»

laquo;Психолого-педагогические технологии адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста»...

Инновационные педагогические технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Одним из эффективных средств решения задач инновационной деятельности педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм пла...

"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...