Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми c ОВЗ
материал по коррекционной педагогике

Кузнецова  Ольга  Анатольевна

Предварительный просмотр:

Виды и формы работы в сенсорной комнате.

Наименование

оборудования

Назначение

Виды и формы работы

Мягкое напольное и настенное покрытие

Релаксация.

Снятие негативных эмоций и состояний.

Развитие воображения.

Развитие:

      Образа тела;

      Общей моторики;

      Пространственных представлений.

Саморегуляция психического состояния.

Упражнения на релаксацию.

Упражнения на воображение.

Игры на снятие агрессивности

Сухой бассейн

Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения.

Развитие:

      Кинестетической и тактильной чувствительности;

      Образа тела;

      Пространственных восприятий и представлений;

      Проприоцептивной чувствительности.

Коррекция уровня тревожности, агрессивности

Игра «Море шариков».

Имитация плавания.

Игра на снятие агрессивности.

Игровые упражнения по коррекции уровня тревожности.

Упражнения на релаксацию.

Сеансы психофизической разгрузки.

Игры на воображение.

Игра «Дыши и думай»

Напольные сенсорные дорожки

Развитие:

      Проприоцептивной чувствительности;

      Рецепторов стопы;

      Координация движений;

      Кинестетической чувствительности;

      Мыслительной деятельности;

      Речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи;

      Произвольного внимания.

Закаливание.

Профилактика плоскостопия.

Игры – путешествия.

Игры на воображение.

Игры на коррекцию уровня сложности.

Игра «Кто за кем?».

Игра «Быстро – медленно».

Ребристый мостик

Развитие:

      Кинестетической и тактильной чувствительности;

      Рецепторов стопы;

      Вестибулярного аппарата;

      Коммуникативных навыков.

Профилактика плоскостопия.

Коррекция страхов

Игра «Через речку».

Игра «Быстро – медленно».

Игра «Победи свой страх».

Игра «Кто за кем?».

Балансировочная дорожка

Координация движений.

Развитие:

      Вестибулярного аппарата;

      Умение передвигаться по ориентирам;

      Произвольного внимания, памяти

Игра «Прогулка по четырём временам года».

Игра «Четыре стихии».

Игра «По следам».

Игра «С кочки на кочку».

Упражнение «Держи равновесие!».

Центр тактильности

Активизация развития познавательных процессов: мышления, внимания, памяти.

Координация зрительных и тактильных анализаторов.

Развитие:

      Мелкой моторики;

      Восприятия и воображения;

      речи

Тренинг творческих тактильных восприятий. Игра – занятие «Найди и покажи».

Игра - занятие «Найди на ощупь».

Упражнение «Опиши предмет».

Центр, развивающий активность

Стимуляция индивидуальной и групповой деятельности.

Развитие:

      коммуникативных навыков;

      мыслительной деятельности;

      внимания;

      мелкой моторики;

      зрительной, слуховой и осязательной активности.

      Координация движений

Игра с калейдоскопом.

Игры со светящимся браслетом.

Игры с водными игрушками «надень кольцо».

Игры со звучащими игрушками

Центр спокойных игр

Стимуляция зрительных и тактильных ощущений.

Развитие:

      Коммуникативных навыков;

      Познавательных процессов;

      Восприятия и воображения;

      Речи.

 

Игра «Найди и покажи твёрдые и мягкие поверхности».

Игра «Найди и покажи гладкие, колючие и шероховатые предметы».

Игра «Опиши предмет».

Тренинг творческих тактильных восприятий

Аквалампа (световое и вибрационное воздействие)

Развитие:

      визуального восприятия;

      тактильного восприятия;

      цветовосприятия.

Активизация внимания.

Релаксация в процессе идеомоторных движений и представления образов

Сказкотерапия.

Цветотерапия.

Упражнение «Танец шариков».

Игоа «Праздник на морском дне».

Комплекс упражнений «Цвет»

Проектор направленного света

Обогащение восприимчивости и воображения.

Музыкотерапия.

Светотерапия.

Зеркальный шар (проецирование специальных свето-эффектов)

Развитие:

      зрительного восприятия;

      ориентировки в пространстве;

Создание психологического комфорта.

Снижение уровня тревожности.

Коррекция страхов.

Релаксация: воздействие зрительных образов

Сказкотерапия.

Комплекс упражнений для коррекции страхов.

Комплекс упражнений по релаксации.

Упражнение «Солнечные зайчики».

Игра «Путешествие к звезде».

Упражнение «Дискотека».

Зеркало

Развитие:

      мимики и пантомимики;

      Умение выражать различные эмоциональные состояния.

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Формирование уверенности в себе

Игра «Обезьянки».

Игра «Клоуны».

Игра «Отгадай настроение».

Игра «Приветствие».

Тренинг эмоциональных состояний

Мягкие подушечки (разной формы)

Развитие фантазии и воображения.

Снижение уровня тревожности.

Снижение уровня агрессивности.

Формирование навыков саморегуляции

Игра «Уходи злость».

Игра «Выбиваем пыль».

Игра «Упрямая подушка».

Аромонабор

Развитие обоняния.

Формирование умения дифференцировать запахи.

Стабилизация психического состояния.

Релаксация

Игры:

«Мой любимый запах».

«Ароматы цветов».

Упражнение «Узнай запах».

Программа музыкального сопровождения.

Обогащение восприятия и воображения.

Создание психологического комфорта.

Релаксация: воздействие слуховых образов.

Снижение нервно-психического и эмоционального напряжения.

Активизация двигательной активности.

Формирование навыков саморегуляции

Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации.

Набор тактильных шариков с поверхностью из разных материалов

Развитие:

      Познавательных процессов;

      Мелкой моторики.

Активизация мышления и внимания.

Стимуляция тактильных анализаторов.

Стимулирующее и расслабляющее воздействие

Комплекс заданий на определение:

      Разнообразия поверхностей;

      Твёрдости и мягкости;

      Видов материалов;

      Тепла и холода поверхностей;

      Веса;

      Скорости движения шариков по плоскости в зависимости от вида их поверхности и веса

Набор геометрических тел (конус, цилиндр, шар)

Развитие:

      Познавательных процессов;

      Мелкой моторики;

      Произвольного внимания, памяти.

Активизация мыслительной деятельности (анализа и синтеза).

Стимуляция тактильных анализаторов.

Комплекс заданий на определение и сравнение:

      Формы геометрических тел;

      Вида материалов;

      Поверхности;

      Движение шара, куба, цилиндра, конуса

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»


Подвижные игры для детей

с ограниченными возможностями здоровья

Разработала

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

https://arhivurokov.ru/multiurok/9/c/e/9ce692d3730e38c58d5cbf616c67ea5d2fbabc0f/korriektsionno-razvivaiushchiie-ighry-dlia-dietiei-s-ovz_1.png

«Что пропало»

Цель: активизация психических процессов: восприятия, внимания, памяти.

Оптимальное количество игроков — 5—10.

Инвентарь: несколько предметов (игрушки, кегли, обручи, скакалка и др.).

Инструкция. На игровой площадке ведущий раскладывает 4—5 предметов. Дети в течение одной минуты рассматривают предметы, стараясь их запомнить. Затем по команде дети становятся спиной к игровой площадке, а ведущий в это время убирает один из предметов. Дети поворачиваются и называют пропавший предмет. Выигрывает тот, кто ошибется меньшее количество раз.

Варианты

  1. Увеличить количество предметов,
  2. Уменьшить время запоминания предметов.
  3. Убрать два предмета.

Методические указания. Для игры следует подбирать такие предметы, которые хорошо знакомы детям.

«Повтори, не ошибись»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции; накопление количества и уточнение смысла слов, обозначающих действие.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Дети стоят полукрутом. Ведущий медленно выполняет простые движения руками (вперед, вверх, в стороны, вниз). Дети должны выполнять те же движения, что и ведущий. Допустивший ошибку выбывает. Выигрывает оставшийся последним.

Варианты

  1. Простые движения можно заменить на более сложные, включить движения ногами и туловищем, асимметричные движения (правая рука вверх, левая вперед) и т. д.
  2. Ведущий одновременно с показом движения называет имя одного из играющих, который и должен это движение повторить, а остальные игроки наблюдают. Ведущий проговаривает движение (руки вверх), а выполняет в этот момент другое действие (руки вниз). Дети должны выполнять движение по показу ведущего, не обращая внимания на его сбивающие команды.

4. На каждое движение ведущий называет слово (например, ручка, самолет, мяч, воробей и т.д.). Дети должны выполнять только те движения, которые сопровождаются названиями летающего предмета (воробей, самолет).

Методические указания. Во время игры ведущему необходимо следить за тем, чтобы все дети видели его одинаково хорошо.

«Узнай друга»

Цель: развитие тактильных ощущений, слухового внимания, памяти, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 8—12.

Инвентарь: повязки на глаза.

Инструкция. Одной половине детей завязывают глаза и дают им возможность походить по игровой площадке. Далее им предлагается, не снимая повязки, найти и узнать друг друга. Узнавать можно с помощью рук — ощупывая волосы, одежду. Затем, когда друг узнан, игроки меняются ролями.

Вариант: если игрок не может узнать другого ребенка при помощи ощупывания, можно предложить попытаться узнать его по голосу.

Методические указания. Следует позаботиться о том, чтобы игровая площадка была абсолютно ровной, иначе дети с завязанными глазами будут чувствовать себя неуверено

«Зоопарк»

Цель: активизация речевой деятельности, расширение словаря и понятий по теме «животные», развитие умений в имитации звуков и движений.

Количество игроков — 8—15.

Инвентарь: обруч или мел.

Инструкция. Дети выбирают себе роль какого-либо животного. Для самых младших детей роли назначает воспитатель. Каждый «зверь» садится в свою «клетку» — в обруч или круг, нарисованный на полу (земле). В клетке может быть и несколько зверей — обезьяны, зайцы, гуси и т.д.

Незанятые дети встают за воспитателем, кладут руки на пояс впереди стоящего, то есть садятся в «поезд», и «едут на прогулку в зоопарк». Подходя к «клетке», воспитатель спрашивает: «Какой зверь живет в этой клетке?» Сидящие там «звери» должны показать движениями, мимикой, звуками, кого они изображают, а приехавшие экскурсанты угадывают зверей. И так — от клетки к клетке. Поощряются дети, наиболее удачно изобразившие зверей. Затем экскурсанты и бывшие «звери» вместе с воспитателем, взяв друг друга за пояс и высоко поднимая колени, изображают поезд и едут домой.

Вариант: по дороге домой дети поют песенку:

Вот поезд наш едет, гудит паровоз. Далеко, далеко ребят он повез. Уу-уу-уу-уу-уу.

Но вот остановка, дети останавливаются, произнося «ш-ш-ш», опускают руки и спокойно ходят (бегают) во время остановки поезда, собирают цветы на поляне (наклоняются, приседают). По сигналу все бегут, чтобы не опоздать на поезд, и становятся в колонну, вновь изображая вагоны: ходят, высоко поднимая колени, и поют куплет.

Методические указания. Эту игру можно повторить 2—3 раза

«Лохматый пес»

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Инструкция. Из числа играющих выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой уткнувши нос. Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим, Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. «Пес» вскакивает, рычит, лает и ловит детей. Пойманный игрок становится водящим «псом».

Методические указания. Эта игра отличается большой интенсивностью, поэтому необходимо следить за тем, чтобы дети не перевозбудились.

«Дотронься до...»

Цель: формирование у ребенка представлений о цвете, форме, размерах и других свойствах предметов, развитие быстроты реакции.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до... синего!» Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников игры в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета каждый раз меняются, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим.

Варианты

  1. Можно называть не только цвета, но и формы или размеры предметов. Например: «Дотронься до... круглого», «Дотронься до... маленького!»
  2. Возможно и усложнять команду за счет сочетания цвета и формы и т.д. Например: «Дотронься до... красного квадратного!»

3. Дети могут «искать ответы» не только в одежде, но и среди игрушек, инвентаря.

Методические указания. Ведущему следует давать детям только те задания, которые реально осуществимы, то есть предметы должны находиться в поле зрения играющих.

«Строим цифры»

Цель: развитие элементарных математических представлений, умения ориентироваться в пространстве, организованности.

Количество игроков может быть любым.

Инструкция. Играющие свободно передвигаются по поляне или игровой площадке. Ведущий объясняет: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроиться все вместе в цифру 1 (2, 3, 4 и т.д.)». Дети выполняют задание.

Варианты

1. Дети располагаются по заранее нарисованным на полу цифрам.

  1. Если дети быстро справляются с заданием, можно считать быстрее, таким образом сокращая время построения.
  2. Ведущий услоэ/спяет задание: «Пока я буду считать до 10, вы произведете в уме сложение (вычитание) и все вместе выстроите цифру — ответ. Например: 1+1,2- 1». Дети дол-жны построить цифры 2, 1.

Методические указания. Первую игру нужно сделать пробной, объяснив и подробно показав все действия.

«Найди букву»

Цель: разучивание букв, слогов, слов; развитие у детей быстроты реакции, памяти.

Количество игроков — 8—10.

Инвентарь: два стенда с крючками, карточки с петлями с изображением букв алфавита.

Инструкция. Дети делятся на две команды. По сигналу ведущего первые игроки каждой команды подбегают к стенду, в нижней части которого расположены «буквы». Выбирают первую букву алфавита — А — и вывешивают ее на стенде. Затем бегом возвращаются к своей команде. Вторые игроки делают то же самое, но вывешивают уже вторую букву алфавита — Б — и т.д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету и совершившая меньше ошибок.

Варианты

  1. Вместо беги можно выполнять какие-либо другие задания.
  2. В начале эстафеты каждой команде выдают по набору букв (например, д, а, ш, я). Дети, посовещавшись, вместе должны составить из полученных букв слово, распределить буквы между собой и построиться. Когда обе команды будут готовы, начинается эстафета. Каждая команда должна вывесить свое слово на стенде.

Методические указания

  • Каждый из предложенных вариантов игры должен быть сориентирован на тот возраст, для которого игра доступна.
  • В первом варианте, при игре с выстраиванием алфавита, возможна помощь детей и ведущего. Все вслух хором проговаривают очередную букву, а игрок должен ее найти.

«Кот и воробушки»

Цель: развитие быстроты реакции, равновесия, способности детей к звукоподражанию. Количество игроков — 6—15. Инвентарь: подвижная опора (бревно), обруч.

Количество игроков — 10—15.

Инструкция. Двое игроков — «рыбаки» — берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные — «рыбки». «Рыбаки» ловят «неводом» «рыбок». Пойманные дети берутся с «рыбаками» за руки, увеличивая «невод». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две непойманные «рыбки». Они — победители.

Инструкция. На одной стороне площадки на бревне стоят дети. Это «воробушки» на «жердочках». В стороне сидит игрок — «кот». Он спит. Ведущий говорит: «Воробушки, полетели!» Воробушки спрыгивают с жердочек и, расправляя крылья и чирикая (чив-чив-чив), разлетаются во все стороны. По сигналу «Кот идет!» «кот», мяукая, ловит «воробушков». Спастись от «кота» можно, только запрыгнув на свою жердочку. Выигрывает тот «воробушек», который ни разу не попался в лапы «кота».

Варианты

  1. Вместо бревна можно использовать обруч, встав в пего на одну ногу.
  2. «Воробушки» могут не просто летать по площадке, а «купаться» или «клевать крошки» в заранее отмеченных местах, располоэ/сепных очень близко к спящему «коту».

Методические указания

  • Игру следует повторять несколько раз. «Котом» (водящим) становится самый ловкий и быстрый «воробушек».
  • Эту игру особенно любят дошкольники и дети младших классов.

«Невод»

Цель: улучшение координации движений, формирование способности вести совместные действия с партнером, развитие точности движений Вариант: та же игра, по с речитативом, который произносят «рыбаки», до того как начнут ловить «рыбок»:

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть. Рыбка-рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Во время речитатива «рыбки» плавают, выполняя различные плавные движения руками. После слов «Мы хотим тебя поймать» «рыбки» разбегаются по поляне, а «рыбаки» ловят их.

Методические указания

  • Нельзя ловить «разорванным неводом», то есть расцеплять руки.
  • «Рыбаки» не должны хватать «рыбок» за руки или за одежду.

Подвижные игры для умственно отсталых детей старшего возраста.

«Горячий камень»

Цель: развитие у детей внимания, способности ориентироваться в пространстве, дифференциации мышечных усилий, взаимодействия двигательного и зрительного анализаторов, формирование навыков коллективного взаимодействия.

В игре принимают участие не менее трех игроков.

Инвентарь: судейский свисток, мячи разного диаметра.

Инструкция. Все игроки образуют круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга, стоя лицом внутрь круга. Каждому игроку выдается мяч. По сигналу ведущего играющие точным пасом двумя руками начинают передавать мячи в руки стоящего справа соседа и ловить мячи, которые им передают игроки, стоящие слева, вплоть до остановки игры ведущим. Игра останавливается, если:

  • игрок роняет мяч;
  • у кого-то из игроков оказывается в руках более одного мяча;
  • игрок неточно передает мяч соседу, и тот не может его поймать.

Участник, допустивший ошибку, забирает с собой один мяч и покидает игровой круг. Из игры выбывает тот, кто допускает ошибку первым. В случае если ошибку одновременно допускают несколько играющих, все они покидают игру. Игра останавливается по свистку ведущего, и он принимает решение о том, кто выбывает из игры. Два последних участника выходят в финал. Они встают лицом друг к другу на расстоянии 3—4 метров. По сигналу ведущего игрок передает мяч партнеру пасом двумя руками от груди по дугообразной траектории, другой — пасом двумя руками снизу. Проигрывает тот, кто первым совершит ошибку. Если игра возобновляется, то победивший в предыдущей игре имеет право один раз ошибиться и остаться в игре.

Варианты

  1. Игроки могут находиться в положении сидя.
  2. Могут быть использованы набивные мячи.
  3. Можно использовать комбинации мячей, различных по весу и диаметру.

Методические указания

1. При разучивании игры:

• рекомендуется использовать одинаковые мячи;

• в начале игры мяч должен находиться у каждого второго
участника.

2. В момент игры:

  • ведущему следует обращать внимание участников на необходимость точного паса соседу;
  • необходимо рекомендовать участникам внимательно наблюдать за действиями того соседа, который должен отдавать им мяч, передавать же его не глядя;
  • в ожидании паса следует держать руки перед грудью.

«Кегельбан»

Цель: развитие глазомера, точности, дифференциации мышечных усилий, формирование навыков коллективного взаимодействия, воспитание чувства ответственности за результат общей деятельности, настойчивости в достижении цели.

Количество игроков — 10—12.

Инвентарь: судейский свисток, кегли, баскетбольные мячи, мел.

Инструкция. На площадке с твердой, ровной поверхностью проводятся две параллельные линии на расстоянии 6 метров одна от другой. Все участники делятся на команды, по 5—6 человек в каждой. Команды выстраиваются в колонны по одному на первой линии, лицом ко второй линии. Расстояние между командами 3—4 метра. Участник команды, стоящий первым, берет мяч. Игрок, занимающий эту позицию, называется «бросающий». На второй линии напротив каждой команды устанавливается кегля. Один член команды встает за второй линией напротив кегли лицом к своей команде. Игрок, занимающий эту позицию, называется «подающий». По сигналу судьи «бросающий» направляет мяч в сторону кегли, стараясь сбить ее. В случае если бросающий промахивается, «подающий» ловит мяч и кидает его «бросающему». «Подающий» в момент паса должен находиться за линией, на которой стоит кегля. «Бросающий» повторяет попытки сбить кеглю до тех пор, пока она не будет сбита. До этого момента он не имеет права заступать за линию, на которой стоит.

В случае если кегля сбита, «подающий» ловит мяч, устанавливает его на линии кегли, бежит к своей команде и становится в колонну последним. «Бросающий» бежит к сбитой кегле, устанавливает ее, берет мяч, бросает его первому стоящему в колонне и становится «подающим».

Игра останавливается, когда в одной из команд последний участник (первый «подающий») собьет кеглю, устано-

вит ее на место, передаст мяч первому «бросающему» и вернется в колонну. Последний «подающий» должен также занять свое место в колонне. Как только все члены команды займут свое место в колонне, игрок, стоящий первым, поднимает мяч вверх.

Методические указания. Необходимо следить за соблюдением строя в командах. Целесообразно рекомендовать участникам не бросать, а катить мяч по площадке, бросок же выполнять двумя руками.

«Круговое вышибало»

Цель: развитие точности движений, ловкости, быстроты двигательной реакции, формирование навыков коллективного взаимодействия.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток, волейбольный мяч.

Инструкция. Все участники игры образуют круг, стоя лицом к центру. В центр круга встают два игрока. Один из них — «мишень», другой — «защитник». Задача играющих — передавая мяч друг другу, запятнать «мишень». Задача «защитника» — защищать «мишень», отбивая все мячи, которые бросают участники. Задача «мишени» — прячась за «защитником», избегать попадания. Игрок, которому удается попасть в «мишень», занимает место «защитника». Предыдущий «защитник» становится «мишенью», а «сбитая мишень» занимает место среди участников.

Вариант: при большом количестве участников в игре могут выть использованы два мяча и два «защитника», три мяча и три «защитника» и т. д.

Методические указания. Следует рекомендовать передавать мяч игроку, стоящему за спиной «мишени», так, чтобы «защитник» не смог его отбить. Мяч необходимо передавать максимально быстро, чтобы «защитник» не успел занять выгодное для защиты положение.

«Пятнашки-повторяшки»

Цель: развитие скоростных качеств, ловкости, быстроты принятия решения.

Количество игроков не ограничено.

Инвентарь: судейский свисток.

Инструкция. Все участники равномерно распределяются по площадке, ограниченной линиями. Из их числа выбирается водящий. По сигналу ведущего «водящий» старается запятнать одного из участников игры. Убегая от «водящего», игрок может выполнять любые движения (стойки, прыжки, вращения и т.д.). Прежде чем запятнать участника, «водящий» обязан повторить все его действия. Если убегающий не успевает выполнить новое движение, то его можно запятнать. Этот участник становится «водящим», но он не может запятнать предыдущего «водящего».

Методические указания. На всем протяжении игры играющие не имеют права покидать пределы игровой площадки.

Подвижные игры с фитболом

Фитбол — это большой упругий мяч, выдерживающий вес до 300 килограммов. Игры с фитболом способствуют формированию мышечного корсета, коррекции деформаций позвоночника, расслаблению (за счет вибрации) спастичных мышц, развитию равновесия и координации движений, формируют двигательные навыки, положительно влияют на эмоционально-волевую сферу.

«Горячий мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, развитие равновесия, координации движений, внимания.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят в кругу и по команде начинают передавать фитбол из рук в руки по часовой стрелке. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каком-либо играющем который выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок — победитель.

Варианты

  1. По команде ведущего меняется направление передачи фитбола.
  2. При большом количестве играющих в игре используются два фитбола.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям об осанке.

«Два барана»

Цель: развитие равновесия, координации движений, формирование мышечного корсета.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Играют по два человека. Педагог обозначает чертой «мост», на котором происходит битва «двух баранов». Два ребенка сидят на фитболах и пытаются столкнуть партнера с мяча или с «моста». Выигрывает сильнейший, а на «мост» приглашаются следующие участники.

Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

«Веселый мяч»

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч, Быстро-быстро по рукам, У кого веселый мяч, Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

«Длинные ноги, короткие ноги»

Цель: укрепление мышц брюшного пресса, ног, развитие внимания.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Сидя на полу, в упоре руками сзади (или на фитболе). По команде педагога «Длинные ноги!» дети выпрямляют ноги и поднимают их вверх. По команде «Короткие ноги!» дети поднимают вверх согнутые в коленях ноги.

Варианты

  1. Если ребенок недостаточно устойчиво сидит, можно выполнять задание, лежа на спине на полу.
  2. Можно выполнять задание на фитболе.

Методические указания. Ведущий стоит рядом с играющими, страхуя их от падения с фитбола.

«Запрещенное движение»

Цель: развитие внимания, координации движений и пространственного ориентирования.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Игра выполняется в исходном положении лежа. Педагог обозначает «Запрещенное движение», так, например, фитбол в руках, опущенных вниз. Дети повторяют все движения преподавателя, кроме «запрещенного». Выбывают из игры тот, кто ошибся, остается один выигравший ребенок.

Вариант: игра может выполняться в исходном положении сидя или стоя, в зависимости от двигательных возможностей ребенка.

Методические указания. Выбывшие из игры дети сидят на гимнастической скамейке с правильной осанкой.

«Охотник и утки»

Цель: укрепление мышц туловища, плечевого и тазового пояса, развитие координации движений рук и ног.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Двумя полосками на полу обозначаются с одной стороны зала «озеро», с другой — «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети — «утки» в положении на четвереньках толкают фитбол головой от «озера» до «камышей». Педагог при этом говорит следующие слова:

Ну-ка утки, кто быстрей Доплывет до камышей, Самой ловкой за победу Сладкое дадут к обеду.

Побеждает та «утка», которая быстрее доберется от «озера» до «камышей».

Методические указания. Ведущий награждает победителя.

«Ладушки»

Цель: развитие мелкой моторики, равновесия, координации движений, внимания. Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно, то попеременно соприкасаются с ладонями партнера.

Методические указания. Ведущему следует напоминать детям о правильной осанке.

«Дракон кусает хвост»

Цель: формирование вертикальной позы в положении стоя и при ходьбе, развитие пространственного ориентирования и внимания.

Количество игроков — 5—6.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впереди стоящего. В руках первого ребенка фитбол — «голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом.

Методические указания. «Голова» должна поймать «хвост», дотронувшись до него мячом так, чтобы не разорвалось «тело дракона».

«Хоп, стоп»

Цель: развитие концентрации внимания, координации движений, навыка ходьбы.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Дети идут по кругу, отбивая мяч от пола. По сигналу «Стоп!» останавливаются, по сигналу «Хоп!» — двигаются вперед. Из игры выбывает тот, кто ошибется. Самый внимательный становится победителем.

Вариант: игра моэ/сет выполняться как по часовой стрелке, так и против часовой стрелки.

Методические указания. Ведущий должен следить за осанкой детей.

«Эстафета с фитболами»

Цель: развитие быстроты реакции, быстроты передвижения, внимания, координации движений, дифференцировки усилий.

Инвентарь: фитболы, стойка.

Инструкция. Игра проводится в виде эстафеты. У стартовой линии все играющие строятся в две колонны. По команде первые начинают передвигаться вперед, отбивая от пола фит-бол. Добегают до стены (стойки), ловят мяч, возвращаются назад, передают его следующему в команде. Выигрывает команда, финишировавшая первой.

Варианты

  1. Ведение футбола осуществляется правой рукой, на обрат-пом пути — левой.
  2. В каждой команде стартуют по два человека и во время передвижения передают фитбол (мяч) друг другу.
  3. Передвижение осуществляется в одну сторону лицом вперед, обратно — спиной вперед.

Методические указания. При передвижении спиной вперед осуществлять страховку.

Игры, формирующие умение запоминать порядок и количество предметов

Эта группа игр не только формирует двигательные навыки, но и способствует развитию логического мышления и воображения, помогает приспосабливаться к жизненным ситуациям. Такие игры основаны на использовании круговой тренировки, где все упражнения выполняются по «станциям» с определенным количеством повторений. Для детей с ДЦП метод круговой тренировки упрощен и представлен в виде комплекса сюжетно-ролевых игр, включающих упражнения с манипуляцией предметами, ненавязчивым выполнением движений, которые в обычных условиях осваиваются с большим трудом. Такие игры можно придумать и самим в зависимости от площади помещения и наличия инвентаря. Обычное занятие с детьми всегда можно превратить в сказку.

«Путешествие»

Цель: развитие воображения, фантазии, закрепление двигательных умений.

Инструкция. Заранее подготавливается зал, каждый предмет в нем получает определенное название, которое применяется в путешествии.

  • Гимнастическая стенка — «Корабль». Ребенок имеет право перемещаться по ней любым способом, но вставать на пол нельзя.
  • Обручи — «Острова». Если острова близко друг от друга — ребенок делает прыжок, если расстояние большое — прыжок на остров с ноги на ногу.
  • Баскетбольное кольцо — «Ключ к открыванию дверей». Чтобы продолжить путешествие, нужно попасть мячом в кольцо.
  • Канат — «Лианы». Нужно встать из положения сидя, взявшись за канат и перебирая руками.
  • Мишени для метания на стенках — «Хищные звери». Нужно теннисным мячом попасть в мишень, при промашке попытка повторяется.
  • Наклонная скамейка, поставленная на гимнастическую стенку (третья рейка снизу), — «Мостики на корабль». Нужно, подтянувшись, забраться на корабль.
  • Три скамейки вместе — «Переправа через реку». Ребенок должен проползти на четвереньках спиной вперед.
  • Ворота между двумя гимнастическими скамейками — «Провести разведку». Нужно проползти, стараясь не задеть ворота.

Играющие начинают путешествие с любой «станции». Побеждает не тот, кто первым закончит дистанцию, а тот, кто успешнее справится с препятствиями.

Методические указания

  • По окончании игры дети обязательно должны обменяться впечатлениями, а ведущий определяет самого лучшего путешественника и назначает его на следующее занятие капитаном. Такой подход формирует у ребенка стремление к качественному выполнению каждого указания, что и приводит к незаметному, безболезненному освоению двигательных умений.
  • Можно использовать не только станции двигательных действий, но и станции загадок, поговорок, рисунков, кроссвордов, отгадываемых вместе с родителями.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ПРОГУЛКАХ

Прогулки в лес или в парк особенно полезны. Во время прогулки можно совместить ходьбу с подвижными играми и развлечениями, купанием, воздушными и солнечными ваннами.

Чтобы прогулка была веселой и интересной, можно организовать игры, которые не требуют особого оборудования, специальной площадки. Имея с собой только волейбольный или теннисные мячи, можно провести множество разнообразных игр и эстафет.

«Пятнашки мячом»

Цель: развитие ловкости, умения ориентироваться в пространстве, точности и быстроты движений. Количество игроков может быть любым. Инвентарь: мяч.

Инструкция. Все играющие произвольно располагаются на лужайке или поляне, в центре — водящий с мячом в руке. По сигналу начинается игра: водящий должен запятнать мячом любого игрока, который после этого сам становится водящим. Играют 6—8 минут.

Методические указания. Если у детей сохраняется интерес к этой игре, ее можно повторить после небольшого перерыва.

«Круговая лапта»

Цель: развитие ловкости, чувства дистанции, точности и быстроты движений.

Количество игроков — 6—15.

Инвентарь: мяч.

Инструкция. Двое водящих находятся за границами условной площадки на расстоянии 10—12 метров, все остальные — в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто находится на площадке. Те, в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те играющие, которые поймали мяч. Выигрывает тот, кто последним останется на площадке. Водящими становятся двое, первыми выбывшие из игры.

Методические указания. Играют 3—4 раза, с небольшими перерывами для отдыха.

«Змейка»

Цель: развитие координации коллективных действий, умения ориентироваться в пространстве.

Количество игроков — 6—7.

Инструкция. 5—6 участников, взявшись друг за друга, выстраиваются в колонну — «змейку». Водящий становится перед «змейкой» и старается запятнать последнего. Стоящий в «шейке» первым — капитан — преграждает путь водящему:

широко расставляет руки, ставит заслоны, выполняет различные движения туловищем. «Змейка» следует за капитаном и помогает преградить путь водящему. Если водящий запятнал игрока, замыкающего колонну, он становится капитаном, а запятнанный игрок — водящим.

Методические указания. Игру можно повторять несколько раз, с небольшими перерывами на отдых.

«Ногой по мячу»

Цель: развитие равновесия и точности движений, ощущения пространства при отсутствии зрительного контроля. Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. В шести шагах от игрока помещается волейбольный мяч. Водящему завязывают платком глаза. Затем, после поворота на 360°, он должен подойти к мячу и ударить по нему ногой. Играют по очереди несколько раз. Выигрывает тот, кто большее количество раз попал по мячу.

Методические указания. Место для игры следует подобрать ровное, без канав, кустарника

«Шишки, желуди, орехи»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, точности движений.

Количество игроков — более шести.

Инструкция. Играющие встают по трое, один за другим, лицом к центру, где стоит водящий. Первые в тройках — «шишки», вторые — «желуди», третьи — «орехи». По сигналу водящий произносит любое из трех названий, например «орехи». Все играющие «орехи» должны поменяться местами. Водящий стремится встать на любое освободившееся место. Если ему это удается, то игрок, оставшийся без места, становится водящим.

Можно выкрикнуть два названия и даже три. Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Методические указания. По желанию детей эту игру можно проводить несколько раз.

«Рыбы, птицы, звери»

Цель: развитие быстроты реакции, внимания, обогащение словарного запаса.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный или теннисный мяч.

Инструкция. Все играющие становятся полукругом на расстоянии 4—5 метров от водящего, который держит в руках волейбольный или теннисный мяч. Водящий, бросая кому-либо из играющих мяч, произносит одно из трех слов: «рыбы», «птицы», «звери». Если названо, например, слово «рыбы», играющий должен поймать мяч, сделать шаг вперед и тут же вернуть его водящему, быстро назвав любую рыбу, например, сказать: «Щука». Тот, кто не успевает дать нужный ответ или повторяет его, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки. Победитель становится водящим.

Методические указания. Игра повторяется 2—3 раза.

Волейбол в кругу»

Цель: освоение элементарных умений передачи мяча, раз-питие точности движений.

Количество игроков может быть любым.

Инвентарь: волейбольный мяч.

Инструкция. Играющие становятся в круг и начинают передавать мяч друг другу любым способом, как в волейболе. Тот, кто не смог принять или передать мяч, получает штрафное очко. Выигрывает тот, кто получил меньше штрафных очков.

Методические указания. По желанию участников игру можно повторить 2—Зраза.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И

КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 С ДЕТЬМИ С ОВЗ

(младший и средний возраст)

Разработала

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

Цель: развитие сенсорно – моторной сферы, навыков коммуникативного и социального поведения, игровой и изобразительной деятельности.

        Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известных специалистов по коррекционной работе М.Монтессори, Е. Стребелевой, А. Катаевой.                                                         Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности.                                                 

ДЕРЕВО

дидактическая игра на развитие движений  пальцев

Цель:

  • Развивать мелкие движения рук.
  • Формировать положительноеэмоциональное отношение к игре.
  • Развивать целенаправленность действий с предметами.
  • Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.

Оборудование:

Образецдеревa на твердом картоне, выполненный из этих же частей (части соединяются между собой,различные по форме и цвету).

Ход игры:Педагог показывает образец с изображениемдерева, рассматривает егос детьми, обращая внимание на отдельные части, крону, листьяи плоды на дереве, ствол, траву, растущую под деревом. Объясняет,чтолистварасполагается  наверху, на дереве растут плоды, изземли растет трава  и стол дерева. Потом педагог показываем, как сделатьтакое же дерево, составляяего из отдельных частей. Педагог предлагает детям сделать такое же, раздавая комплект частей.

ВЕСЕЛОЕ РИСОВАНИЕ

коррекционная игра на развитие мелкой моторики рук

Цель:

  • Развитие дифференцированных движений пальцев рук.
  • Развитие творческого воображения.
  • Воспитание усидчивости в работе и выработка целенаправленности деятельности.

Оборудование:Плотная картонная коробка с темным фоном на дне; манка, покрывающая дно коробки тонким слоем.

Ход игры:

Педагог показывает детям коробку с манкой и объясняет, что кроме карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Работа проводится индивидуально, при этом возможно рисование по образцу, совместное рисование, свободное творчество.

МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК

коррекционная игра на развитие умения

 вступать в контакт с окружающими

Цель:  

  • Развитие кинестетических ощущений.
  • Развитие умения сотрудничать со взрослым, вступать с ним в контакт.
  • Учить преодолевать брезгливость (к краскам)

Оборудование:                                                                                                Цветные краски с кисточкой, игрушечные цыплята.

Ход игры:                                                                                                        Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры  педагог подбадривает и хвалит ребенка.

ПОДОКОННИК С ЦВЕТАМИ

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель:

  • Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
  • Развивать внимание и воображение.
  • Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.

Оборудование: На сюжетной картинке «Подоконник с цветами»под бутонами тюльпанов закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне бутонов, поэтому бутоны тюльпанов        имеют свойство вкладок. На каждом бутоне для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.

Ход игры:        (проводится индивидуально с каждым ребенком).В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Подоконник с цветами», заполненную вкладками с изображением бутонов тюльпанов, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает бутоны, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки бутонов тюльпанов на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании бутонов, то педагог указывает на контур бутонов и показывает в сравнении контур и изображение бутона тюльпана. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание за колечко и их правильное помещение в цветочный горшочек с помощью липучек.

ТЕТРИС

коррекционное упражнение на развитие логического мышления

Цель:

  • Учить соотносить плоскостные фигуры с образцом и в практическом действии с предметами.
  • Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
  • Развивать логическое мышление, складывая фигуры в определенном порядке и в специально отведенные вкладки.

Оборудование:                                                                                                 Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры прямоугольной  и квадратной формы различных размеров и цветов.

Ход упражнения:                                                                                         Педагог показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в окошках живут «жители» - геометрические фигуры. Чтобы закрыть все окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая метод проб и ошибок, а также обращает внимание детей на правильное расположение фигурок, при этом постоянно одобряя действия ребенка.

БАБОЧКА

дидактическая игра на развитие движений пальцев

Цель:

  • Учить детей застегивать пуговицы.
  • Развивать мелкие движения рук.
  • Формировать положительное эмоциональное отношение к игре.
  • Развивать целенаправленность действий с предметами.
  • Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.

Оборудование:                                                                                                Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы).

Ход игры: Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми, обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины, туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку. Дети постепенно раскладывают части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками.

НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК

дидактическая игра на развитие слухового восприятия

Цель:

  • Расширять и уточнять значения слов – названий животных и слов, связанных с образом жизни животных.
  • Учить подбирать детенышей животных к взрослым животным по описанию или методом подбора.
  • Учить опознавать животных по рассказу педагога.

Оборудование:                                                                                                Большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т.п.; маленькие карточки с изображением детенышей этих животных.

Ход игры:                                                                                                        Детям раздают большие карточки с изображением диких и домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты: метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих животных по описанию.

ЗАМОК «МОЛНИЯ»

упражнение на развитие навыков самообслуживания

Цель:

  • Учить детей застегивать замки – молнии.
  • Развитие ручной умелости.
  • Воспитание навыков самообслуживания.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения рук.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в упражнении на цвет, как на значимый признак.

Оборудование:                                                                                                Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки – молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные, короткие, широкие и узкие), качества (железные или пластмассовые)

Ход упражнения:                                                                                        В ходе упражнения педагог объясняет детям назначение замка – молнии и показывает, как им пользоваться. Вместе с детьми отрабатываются движения застегивания и расстегивания замка. Возможна отработка движений по словесной инструкции, когда педагог просит застегнуть замок синего цвета и т.п. При проведении упражнения каждое действие проговаривается: «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваю длинный пластмассовый замок синего цвета» и т.п.

КОРЗИНА С КОТЯТАМИ

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель:

  • Формировать целостный образ предмета и активировать представления о предметах.
  • Развивать внимание и воображение.
  • Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий

Оборудование:                                                                                                 

На плотном листе картона сюжетная картинка «Котята в корзинке». На сюжетной картинке под котятами закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне котят, поэтому изображение котят в корзине имеют свойство вкладок. На каждом котенке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.

Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком)                                

В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Котята в корзине», заполненную вкладками с изображением котят, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки котят на свои места. Если ребенок допускает ошибки при выкладывании котят, то педагог указывает на контур котят и показывает в сравнении контур и изображение котят. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание котят за колечко и их правильное помещение в корзину с помощью липучек.

ДОМАШНИЙ УГОЛОК

дидактическая игра на отработку жизненно практических навыков

Цель:        

  • Научить ребенка пользоваться предметами домашнего обихода: выключателем, розеткой и электровилкой, шпингалетами, крючками.
  • Различать на слух понятия «включить – выключить», «открыть – закрыть», «защелкнуть» и т.д.

Оборудование: Вертикальный планшет со встроенными натуральными предметами домашнего обихода: выключатель, розетка и электровилка, шпингалеты, крючки, навесной замок.

Ход игры:        Педагог показывает и рассказывает о назначении каждого из предметов домашнего обихода. Учит пользоваться ими, отрабатывает навыки, дает четкие инструкции: «Выключи свет»; «Отключи утюг»; «Закрой форточку» и т.п.

ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ

коррекционное упражнение для подготовки руки к письму

Цель:        

  • Учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения и использовать полученный образ в изодеятельности.
  • Учить дорисовывать, создавая образ.
  • Развитие мелкой моторики руки.
  • Формировать целенаправленность деятельности и усидчивость в работе.

Оборудование:                                                                                                 Наборы карточек с недорисованными предметами, с заданием провести горизонтальные линии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т.п.

Ход упражнения:                                                                                        Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый карандаш» и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы, заштриховать изображения различных предметов и т.п.                

АКВАРИУМ

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель:

  • Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соответствие с другими частями целого.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.

Оборудование:

        На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки.

Ход игры:(проводится индивидуально с каждым ребенком)                                Вначале ребенок рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками – рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и их правильное помещение в аквариум с помощью липучек.

БАНТЫ

дидактическая игра на отработку практических навыков

Цель:

  • Развитие мелкой моторики рук и пальцев.
  • Научить детей завязывать бантики или ленточки.
  • Учить различать цвета и ориентироваться на цвет как на значимый признак.
  • Формировать понятия «длинный – короткий»

Оборудование:                                                                                                Вертикальный лист, закрепленный на стене для более удобного использования; бантики или ленточки различных цветов и размеров, закрепленные на листе.

Ход игры:                                                                                                        Педагог предлагает детям научиться завязывать бантики или ленточки, показывает,  как это делать, каждому ребенку попробовать. Игра проводится поэтапно, пока ребенок не научится сначала завязывать у основания, затем складывать бантик или ленточку в двух руках и затем только делать основной узел.

ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВОЛЯШКУ

дидактическая игра на развитие ручной моторики

Цель:

  • Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
  • Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
  • Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии).
  • Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.

Оборудование:                                                                                                Картонный лист с изображением и в форме куклы – неваляшки, на головке неваляшки проделаны отверстия и закреплен шнурок        синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неваляшки проделаны отверстия и в них закреплены шнурки красного и зеленого цвета.

Ход игры:         Педагог показывает фигурку куклы – неваляшки, рассматривает ее с детьми, обращает внимание на отдельные части одежды: платок, юбку и фартук. Педагог просит детей помочь одеть куклу – неваляшку. Педагог объясняет, как это сделать, кончик шнурка продевает в дырочку и прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняют данное задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словесной инструкции.        

НАРЯДНАЯ КУКОЛКА

дидактическая игра на  отработку практических действий

Цель:

  • Отрабатывать практические действия с предметами: ленточками, заколками, липучками, кнопками.
  • Учить соотносить предметы в зависимости от их правильного местоположения.
  • Учить оценивать свои действия, радоваться положительному результату.
  • Развивать мелкую моторику.

Оборудование: Кукла, «гардероб» куклы – юбка из ленточек, заколки различных цветов и форм, завязки – резинки для косичек, бантики.

Ход игры:        Педагог ставит куклу и говорит, что кукла хочет устроить праздник и просит ее нарядить – завязать ей красивые банты, «сшить» красивую юбку, приколоть заколки. Педагог показывает, что юбку можно «сшить» прикрепив на ее поясе разноцветные ленточки с помощью липучек, завязать бантики или завязки – резинки,  приколоть заколки – зажимы. Ситуация обыгрывается. Когда кукла хочет только бантики, или только заколки и т.д.

ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКУ

дидактическая игра на развитие ручной моторики

Цель:

  • Учить брать мелкие предметы щепотью.
  • Развивать координационные действия обеих рук.
  • Развивать хватание и ручную моторику.

Оборудование:                                                                                                 Мелкие предметы (бирюльки, сделанные из дерева – бутылочка, яичко, пирамидка, графинчик, шарик, грибок, бублик, кувшинчик.Ваза, жбан, чурючок, миска, волчок, молоточек, конус, цилиндр, куб, круг, маленький кувшинчик, квадрат, прямоугольник, пластинка, полусфера, полукруг); подносики, прозрачный сосуд.

Ход игры:                                                                                                        Дети сидят за столами, перед каждым прозрачный сосуд, справа от него на небольшомподносике лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.                                                                                                Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать также. При необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и как брать предметы. После того как дети соберут все предметы правой рукой, их высыпают на поднос, который переставляют к левой руке, теперь ребенок должен бросатьпредметы левой рукой, а держать сосуд правой.

ЧУДО ГЕОМЕТРИЯ

дидактическая игра на практическое выделение формы и развитие воображения

Цель:

  • Познакомить детей с основными геометрическими фигурами.
  • Учить различению основных цветов.
  • Учить составлять целое из разных геометрических форм и их частей, подбирая нужные с помощью проб и примеривания.
  • Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.
  • Развивать фантазию и воображение.

Оборудование:                                                                                                Рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур из мягкого материала; различные фигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка с держателями для удобного составления фигур.

Ход игры:                                                                                                        Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и различные комбинации сбора этих геометрических фигур. Педагог объясняет, что для более удобного складывания фигур надо держаться за держатель, прикрепленный к каждой фигурке. Сначала педагог дает ребенку фигурки только к одной геометрической фигуре и предлагает угадать, как из них можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробам и примериванию. В дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях снова перейти к ограниченному количеству изображений.

ПОЛЯНКА

дидактическая игра на развитие целостного восприятия предмета

Цель:

  • Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах.
  • Учить обращать внимание на пространственное расположение деталей и на их соотношение с другими частями целого.
  • Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование: На плотном листе располагаются две рабочие зоны: на большей – фон для составления сюжета и прикрепленные к нему небольшие кусочки липучек различного цвета, но соответствующие цветам липучек на обратной стороне фигурок (солнышко, облака, бабочки), находящиеся во второй небольшой зоне, также прикрепленные на липучках. Количество липучек на обеих рабочих зонах – равное.

Ход игры:        Вначале ребенок рассматривает целую картинку, заполненную прикрепленными фигурками, по возможности называет изображенные предметы. Затем взрослый убирает несколько фигурок и просит ребенка поместить их на соответствующие места.

СОБЕРИ ДОМИК

коррекционное упражнение на практическое выделение формы

Цель:        

  • Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами.
  • Учить пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
  • Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки.

Оборудование:                                                                                                Две пластмассовые доски (на каждой 6 прорези) в форме домиков; пластмассовые фигурки различного цвета, по форме соответствующие прорезям.        

Ход игры:                                                                                                        Педагог кладет перед ребенком первый домик         (в прорези вставлены нужные формы) и спрашивает, что на нем нарисовано, помогает ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы. Перемешивает их и просит ребенка снова составить из них целый домик, побуждая его в случае затруднения примерить форму к прорези. Возможно обыгрывание различных вариантов: заселение жильцов в домики, ремонт домика, закрывание окошек и т.д.

НАЙДИ ШАРИКУ ДОМИК

практическая игра на развитие ручной моторики

Цель:        

  • Развивать движения рук и целенаправленность действий.
  • Формировать зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в игре как на значимый признак.
  • Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.

Оборудование:На плотном фанерном листе размещены и крепко закреплены: в левом верхнем углу листа большой стакан, в котором находятся 23 небольших шарика различного цвета, но соответствующего цветам 23 неглубоких баночек (красного, синего, желтого, зеленого), расположенных хаотично на фанерном листе; пинцет или щипцы для сахара.

Ход игры:        (проводится индивидуально с каждым ребенком)                                Педагог выставляет перед собой и ребенком игру и рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятся маленькие цветные шарики, которые хотят жить каждый в своем домике, а для этого им надо помочь найти свой домик. Педагог берет щипцы или пинцет, показывает, как удобнее брать шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокие баночки. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и кладу его в красный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике» и т.п.

СОЛНЫШКО

дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук

Цель:

  • Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
  • Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.

Оборудование:                                                                                                 Вырезанный из фанерного листа или оргалита круг на устойчивой подставке, раскрашенный как «Солнышко», по всему кругу распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.

Ход игры:                                                                                                        Педагог показывает детям круг с изображением солнышка и объясняет, что солнышко это сказочный герой и состоит он из самого круга и лучиков, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять лучики к солнышку, чтобы оно лучше светило. Возможны следующие варианты игры:        самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом;        выполнение по словеснойинструкциипедагога с выделением цвета, формы и размера прищепок; свободное творчество детей.

ЁЖИК

дидактическая игра на развитие движений пальцев и кистей рук

Цель:

  • Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
  • Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
  • Учить различать цвета, ориентироваться в игре на цвет как на значимый признак.

Оборудование:         Вырезанный из картона ёжик, по всей спине распределяются прищепки различного цвета, формы и размера.

Ход игры:        Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры:                - самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного                   объяснения и показа педагогом;                                                                - выполнение по словеснойинструкции педагога с выделением цвета,                   формы и размера прищепок;                                                                - свободное творчество детей.

ПОЙМАЙ РЫБКУ

дидактическая игра на развитие движений кистей рук

Цель:

  • Развивать у детей сгибательные и разгибательные движения кистей рук.
  • Развивать положительное отношение к игре.
  • Развивать внимание и ориентировку в пространстве.
  • Учить различению цветов, подбирая одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.
  • Учить различать понятия «большой – маленький» путем подбора и сравнения предметов.

Оборудование: 1вариант: аквариум, заполненный водой и пустой аквариум: пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров; сачки.                                         2 вариант:аквариум, заполненный водой и пустой аквариум;  пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров с прикрепленными магнитами и кольцом для крючка; удочки с крючками или магнитами на конце лески.

Ход игры: Педагог показывает детям аквариум и рыбок и говорит, что их можно одной рукой переложить сачком или удочкой в другой аквариум. Показывает, как это сделать. Потом предлагает детям стать ловкими и выполнить те же действия. Ребенок берет сачок или удочку ведущей рукой (правой или левой). Пойманных сачком или удочкой рыбок ребенок переносит в аквариум. Педагог обыгрывает игру, предлагает детям сначала поймать только маленьких рыбок, затем красного цвета и т.д.

ДОЖДЬ ИДЕТ

дидактическая игра на развитие ручной моторики

Цель:

  • Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
  • Соблюдать направление движений по диагонали.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.

Оборудование:                                                                                                Картонный лист с изображением травки и грибка, на листах сверху закреплены две тесьмы, от каждой из них вниз по диагонали листа сделано по шесть отверстий, в которые продевается тесьма – «дождик»; все линии должны быть параллельны, фигурки зайчат (или других животных) из картона.

Ход игры:        Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке гуляет зайка (или другие животные). «Ой, пошел дождик», - говорит он, переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы картона, и они с его помощью выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат (или других животных)». Раздает фигурки зайчиков (или других животных). Дети прячут их под грибками.

ПИРАМИДКА

коррекционное упражнение на развитие соотносящихся действий

Цель:

  • Учить соотносить отверстия колец со стержнем.
  • Развивать зрительно – двигательную координацию при действии двумя руками.
  • Формировать направленность действий и устойчивость внимания.
  • Активизировать представления о цвете, закреплять названия цветов.

Оборудование: Пирамидки разной величины и формы.

Ход игры:

1вариант:Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень. Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца.        

2 вариант:Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с толщиной стержня.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

дидактическая игра на восприятие цвета

Цель:

  • Формировать положительное отношение к игре и учить ориентироваться в игре на цвет, как на значимый признак.
  • Учить различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении.
  • Учить подбирать одинаковые цвета на глаз с последующей проверкой.

Оборудование:

На плотных листах бумаги изображены орнаменты, состоящие из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки, соответствующие цветам орнамента.

Ход игры:        

Педагог расставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и набор цветных крышек, обращая внимание на их одинаковость. Затем объясняет, как нужно собрать орнамент, чтобы он получился красивым рисунком. При этом педагог проговаривает: «Беру красную крышечку, кладу на красный кружочек». Ребенок самостоятельно может пробовать собрать орнамент, накладывая крышечку на кружочек, проговаривает: «Взял такой», или после примеривания «Взял не такой». В ходе игры педагог обязательно должен хвалить ребенка за правильный выбор цвета.

ПОСТРОИМ ДОМИК

дидактическая игра на развитие ручной моторики

Цель:        

  • Учить продевать шнурок в отверстие сначала по подражанию, потом по образцу.
  • Развивать мелкие движения, целенаправленность действий.
  • Соблюдать направление движений по диагонали, горизонтали (несмотря на прерывность линии).
  • Формировать зрительно – двигательную координацию и ориентацию в пространстве.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к игровому заданию.

Оборудование:                                                                                                Картонный лист с изображением и в форме домика, на крыше домика сверху закреплены два шнурка  каждого цвета, от каждого из них вниз вдоль крыши по диагонали сделано четырнадцать отверстий, в которые продевается шнурок; вокруг окна вдоль ставен по диагонали сделаны отверстия и в них продевается шнурок коричневого цвета.

Ход игры:                                                                                                        Педагог рассматривает с детьми домик, отдельно крышу, окно, заборчик. Могут обыгрываться различные ситуации: залатаем крышу, закроем ставни, построим заборчик. Варианты игры с использованием шнуровки:по образцу, по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно.

ПОКОРМИМ ЧЕЛОВЕЧКОВ

дидактическая игра на развитие движений пальцев

Цель:        

  • Развивать мелкие движения рук и целенаправленность действий.
  • Создавать эмоционально положительное отношение к выполнению задания и результату своих действий.
  • Учить хватанию щепотью, познакомить с указательным видом хватания.
  • Учить различать предметы по форме, цвету, назначению.

Оборудование:        В коробке находится большое количество сухих горошин и фасоли, две плоские баночки с плотно закрытыми крышками, на которых нарисованы лица веселых человечков, у которых вместо рта прорези.

Ход игры: Педагог обыгрывает приход веселых человечков в гости к детям и предлагает детям покормить гостей. Затем педагог говорит, что мальчик любит фасоль, а девочка горох, и показывает, как правильно нужно покормить гостей. В ходе выполнения игровых действий педагог фиксирует в речи способ действия: «Покормим мальчика фасолью», «Покормим девочку горохом».                                                                                



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное общеобразовательное автономное учреждение центр – развития ребёнка – детский сад «Аленький цветочек»

Игры-занятия для установления контакта с ребенком ОВЗ

Разработала    

тьютор: Кузнецова О.А.

г. Пыть-Ях

1 занятие: игра «Ручки».

Ход игры. Группа из 2-3 детей располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу

Игра «Ладушки», предлагаем такое четверостишье:

Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.

Игра «Хоровод».

Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.

Развитие активности.

2 занятие: игра «Поводырь».

Ход игры: Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (психолог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями. По примеру повторяют игру уже сами дети, поочередно меняясь ролями.

Игра «Птички».

Ход игры: Психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

Игра «Догонялки».

Ход игры: психолог предлагает детям убегать, прятаться от него. Догнав ребенка, психолог обнимает его, пытается заглянуть в глаза и предлагает ему догнать других детей.

Развитие контактности.

3 занятие: игра «Погладь кошку».

Психолог вместе с детьми подбирают ласковые и нежные слова для игрушки «Кошка Мурка», при этом дети ее гладят, могут взять на руки, прижаться к ней.

Игра «Поиграй с куклой».

Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.

Усиление психологической активности. Развитие восприятия.

4 занятие: Развитие восприятия «зашумленных» объектов. Формирование активности ребенка с помощью игровых моментов на развитие восприятия.

Ход занятия: перед ребенком изображение «зашумленных» картинок, его задача распознать эти картинки.

Далее идет складывание узора по образцу (количество элементов в мозаике постепенно увеличивается).

Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.

Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!

Психотехнические игры.

5 занятие: игра «Найди место для игрушки».

Ход игры: психолог предлагает поочередно положить кегли или мячи в нужную по цвету коробку и в соответствующее вырезанное в коробке отверстие. Можно организовать соревнование.

Игра «Собери фигурки».

Ход игры: Ребенок по команде собирает и разбирает доски.

Развитие аналитико-синтетической сферы.

6 занятие: Таблица Равенна.

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант.
Ход занятия: под диктовку психолога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Развитие внимания.

7 занятие: Корректурные пробы. «Девочки».

Ход занятия: ребенком выделяет на листе бумаги по определенному признаку сначала один вид девочек, а потом другой.

Таблица.

Ход занятия: дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.

Развитие памяти

8 занятие: Запомни слова.

Ход занятия: детям поочередно предлагается несколько картинок, которые они по памяти проговаривают или воспроизводят в тетради.

Игра «Снежный ком».

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия».

Ход занятия: ребятам предлагаются две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Развитие речевого общения.

9 занятие: Позови мячом.

Ход занятия: ребята стоят в кругу, психолог кидает любому мяч, называя того ребенка по имени. Ребенок, поймавший мяч, должен кинуть следующему, также назвав его по имени, и так далее.

Игра «Закончи фразу».

Ход занятия: детям по очереди читается знакомое стихотворение, которое они должны закончить.

Развитие личностно – мотивационной сферы

10 занятие: игра «Моя семья».

Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои.

Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

11 занятие: игра «Пришел Мурзик поиграть».

Ход игры: психолог показывает детям Кота Мурзика, надетого на руку. Кот Мурзик здоровается с каждым ребенком. Затем Мурзик показывает детям прозрачный полиэтиленовый мешок с предметами, которые он принес, и предлагает каждому взять любое количество фигурок и расставить их на столе. Из предложенных кубиков Мурзик строит с детьми домик для куклы или гараж для машины. Психолог стимулирует детей на общение с Мурзиком.

Развитие подвижно – ролевой игры.

12 занятие: игра «Обезьянка-озорница».

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

Развитие подвижно – соревновательных игр.

13 занятие: игра «Строим домик для друзей».

Ход игры: Психолог делит детей на группы по 2-3 человека и говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давайте поможем им построить дом, одни будут строить домик для Мурзика, другие для Шарика. После этого ребятам предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра: «Самый ловкий».

Ход игры: Психолог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее дети становятся в круг и кидают друг другу мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы дети в этих играх понимали, что в их силах добиться положительных результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет

Комплекс подвижных игр и игровых упражнений с подробной инструкцией проведения....

Подвижные игры и игровые упражнения с детьми 5-6 лет

Предлагается подборка подвижных игр и игровых упражнений с детьми 5-6 лет на прогулке и в группе...

Рекомендации по использованию массажных приемов в пальчиковых играх и игровых упражнениях. Рекомендации к проведению пальчиковых игр с детьми от 2 до 3 лет.

Массажные движения благоприятно воздействуют на организм малышей и создают необходимые условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. Рекомендаци...

Индивидуальный маршрут развития детей и приложение "Игры и игровые упражнения, рекомендуемые для работы с детьми, имеющими трудности в обучении"

Индивидуальные маршруты разработан для каждого ребёнка индивидуально. К ним приложение в виде игр и упражнений....

Подвижные игры с детьми дошкольного возраста в семье. Игры и игровые упражнения.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей дошкольного возраста в семье...