игровое нод по кружку "Шахматы"
план-конспект занятия (старшая группа)

Лещук Антонина Геннадьевна

Дети выполняют задания. Разыгрывают сказку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по кружку «Шахматы» за 2020-21 уч.г.

Путешествие в шахматное королевство.

Образовательная область: познавательное развитие.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о шахматной доске и фигурах.  

Задачи:

 Обучающая: Закрепление названий шахматных фигур и правил их движения.

Повторить, как выглядят и как грамотно называются шахматные фигуры. Активизировать мышление за счет загадок. Продолжать учить детей решать простые шахматные задания.

Развивающая: Продолжать развивать интерес к игре в шахматы, образное, логическое мышление, память, внимание, сообразительность, кругозор детей.  Прививать интерес к мудрой и полезной для общего развития игре.

Воспитательная: Воспитывать интерес к игре в шахматы, выдержку, спокойствие, уверенность в своих силах, навыки работы в коллективе; повышать шахматную культуру.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Познавательное развитие»: Формирование знаний об игре в шахматы.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: Формирование дружеских взаимоотношений между детьми. Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

ОО «Речевое развитие»: Обогащение словаря детей за счёт использования шахматных терминов. Развитие умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки. Закрепление знания букв, их написания, умения читать слова.

ОО «Физическое развитие»: Формирование навыков игры в шахматы. Совершенствование физических качеств в разнообразных формах двигательной деятельности, гимнастика для глаз.
Словарная работа:

Активизация существительных: шахматы, королевство, путешествие, вертикаль, горизонталь, диагональ, матрешка, формат.

Прилагательные: шахматное, мудрейшая, шустрый, быстрый, индийский

Предварительная работа:

ОО «Познавательное развитие»: изучение фигур, проведение занятий, турниров, беседы с детьми.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»: разгадывание загадок, дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Назови фигуру», «Расставь правильно», «Исправь ошибки», «Белые и черные поля», «Собери картинку», «Какая фигура лишняя».

ОО «Речевое развитие»: разгадывание загадок, обучение шахматной грамоте.

ОО «Физическое развитие»: проведение физ. минуток, подвижных игр, эстафет.

ОО «Художественно – эстетическое развитие»: подготовка масок, рисование шахматных фигур.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: Настенная шахматная доска с комплектом шахматных фигур. Мешочек с шахматными фигурами. Карточки с цифрами (1-6). Карточка с заданиями «Какая фигура лишняя». Карточка с загадками. Кубики 8x8 с изображением черных и белых шахматных фигур для игры «Назови фигуру». Белые поля с черными квадратами и черные поля с белыми квадратами для игры «Белые и черные поля». Макеты деревьев с вопросами.

Раздаточный: Черные поля, листочки с вопросами, разрезные картинки с изображением шахмат для игры «Собери картинку», маски с черными и белыми фигурами.

Оборудование: Музыкальный центр, телевизор.

Используемая форма организации деятельности детей: фронтальная.

Методические приёмы:

Словесный: организационный момент, вводная беседа, дидактические игры, загадки, объяснения.

Наглядный: дерево с листочками-заданиями, шахматная доска – теремок, картина.

Практический: драматизация сказки «Теремок», ответы на вопросы, выполнение заданий.

Мотив детской деятельности: путешествие.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Педагог: На свете есть чудесная страна,

И зовется шахматной она.

Который век, наперекор столетьям,

Живет и здравствует мудрейшая игра.

Здравствуйте, ребята. Я хочу вас пригласить в путешествие в одно славное королевство. Это королевство не найти ни на одной географической карте. В этой волшебной стране 32 жителя и 64 поля. Наверное, вы догадались, о каком королевстве я говорю? (Шахматное королевство). Вы согласны отправится в путешествие? Но скажу сразу, что это путешествие с приключениями и трудностями, с которыми смогут справится только упорные, внимательные, настойчивые ребята. Вы готовы? Тогда отправляемся.

  1. Основная часть.

Педагог: Найти шахматное королевство не так просто. Сначала нужно пройти через поле. Ребята, нужно разделиться на группы и собрать поля. Проводится игра «Белые и черные поля». (рис.1, 2).                      

Педагог: Молодцы, поля пройдены. Но впереди нас ждет новое задание. Чтобы попасть в королевство шахмат, нужно пройти через Лес вопросов. (На макетах деревьев листья с вопросами, дети по очереди срывают листья и отвечают на вопросы).

- Какого цвета фигуры в шахматной игре? (Белые и черные).

- Каких фигур больше – белых или черных? (Одинаково).

- Какую фигуру нельзя убрать с доски? (Короля).

- Какая фигура ходит буквой Г? (Конь).

- Какая фигура самая маленькая по размеру? (Пешка).

- Сколько игроков могут играть на одной шахматной доске? (Два).

- Кто ходит на одну клетку прямо? (пешка)

- Какая шахматная фигура ходит только по диагонали? (слон)

- Сколько всего в шахматах слонов? (4)

- Сколько всего в шахматах коней? (4)

- Сколько на шахматной доске ферзей? (2)

- Сколько всего в шахматах королей? (2)

- Самая сильная фигура в шахматах? (ферзь)

- Без какой фигуры нельзя начать шахматную игру? (короля)

Педагог: Вы справились с этим заданием и смогли пройти через Лес вопросов. На краю леса растет старое-престарое дерево, это волшебное дерево, только через него можно попасть в шахматное королевство. Нужно закрыть глаза и сделать два шага вперед по моему сигналу. (Дети закрывают глаза, звучит фонограмма звука открывающейся двери). Дверь открыта, надо поторопиться. (Под звуки волшебной музыки дети шагают, дверь закрывается- фонограмма).

Педагог: Вот мы и в шахматном королевстве. (Столы с играми и заданиями расставлены по группе и пронумерованы). Жители шахматного королевства любят внимательность, точность и порядок. Поэтому предлагаю начать наше путешествие строго по порядку. (Дети сами определяют направление – стол № 1, в случае затруднения воспитатель задает наводящие вопросы).

Игра «Назови фигуру».

Дети кидают кубики и называют шахматные фигуры.

Педагог: Какие вы молодцы. Куда идем дальше? (Дети идут к столу № 2)  Здесь задание посложнее. Нужно собрать картинку и назвать фигуру.

Игра «Собери картинку».                 

 Педагог: Молодцы! Отправляемся дальше. (Дети подходят к столу №3) Давайте поиграем в игру «Волшебный мешочек». Нужно на ощупь определить фигуру, назвать её и одеть маску.

Игра «Волшебный мешочек»

Педагог: Одеваем маски и идем дальше. (Дети идут к столу № 4). Ребята, а вы помните сказку «Теремок»? (Дети вспоминают сюжет сказки, героев). А в шахматном королевстве тоже есть такая сказка, но только в этой сказке вместо зверей шахматные фигуры. Пешка – мышка, Слон – лягушка, Конь – заяц, Ладья – лиса, Ферзь – волк, Король – медведь, шахматная доска – теремок. Поиграем?  Каждый играет той фигуркой, которую достал из мешочка.

Проводится драматизация сказки «Теремок»  

Педагог: Как вы здорово умеете играть. А давайте еще поиграем? (Стол №5)      

 Игра «Какая фигура лишняя?»
1. Ладья, слон, ферзь, король? (король, потому что другие фигуры могут ходить на несколько полей сразу, а король только на одну)
2. Слон, ладья, конь, ферзь? (конь, потому что перепрыгивает и ходит буквой Г)
3. Слон, конь, ферзь, пешка? (пешка лишняя, потому что самая слабая)

4.Ладья, ферзь, слон? (ладья, потому что другие фигуры могут ходить по диагонали, а ладья нет)

Педагог: Какие вы, молодцы! Остался последний стол №6

Проводится игра «Доскажи словечко».
У него большая роль,
А зовут его … (король)

Не фигура, а насмешка -
Эта маленькая … (пешка)


Шустрый, быстрый, как огонь
Шахматный, но всё же … (конь)

Есть сестра у корабля –
Очень важная … (ладья)

Не отвесит вам поклон!
Не индийский, хоть и  … (слон)

Самый главный в войске есть,
А для вас он просто … (ферзь)

Скоро бой. И ждет войска

 Деревянная …. (доска).

В «шалашах» и в «камышах»

Я услышал слово … (шах).

 В словах «матрешка» и «формат»

 Я подчеркну не шах, а … (мат).

3.Заключительная часть.

 Педагог: Молодцы, ребята, со всеми заданиями справились.

Вот и подошло к концу наше путешествие по шахматному королевству. Что нового вы узнали сегодня? Что было интересным для вас? Какие шахматные фигуры запомнили? Вы бы хотели научиться играть в шахматы? Почему? Большое спасибо, ребята, за вашу активность, внимательность, любознательность. Поблагодарим жителей шахматной страны и отправимся в детский сад. Закрываем глаза и шагаем по сигналу.  (Дверь не открывается).

4.Рефлексия.

Педагог: Ребята, дверь не открывается. Посмотрите, на двери картинка.

Гимнастика для глаз.

 Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)

Много-много раз моргнут. (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) 

(Дверь открылась)

5.Дальнейшая разработка темы.

Педагог: Вот мы и в группе, а сейчас давайте нарисуем шахматное королевство, а вечером дома вы расскажите родителям, в какое путешествие сегодня отправлялись, и покажите свои рисунки.

6.Литература.

1.Авербах Ю. Л., Бейлин М. А. Путешествие в шахматное королевство / Ю. Л. Авербах.- М.: Терра – Спорт, 2000.- 256 с.

2.Балашова Е. Ю. Герои сказки играют в шахматы или шахматы для самых маленьких / Е. Ю. Балашова. – М.: Издательство, 2012. – 104 с.

3.Балашова Е. Ю. Шахматная азбука. Первая ступень / Е. Ю. Балашова. - Т.: «Имидж Принт, 2012. – 144 с.

4.Бардвик Т. Шахматы для детей / Т. Бардвик. – СПб.: Питер, 2013. – 192 с.

5.Габбазова А. Я. Учимся играть в шахматы – развиваем интеллект: Учебное пособие. –Ульяновск, УлГТУ, 2007.- 142 с.

6.Гришин В. Малыши играют в шахматы / В. Гришин.- М.: Просвещение, 1991.- 158 с.

7.Журавлев Н. И. В стране шахматных чудес / Н. И. Журавлев.- М.: Из – во «Русский шахматный дом», 2010. - 128 с.

8.Сухин И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин.- М.: АСТ, 2015.- 287 с.

9.Сухин И. Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет /И. Г. Сухин – М.: Новая школа, 1994.- 198 с.

10.Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин . – М.: Из- во «Русский шахматный дом», 2000. - 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игровых упражнений по развитию связной речи у детей старшего возраста с применением игровых методов и приемов

Все упражнения представлены по уровням сложности.Разбиты на следующие блоки: 1. Составление рассказов по наблюдаемым действиям2. Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам3. Составление рас...

РОЛЬ ИГРУШКИ И ИГРОВЫХ СРЕДСТВ В ЦЕНТРЕ ИГРОВОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В сообщении дается описание игр и игровых приемов, которые можно использовать в организации работы с детьми в Центре игровой поддержки. Раскрывается значение Центра игровой поддержки и Лекотеки для со...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Погружение в игровую ситуацию – введение детей в игровой сюжет посредством создания проблемной ситуации с участием игровых персонажей.

Пальчиковая,настольно-печатная, развлекательная ( развлечь,доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка),развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, о...