Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.
статья

Соколова Юлия Владимировна

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соколова Ю.В., воспитатель

ГБДОУ детский сад  53

Колпинского района Санкт-Петербурга

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками».

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и  уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет  назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как  показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления  ребенка.

Проектный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность интересно, творчески, продуктивно.

Ролевой проект.

Цель: Решение проблемных ситуаций в игре

Результат: Осознание проблем в игровой ситуации.

Ценность: Ребёнок проживает предполагаемую ситуацию в игре.

Структура: Создание проблемной ситуации - распределение ролей – игра-представление результатов.

Форма продукта: игра.

Возможная форма презентации: фильм, альбом, портфолио.

Оценка: Оценивается деятельность в соответствии с принятой ролью. Участники проекта принимают на себя определенные роли, обусловленные его характером и содержанием.

Для практических работников дошкольного образования особую сложность представляет ознакомление детей дошкольного возраста с преобразующим видом труда, в основе которого лежит творческий процесс. Поскольку сам творческий процесс сложно представить детям наглядно, наглядным является лишь результат труда, в связи с этим дети затрудняются установить связь между проявлением творчества и качеством результата труда. Большую роль в этом играют сюжетно-ролевые игры. Но многие воспитатели подходят к этому вопросу лишь формально, используя в своей работе только традиционно-распространенные сюжетно-ролевые игры, такие как «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья». Такой подход не дает детям возможности проявить свое творчество и фантазию. Для своего проекта я выбрала народную сюжетно-ролевую игру «Ярмарка». Данная игра позволяет раскрыть творческие способности детей, показать самобытность русской культуры и традиций.  Дети с удовольствием переодеваются в народные костюмы, слушают народную речь, частушки и поговорки.  

Вид проекта: краткосрочный (месяц), групповой, игровой.

Участники проекта: Дети 5-6 лет. Родители. Воспитатели.

Направленность: познание окружающего мира через искусственно созданную среду

Проект реализуется с детьми 5-6 лет

Ролевой проект: «Ярмарка»

Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевые игры.

Задачи.

Образовательные: Побуждать детей творчески использовать в игре знания о русских народных традициях;

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Гжель, Городецкая игрушка, Жостовские подносы и т.д.

Использовать игру для формирования новых интересов и способностей детей;

Способствовать сознательному отношению к соблюдению правил ролевого взаимодействия, направляя внимание на качество исполняемых ролей.

Развивающие: Продолжать развивать самостоятельность в создании игровой среды, в соблюдении правил и норм поведения в игре;

Продолжать работу по обогащению словаря детей;

Развивать инициативу, организаторские и творческие способности детей.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность между детьми, умение учитывать желание товарищей;

Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам;

Продолжать воспитывать в детях любовь к народным традициям, народной музыке, устному народному творчеству.

Описание предметно-развивающего пространства: старшая группа «Речевичёк».

Атрибуты. Аудиозапись русская народная песня «Золотая ярмарка», «Как у наших у ворот». Русские народные костюмы, костюмы скоморохов и петрушек. Лотки, ленточки, музыкальные инструменты (бубны, дудки, хлопушки, трещотки). Изделия русских народных промыслов: деревянная посуда с хохломской росписью, предметы гжельской керамики, образцы гжельской росписи, посуда и игрушки с городецкой росписью, посуда и подносы с жостовской росписью, матрешки. Сушки, баранки, пряники, конфеты, яблоки и т.п.

Игровые роли. Скоморохи Фома и Ерема, петрушки, лотошники, купцы.

Предварительная работа. Беседы о русских народных традициях, рассматривание иллюстраций с изображением праздников в старину. Знакомство детей с русскими народными промыслами: рассматривание иллюстраций, альбомов, посуды, игрушек. Чтение русских народных сказок, разучивание  старинных закличек и игр. Изготовление игрушек из ниток и бумаги, индивидуальная работа по подготовке скоморохов. Знакомство детей с русскими народными играми «Моталочка», «Горелки с платочком».

Ожидаемые результаты. Развертывание в самостоятельной деятельности специфических ролевых действий и ролевой речи. Парное ролевое взаимодействие со сверстниками. Ролевое общение, короткий диалог. Расширение знаний о народных сюжетно-ролевых играх.

Работа с родителями. Изготовление игрушек для продажи на ярмарке. Помощь в оформлении лотков. Атрибуты для игры.

Продукт проекта: Составление коллективного рассказа «Как мы были на ярмарке».

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Статья. «Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации».

Статья знакомит с новыми видами инновационных технологий  в работе педагогов ДОУ. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов)....

Статья на тему "Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации"

Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего  сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители....

Использование возможностей ролевого проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации (из опыта работы).

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В современной педагогике метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением, как компонент системы продукти...

Использование возможностей информационного проекта в практике работы воспитателя дошкольной образовательной организации

ГБДОУ Детский сад № 23 Центрального района Санкт-ПетербургаШумакова А. П., музыкальный руководитель «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней ...