Картотека коммуникативных игр для дошкольников
картотека (старшая группа)

Денега Наталья Николаевна

Коммуникативные игры для дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya1.pptx432.32 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Картотека коммуникативных игр для дошкольников Подготовила: воспитатель старшей группы Денега Н. Н. МКДОУ д /с № 14 с. Борисовка 2021год .

Слайд 2

Сентябрь. Игра « Клубочек » Цель: познакомить детей друг с другом, помочь почувствовать, что он особенный неповторимый, создать атмосферу доброжелательности. Для проведения игры нужен небольшой клубочек цветных ниток. Воспитатель говорит детям, что это не простой клубочек, а волшебный: он может подружить всех на свете детей и людей: « Закатись-ка ты, клубочек, к нам с ребятами в кружочек, нить длиннее растяни, подружиться помоги! Раз, два, три – нить волшебная лети! (нить обматывается вокруг пальца всех сидящих в кругу, воспитатель ведёт диалог: Меня зовут … - Как тебя зовут? - Ты хочешь дружить … .? Ты любишь играть? Во что больше любишь играть) Игра «Поварята» Цель: Формировать чувство сплочённости, умение чувствовать других, сопереживать. Для организации игры нужна длинная верёвка или обруч . Воспитатель обращается к детям: Ребята, мы сейчас с вами будем варить компот! (на полу выложен из верёвки круг) Вот это наша большая кастрюля.

Слайд 3

Сейчас сварим компот, но компот этот будет необычный. Каждый из вас придумает, чем он будет (слива, абрикос, изюм, груша, персик, черешня, вишня и т. д.) . А я буду шеф – повар. Я буду говорить по очереди, что хочу положить в кастрюлю. Кто узнаёт себя, тот прыгает в круг! Играем! (игра продолжается пока все компоненты не окажутся в « кастрюле » ) Вот какой получился компот! Игра « Рвакля » Цель: помогает снять напряжение, дает выход деструктивной энергии. Для игры понадобятся ненужные газеты, журналы, бумаги; широкое ведро или корзина. Ребенок может рвать, мять, топтать бумагу, делать с ней все, что заблагорассудится, а потом бросать ее в корзину. Можно прыгать на куче бумажек – они отлично пружинят. Игра «Доброе животное» Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать. Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Слайд 4

Игра"Волшебные конфеты" Цель: развитие чувства эмпатии . Показать коробочку, закрытую крышкой. Потрясти ее, дети должны определить на слух, что там. На самом деле это конфеты. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям, что-то такое, от чего они смогут стать радостными. Давайте подумаем, что мы можем пожелать всем людям, которые живут на земле … Примеры высказывания детей: • пусть они избавятся от болезней • пусть никогда не умирают • пусть все долго живут • пусть у всех будет дом • пусть у всех будет обед • пусть все хорошо живут • пусть все дружно живут • пусть все будут счастливы И ТОГДА ВСЕ ЛЮДИ БУДУТ СЧАСТЛИВЫ! Интервью Цель : развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Количество играющих: 3 и более человек. Необходимые приспособления: стул. Октябрь

Слайд 5

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Если « да » — похлопай, если « нет » — потопай Цель:развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Количество играющих:2 или более человек. Описание игры:взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. « Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее » . « Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним » . « Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по ­ била » . Давай поговорим Цель : развитие коммуникативных навыков. Количество играющих: 2 или больше человек. Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети) . Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать ... (волшебником, вол­ком, маленьким) . Как ты думаешь, почему ?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Слайд 6

Газета Цель:развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров. Количество играющих:четверо , или кратное четырем. Необходимые приспособления: газета. Описание игры: на пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Игра «Зеркало». Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности. Ход игры: 1 вариант: воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют. 2 вариант «Кривые зеркала» Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети любое другое. 3 вариант: дети показывают, отражают эмоциональное состояние, предварительно разбившись на пары. Ноябрь

Слайд 7

Живая картина Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков. Количество играющих: любое. Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название « картины » . Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание « живой картины » , акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым) . Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссоры детей. Ау ! Цель:развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия. Количество играющих:5-6 человек. Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал. Комментарий:игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку , стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.

Слайд 8

Декабрь Игра «Ласковое имя» Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга. Игра «Кто пришел к нам в гости?» Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать. Дети встают в круг. Гости по очереди входят в круг. Взрослый говорит детям: «Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется и т.п.» Детям необходимо догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них было настроение. Игра «Наше солнце» Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе. Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая, таким образом, лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.

Слайд 9

Игра «У птички болит крылышко» Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку ». Игра «Листочек падает» Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.

Слайд 10

Игра «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!» Цель: способствовать уменьшению обидчивости у детей. Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Взрослый начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу…» - ребенок продолжает: «Ой, смеюсь, кукареку !» Игра «Где мы были, мы не скажем» Цель. Развивать внимание, память, образное мышление детей. Водящий, которого выбирают дети, уходит за дверь, а оставшиеся ребята вместе с педагогом договариваются, кого или что они будут изображать. Затем входит водящий и говорит: «Расскажите, где вы были, что вы делали?» Дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем» (если они договорились изображать действие) или «Кого видели, покажем» (если они изображают животное) т.д. В процессе игры педагог помогает детям найти наиболее характерные особенности животных или предметов и выразительно их передать. Январь

Слайд 11

Игра «Измени голос» Цель. Развивать внимание, наблюдательность, воображение детей. Дети приветствуют друг друга от имени любого, придуманного ими сказочного персонажа (лисы, зайца, волка), надевают (по желанию) костюмы и рассказывают, на кого они стали похожи. Педагог помогает им изобразить выбранных героев через выразительные движения, мимику, голос. Игра «Воображаемое путешествие» Цель. Развивать воображение, фантазию, память детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах. Педагог . Сейчас мы отправимся в путешествие. Я буду описывать место, где мы окажемся, а вы должны представить, увидеть его мысленно и делать то, что вам подскажет воображение. Итак, возьмите со стульчиков воображаемые рюкзаки, наденьте их, выйдите на середину комнаты. Перед вами поляна, полная полевых цветов и ягод. Рвите цветы для букетов. Собирайте ягоды. Но сначала определите для себя, какой это цветок или ягода, потому что я могу спросить у вас: «Что это?» Учтите , все ягоды растут в траве, а значит, их, не сразу можно увидеть — траву нужно осторожно раздвигать руками . Теперь мы идем дальше по дороге к лесу. Здесь течет ручей , через который перекинута доска и т. д.

Слайд 12

Февраль Игра «Тень» Цель. Учить детей согласовывать свои действия с другими детьми. Дети разбиваются на пары. Один ребенок в паре — это человек, он «ходит по лесу»: собирает грибы, ягоды, ловит бабочек и т. д. Другой ребенок — его тень. Повторяя движения человека, тень должна действовать в том же ритме и выражать то же самочувствие. Педагог объясняет детям значения слов «темп» и «ритм»:! «Темп —это скорость: быстро, медленно, совсем медленно. Ритм — это равномерное повторение определенных звуков: раз-два, тук- тук». Затем условия игры меняются. Один ребенок в паре — мышка, лягушка, зайчик, медведь, лиса, петушок, ежик (по вы-1-бору педагога), другой ребенок —его тень. Во время игры дети меняются ролями, а педагог подсказывает им, показывает! походку зверей. Игра «Узнай по носу» Цель. Развивать внимание, наблюдательность. Водящий уходит за занавес. Участники игры поочередно, чуть приоткрывая занавес, показывают ему руку, ногу, волосы, нос и т. д. Если водящий узнает товарища сразу, то получает фант . Игра повторяется несколько раз, водящие меняются.

Слайд 13

Игра «Горячий картофель» Цель. Развивать быстроту реакции, координацию движений. Традиционно в игре используется настоящий картофель, но его можно заменить теннисным мячиком или волейбольным мячом. Дети садятся в круг, водящий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают «картошку» друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (как будто это настоящая горячая картошка). Вдруг ведущий произносит: «Горячий картофель!» Игрок, у которого оказалась в руках «горячая картошка», выбывает из игры. Когда в кругу остается один ребенок, игра прекращается, и этот игрок считается победившим. Игра «Кто из нас самый наблюдательный?» Цель. Развивать наблюдательность, память. Эту игру любят все дети и охотно играют в нее. Выбирают водящего, который внимательно осматривает играющих: их одежду, обувь, кто где сидит или стоит, запоминает позы игроков. Водящий выходит из комнаты. Ребята меняются местами; изменяют позы, переобуваются ; обмениваются кофточками, сумочками, ленточками , платочками, шарфиками. Входит водящий и ищет изменения. Чем больше изменений он находит, тем лучше , тем он наблюдательнее.

Слайд 14

Март Игра «Дрозд» Дети парами поворачиваются друг к другу и говорят: « Я - дрозд, и ты – дрозд. (Показывают сначала на себя, потом на товарища.) У меня нос ,и у тебя нос. (Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища.) У меня гладкие, и у тебя гладкие. (Круговыми движениями гладят сначала свои щёки, затем щёки товарища.) У меня сладкие, и у тебя сладкие. ( Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот своего товарища. ) Я- друг, и ты- друг. (Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.) Нам хорошо!» (Обнимаются.) Игра «Угадай, что я делаю?» в движении. Дети ходят свободно по залу под музыку. Как только музыка заканчивается , ребята останавливаются, принимают определенные позы, затем оправдывают их (собираю цветы, наклонился за грибом и т. д.).

Слайд 15

Этюд «Спаси птенца ». Воспитатель говорит: «Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его, медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным , спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу теплоту своего сердца и дыхания. А теперь раскройте свои ладони , и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите, он ещё прилетит к вам ». Змейка Ход игры. Дети стоят друг за другом. Педагог предлагает им поиграть в змейку: « Я буду головой, а вы туловищем. Внимательно следите за мной и в точности повторяйте мои движения. Когда я буду перепрыгивать через ямы, пусть каждый из вас, когда доползёт до неё, перепрыгнет так же, как я. Готовы? Тогда поползли». Когда дети освоились с упражнениями, воспитатель переходит в хвост змейки, а ребёнок, который был за ним, становится ведущим. Затем по команде воспитателя его сменяет новый ведущий и так – до тех пор, пока все дети по очереди не побывают в роли ведущего.

Слайд 16

Апрель « Сумей отказаться» Цель . Учить детей вежливо отклонять предложение (отказаться от выполнения в ответ на побуждение). Ход игры. Водящий по очереди обращается к каждому игроку с побуждением, провоцируя детей на вежливый отказ. - Выбери из этих щеток в стакане самую лучшую и почисти зубы. - Извините, этими щетками пользоваться нельзя: они чужие. - Уроните эту чашку на пол! - Простите, я не могу этого сделать: мне жаль бить чашку. - Крикни громко: я самый ловкий! -Простите, я не могу, ведь я не хвастун. Водящему при этом можно присвоить какую-либо роль, например Карабаса, Бармалея , Шапокляк и т.д.

Слайд 17

« Кто кого запутает?» Цель . Учить высказывать свою точку зрения, вежливо отклонять мнение собеседника, доказывать свою правоту, проявляя терпение, развивать находчивость и сообразительность в выборе аргументов, закреплять знания детей о внешнем виде, животных. Материал. Картинки с изображением животных. Ход игры. Играют двое (но игра проходит веселее в присутствии зрителей): один берет из коробки любую картинку (картинки лежат вниз лицевой стороной) и называет ее; второй возражает, неправильно называя животное. В ответ на это первый аргументированно отклоняет мнение своего собеседника. - Это тигр. - По-моему, это заяц. - Ты не прав, зайцы не бывают полосатыми. - Заяц мог прислониться к покрашенной скамейке. - Заяц - лесной зверь, а в лесу нет скамеек. - А этот убежал из зоопарка. И т.д. Выигрывает тот, за кем будет последнее слово.

Слайд 18

« « Пассажиры и билетики» Играющие встают в 2 круга. Внешний – пассажиры, внутренний – билетики. В центре кругов – Заяц. Пассажиры и билетики двигаются в разные стороны (круги двигаются противоходом ). С окончанием музыки пассажир бежит к своему билетику, которые останавливаются на своих местах, а Заяц старается встать с любым билетиком в пару. Кто не успел встать в пару со своим билетиком, тот становится Зайцем . « Пошли письмо». Цель: развитие внимательности, наблюдательности, групповой сплоченности. Во время игры дети стоят в кругу, крепко держась за руки. Водящий – почтальон – в центре круга, он говорит: «Я посылаю письмо от Сережи к Лене». Сережа начинает передавать «письмо». Он пожимает руку своему соседу справа или слева, тот пожимает следующему и так дальше по кругу, пока «письмо» не дойдет до Лены. Цель почтальона «перехватить» письмо, т. е. увидеть, у кого из детей оно находится. Ребенок водит до тех пор, пока письмо не будет «перехвачено». Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли почтальона.

Слайд 19

« «Рукопожатие вслепую» Цель: установление более тесного межличностного контакта между участниками тренинга, получение обратной связи, развитие навыка анализировать свои ощущения от другого человека. Одному из участников завязывают глаза и усаживают в центр комнаты. Остальные по очереди кладут свои ладони на его руки. Водящий должен описать свое ощущение от этих рук и постараться угадать участника. Затем игроки меняются местами . «Между лбами». Цель : Обучение координации совместных действий, уверенному поведению в необычной ситуации. Описание упражнения: Участники делятся на пары, каждая пара получает один лист бумаги формата А4. Их задача: совместно переместиться по заданной ведущим траектории (в простейшем случае это прямая от одной стены до другой), зажав лист между лбами. Руки при этом за спиной, придерживать лист губами, зубами, деталями одежды и т.д. нельзя . Если лист падает, пара возвращается на исходную позицию и начинает движение сначала. Когда участники немножко освоятся с таким способом перемещения, можно разделить их на 2-3 команды и организовать эстафету. Май

Слайд 20

« « Через пороги» Цель: Развитие доверия, тренировка умения управлять другим человеком и действовать по командам партнера при невозможности самостоятельно получить нужную информацию, необходимости положиться на него. Описание упражнения: Участники садятся в свободный круг диаметром не менее 4-5 метров. Один доброволец изображает «корабль, идущий через каменистые пороги», второй – «капитана корабля». Пороги изображаются с помощью 5-6 стульев, выставленных в середине круга, туда же выходят еще несколько желающих, изображающих «скалы ». Задача «корабля» – пройти с закрытыми или завязанными глазами через эти препятствия в «гавань» (к участнику, расположенному с противоположной стороны круга). «Капитан» руководит его движениями, подавая команды с помощью голоса. Потом партнеры меняются ролями. « Паровозик « Чух-чух » Дети стоят в кругу. Водящий подходит к любому из детей и говорит: «Я – паровозик Чух-чух », а тебя как зовут?». Игрок называет свое имя и присоединяется к паровозику, они едут дальше до следующего игрока , но имя игрока каждый раз повторяют все. Игра продолжается, пока паровозик не прицепит всех играющих.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: картотека "Коммуникативные игры для дошкольников"

Картотека содержит коммуникативные игры для детей дошкольного возраста....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

В картотеке представлены игры на развитие коммуникативных умений, навыков взаимодействия, речи....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Данные игры направлены на укрепление чувства единства, сплоченности, на развитие умений детей договариваться друг с другом....

Картотека коммуникативных игр для дошкольников

Умение выстраивать и поддерживать хорошие межличностные отношения позволяет нам иметь широкие социальные связи, верных друзей и счастливую семью. Развитие способностей детей к построению таких взаимоо...

Картотека "Коммуникативные игры для дошкольников"

Коммуникативные игры для дошкольников...