Отчет по самообразованию по патриотическому воспитанию
материал (подготовительная группа)

Ирина Петровна Новиченкова

 

Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_2021g.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

                                                               Отчет

                                                     по самообразованию                                                                                                              

                                        воспитателя  Новиченковой И.П.

                                           за 2020-2021 учебный год

                    по теме: «Патриотическое воспитание дошкольников»

Я,  Новиченкова И.П. , образование Высшее  , «Учитель начальных классов» , «Практический психолог»,«Воспитатель» .

Педагогический стаж - 22 год.

Стаж работы в МДОУ – 18 лет.

Стаж работы в занимаемой должности – 18 лет.

Квалификационная категория – высшая.

Актуальность проблем, связанных с нравственно-патриотическим воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость. Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому моей задачей, как педагога, стало:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, стране;

-формирование бережного отношения к природе и всему живомувоспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту, а особое место я уделила художественному творчеству. Так как воспроизводя, какие - нибудь предметы или явления – в рисунках, в лепке ли или аппликации, фантазируя в сказках или изобретая книги, проигрывая ситуации, дети все больше узнают и закрепляют знания о нашей Родине, о людях живущих на нашей планете, о родной семье или родном селе.

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям- к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Для этого с детьми были проведены циклы занятий: «Наша семья», «Мои папа» «Славим женщину –мать» и т. д, а все это было так же подкреплено в изобразительной деятельности, совместно с детьми рисовали, лепили, делали аппликации.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Были проведены беседы «Герои и патриоты нашей Родины», «Ничто не забыто», «Слава воинам России» и т. д. совместно с папами мы провели спортивный праздник ко Дню Защитников Отечества, был изготовлен альбом «Российская армия», для пап были приготовлены подарки детьми группы, а так же была фотовыставка «Мой папа «и изготовлена газета «Мой папа – солдат». Такая работа позволила детям закрепить знания о российских воинах, родах войск, воспитала уважение к воинам защитникам нашей родины.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно дети познакомились с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. Формирование патриотических чувств стало проходить эффективнее, после установления тесной связи с семьями воспитанников. Я старалась подключить семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением. Всё это создало благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

Задачей было— отобрать из массы впечатлении, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей; традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающие интерес.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволил формировать у дошкольников представления о том, чем славен родной край, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, а особенно близких людей, конкретные факты из жизни членов семьи (дедушек, прадедушек, бабушек и прабабушек - участников В. О. В. их фронтовые и трудовые подвиги) Я старалась подобрать такой дидактический материал о войне, что бы детям были доступны такие понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Для этого родители принесли нам фотографии своих родственников, которые сражались на фронте, мною были оформлены альбомы «Ни кто не забыт, ни что не забыто» ,где подобраны циклы занятий о войне, беседы о городах героях, произведения для чтения, фотографии, стихи и картины. Я старалась подвести детей к пониманию, что российский народ победил, потому что люди очень любили свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших свою жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названии городов, улиц площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Оформила альбом «Памятники В. О. В

Основной формой работы являлись тематические недели, такие как «Россия» «Мордовия-родина моя», «Удивительный космос» и т. д.

Дети закрепили знания о Солнечной системе, о знаменитых людях покоривших космическое пространство. Были проведены циклы занятий и бесед «Путешествие к звездам», «Первооткрыватели космоса», рисовали рисунки про космос.

Так как у детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме объединяя занятие в комплексные с использованием творчества у детей развивается внимание и длительность интереса. Такие занятия позволяют повышать познавательную активность, и эмоциональную атмосферу занятия

Результатом процесса самообразования являются пополнение и конкретизация своих знаний, осуществление глубокого и детального анализа работы с детьми.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

К концу подготовительной группы дети узнали, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Мной были изучены книги:

Н. Ф. Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.

А. Д. Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.

Е. И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» Москва 1995г.

Л. И. Беляева «Формирование положительного отношения к явлениям общественной жизни у детей дошкольного возраста на материале Советской Армии» Москва 1977г.

Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Автор в своей книге представила систему работы по данной теме, охвачены все разделы (семья, детский сад, город и т. д.). использовать в работе данную книгу легко, так как материал распределен понедельно, материал постепенно усложняется, новый материал строится на закреплении пройденного.

Е. К. Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.

Р. И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.

Л. В. Логинова «Что может герб нам рассказать» Москва 2006г. Автор предлагает нам нетрадиционные формы работы с детьми, родителями. Цветные вклейки, игровой материал позволяет существенно расширить знания детей о родной стране. Данную книгу рекомендуется использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Л. А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т. к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.

10. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников) Москва 2007г.

Перспективы при продолжении работы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств удошкольников» (согласно возрастной группе);

- Продолжить подборку игр и игровых упражнений по данной теме;

- Изучить новинки методической литературы;

- В работе с родителями включать анкеты, беседы, организацию праздников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»...

Отчет по самообразованию.«Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка....

Отчет по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего  времени. Главной целью своей  педагогической деятельности считаю: «Нравственно – ...

Отчет по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Обогатить знания детей о быте и труде людей родного края, о том, как русский и мордовский народ проводил свободное от работы время (забавы, игры)....

отчет по самообразованию:Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ

Детям дошкольного возраста, доступно чувство любви к своей семье, родному городу, к родной природе, к своей Родине. Именно это и является началом патриотизма, который рождается в познании, а формирует...

Отчет по самообразованию «Нравственно – патриотическое воспитание детей через русскую народную сказку»

Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства ку...