"Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста"
статья

Тюкпиекова Тарина Владиславовна

Проблема формирования эмоционального интеллекта становится очень актуальной в наше время. Особенно у детей дошкольного возраста, так как именно дошкольный возраст становится базовым в формировании основных эмоций.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emots.intellekta.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

В настоящее время в обществе возникает большой интерес к теме эмоционального интеллекта.  В связи с этим актуальной становится тема развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста, так как именно в дошкольном возрасте формируется база для развития большинства эмоций.

Эмоциональный интеллект — это способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Исследования, проводимые Нью-Йоркским сообществом профессиональных бухгалтеров показали что успех человека в будущем на 20 % зависит от IQ, 80 % успеха зависит от EQ (эмоционального интеллекта).

Существует 4 основных задачи развития эмоционального интеллекта у дошкольников.

  1. Научить ребенка ставить себя на место другого человека.
  2. Научить ребенка называть собственные эмоции и эмоции других людей.
  3. Постоянно расширять кругозор ребенка.
  4. Научить ребенка планировать собственные действия.

На развитие ребенка безусловно влияют генетические особенности, но в вопросе развития эмоционального интеллекта всё обстоит по другому. Эмоциональный интеллект можно развить и в детском саду, и в семье, также на прогулках и в общении с друзьями и другими людьми, постоянно развивая у ребенка чувство эмпатии и коммуникацию.

Развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста я интересуюсь давно, эта тема стала моим проектом, который я реализую в группе детей среднего дошкольного возраста. Наблюдая за детьми а затем диагностируя их я отметила практически у всех детей низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Детям было сложно назвать собственные эмоции, они с трудом могли понять состояние другого человека либо героев художественных произведений. Некоторые дети в силу недоразвития речи а также психологических особенностей совершенно не могли описать собственное состояние, а также не знали как поступать в некоторых ситуациях во взаимоотношениях со сверстниками, так как не понимали состояние другого ребенка. Также для детей трудно не только мимическими средствами передать страх, удивление, гнев, но и эмоционально адекватно выразить свое высказывание. Во время игр и занятий по развитию эмоционального интеллекта, где нужно было передать эмоционально состояние определенного персонажа многие дети справлялись либо с трудом, либо не справлялись вовсе. В связи с этим я начала систематическую работу с детьми, чтобы во первых познакомить детей с миром эмоций, во вторых научить детей понимать и осознавать собственные эмоции а также понимать состояние другого человека. В своей работе я использовала следующие приемы:

  1. Проговаривание собственных эмоций. На протяжении дня, либо в утреннем и вечернем круге каждый ребенок проговаривал собственное настроение и чувства, которые он испытывал в различных ситуациях.
  2. Чтение терапевтической художественной литературы. Существует серия книг для развития эмоционального интеллекта, автор – Корнелия Спилман. Игровой персонаж, знакомые детям жизненные ситуации, несложные сюжеты – эти книги полюбились детям, в них они узнавали себя и стали понимать, что испытывать различные эмоции – это нормально.
  3. Дидактичекие игры и пособия (разрезные картинки «Клоун.Эмоции», дидактическая игра «Найди парную эмоцию», рамка вкладыши «Эмоции», коробочка «Мирилочка», «Баночка Кричалочка», капитошки с изображением эмоций – все вышеперечисленное не только способствует развитию эмоционального интеллекта, а также развивает мышление, внимание, мелкую моторику.

К концу года моей систематической работы с детьми ситуация безусловно улучшилась, положительная динамика в развитии эмоционального интеллекта присутствует у каждого ребенка. Дети стали более открытыми, доброжелательными и внимательными друг к другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста средствами сказкотерапии»

Проблема: Наблюдения за детьми дошкольного возраста, позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность.В дошкольных учреждениях традиц...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным...

«Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста»

В настоящее время проблема изучения связи чувств и разума, эмоционального и рационального, их взаимодействия и взаимовлияния вызывает к себе все больший интерес. Развитие эмоционального интеллекта нач...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...

Презентация "Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста".

Эмоциональный интеллект (EI) – это способность понимать свои и чужие эмоци и адекватно реагировать на них. Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастл...