Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника
статья (подготовительная группа)

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

 Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника», необходимо, прежде всего, уточнить значение слова «комфорт».

       В большом энциклопедическом  словаре «комфорт» означает  - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комфорте, т.е. о душевном состоянии.

         Именно гармония с собой и окружающим миром делает нас счастливыми, помогает нам реализовать себя и передать свои знания подрастающему поколению. 

Что же такое психологический комфорт ребенка в детском саду?

            По мнению ведущего российского психолога С.А.Козлова «психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности  ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой».

Да образовательная среда, наличие развивающих зон привлекает и развивает дошкольника, но не только окружение и обстановка привлекает детей.  Немаловажную роль, а может одну из главных, играет дружеская атмосфера общения, понимание и принятие каждого ребенка, как индивидуума.

Как  создать эмоционально-психологическую комфортность в детском саду?

Автор программы «Открытия» О. В. Юдина предлагает следующие условия создания эмоционально-психологической комфортности:

  -   по возможности снять стрессообразующие факторы образовательного процесса;

 -   создать  в образовательном учреждении такую атмосферу, которая расковывает   детей,   в которой они чувствуют себя «как дома»;

 -   приспособить  среду к особенностям ребенка: способностям, склонностям,  интересам, возможностям, ценностным установкам;

  -  признать за ребенком существенную  роль в образовательном процессе;

   - безоценочно принять взрослым ребенка, его чувства и переживания, признание права ребенка на самоуважение;

-  сохранить и поддержать позитивную самооценку ребенка.

Психологический комфорт обеспечивает:

-сохранение психофизиологического здоровья детей;

-высокую продуктивность образовательного процесса;

-высокие показатели качества образования детей;

-успешную социализацию: при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;

-   успешность школьного обучения.

Из собственного опыта работы хочется  отметить, что немаловажную роль играют стрессообразующие факторы, прежде всего, со стороны родителей, поэтому, совместная деятельность семьи и детского сада – одно из главных условий психологического комфорта ребенка.

На первый взгляд, кажется, что родителей тяжело привлечь к той или иной деятельности, но успехи ребенка заинтересовывают родителей быть нашими союзниками. Совместно формируется положительное эмоциональное состояние.

Приведу пример из практики. Работая с детьми младшего возраста, мы провели  для детей и родителей вечер, приуроченный ко Дню Матери, фотовыставку «Я и моя мама», которая на протяжении месяца позволила детям видеть фотографию и ощущать  присутствие самого родного и близкого человека - маму.

Интересным стало совместное «украшение праздничного торта» и поздравление мам  самостоятельно изготовленными подарками.

 На следующей семейной встрече родители познакомились с играми, физкультминутками, проводимыми в группе.

После совместного с родителями развлечения был разработан ряд семейно-литературных встреч.

Литературной встречей «Моя любимая игрушка» стала викторина  по творчеству А. Барто. На протяжении месяца дети изучали  стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки». А на литературном вечере кроме совместной с родителями презентации своей любимой игрушки, родители с удовольствием слушали  исполнение юных чтецов понравившегося стихотворения из цикла «Игрушки», отвечали на вопросы викторины.

В продолжение таких мероприятий разработаны литературный вечер по творчеству К.Чуковского с инсценировкой произведения «Чудо-дерево» и литературный вечер по творчеству С.Я. Маршака с инсценировкой сказки «Теремок».

Идеей заинтересовать  родителей старших дошкольников, создать уютную домашнюю атмосферу послужило совместное создание в группе мини-музея. Первой музейной выставкой был «Семейный ларец», где каждый ребенок рассказывал о своей шкатулке, чувствовал частичку своего домашнего уюта.

Выставка «Приглашение к чаю» стала своеобразным вкладом в сплочение семьи и детского сада. Чайные пары, самовары красовались в нашем мини-музее, рассказы детей о чайных традициях семей,  в заключении чаепитие с играми, стихами, загадками.

После таких встреч застенчивые дети стали более открытыми в общении, с интересом участвовали в совместных коллективных работах в различных конкурсах, стали осознавать свою значимость.

В заключении могу поделиться успехами: у ребят доминируют положительные эмоции, радостное настроение, дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, отсутствует  агрессия, высокая познавательная и творческая  активность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

 Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника», необходимо, прежде всего, уточнить значение слова «комфорт».

       В большом энциклопедическом  словаре «комфорт» означает  - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комфорте, т.е. о душевном состоянии.

         Именно гармония с собой и окружающим миром делает нас счастливыми, помогает нам реализовать себя и передать свои знания подрастающему поколению. 

Что же такое психологический комфорт ребенка в детском саду?

            По мнению ведущего российского психолога С.А.Козлова «психологический комфорт - это психофизиологическое состояние, возникающее в процессе жизнедеятельности  ребенка в результате взаимодействия его с образовательной средой».

Да образовательная среда, наличие развивающих зон привлекает и развивает дошкольника, но не только окружение и обстановка привлекает детей.  Немаловажную роль, а может одну из главных, играет дружеская атмосфера общения, понимание и принятие каждого ребенка, как индивидуума.

Как  создать эмоционально-психологическую комфортность в детском саду?

Автор программы «Открытия» О. В. Юдина предлагает следующие условия создания эмоционально-психологической комфортности:

  -   по возможности снять стрессообразующие факторы образовательного процесса;

 -   создать  в образовательном учреждении такую атмосферу, которая расковывает   детей,   в которой они чувствуют себя «как дома»;

 -   приспособить  среду к особенностям ребенка: способностям, склонностям,  интересам, возможностям, ценностным установкам;

  -  признать за ребенком существенную  роль в образовательном процессе;

   - безоценочно принять взрослым ребенка, его чувства и переживания, признание права ребенка на самоуважение;

-  сохранить и поддержать позитивную самооценку ребенка.

Психологический комфорт обеспечивает:

-сохранение психофизиологического здоровья детей;

-высокую продуктивность образовательного процесса;

-высокие показатели качества образования детей;

-успешную социализацию: при поступлении в школу адаптация новым условиям проходит быстро и безболезненно;

-   успешность школьного обучения.

Из собственного опыта работы хочется  отметить, что немаловажную роль играют стрессообразующие факторы, прежде всего, со стороны родителей, поэтому, совместная деятельность семьи и детского сада – одно из главных условий психологического комфорта ребенка.

На первый взгляд, кажется, что родителей тяжело привлечь к той или иной деятельности, но успехи ребенка заинтересовывают родителей быть нашими союзниками. Совместно формируется положительное эмоциональное состояние.

Приведу пример из практики. Работая с детьми младшего возраста, мы провели  для детей и родителей вечер, приуроченный ко Дню Матери, фотовыставку «Я и моя мама», которая на протяжении месяца позволила детям видеть фотографию и ощущать  присутствие самого родного и близкого человека - маму.

Интересным стало совместное «украшение праздничного торта» и поздравление мам  самостоятельно изготовленными подарками.

 На следующей семейной встрече родители познакомились с играми, физкультминутками, проводимыми в группе.

После совместного с родителями развлечения был разработан ряд семейно-литературных встреч.

Литературной встречей «Моя любимая игрушка» стала викторина  по творчеству А. Барто. На протяжении месяца дети изучали  стихотворения из цикла А. Барто «Игрушки». А на литературном вечере кроме совместной с родителями презентации своей любимой игрушки, родители с удовольствием слушали  исполнение юных чтецов понравившегося стихотворения из цикла «Игрушки», отвечали на вопросы викторины.

В продолжение таких мероприятий разработаны литературный вечер по творчеству К.Чуковского с инсценировкой произведения «Чудо-дерево» и литературный вечер по творчеству С.Я. Маршака с инсценировкой сказки «Теремок».

Идеей заинтересовать  родителей старших дошкольников, создать уютную домашнюю атмосферу послужило совместное создание в группе мини-музея. Первой музейной выставкой был «Семейный ларец», где каждый ребенок рассказывал о своей шкатулке, чувствовал частичку своего домашнего уюта.

Выставка «Приглашение к чаю» стала своеобразным вкладом в сплочение семьи и детского сада. Чайные пары, самовары красовались в нашем мини-музее, рассказы детей о чайных традициях семей,  в заключении чаепитие с играми, стихами, загадками.

После таких встреч застенчивые дети стали более открытыми в общении, с интересом участвовали в совместных коллективных работах в различных конкурсах, стали осознавать свою значимость.

В заключении могу поделиться успехами: у ребят доминируют положительные эмоции, радостное настроение, дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, отсутствует  агрессия, высокая познавательная и творческая  активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль образовательной среды в развитии дошкольников.

Тема: «современная образовательная среда.»   Важной  составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в...

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника.

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

В большом энциклопедическом  словаре «комфорт» означает  - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комф...

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

   Обращаясь к теме «Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника», необходимо, прежде всего, уточнить значение слова «комфорт»....

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника...