Роль образовательной среды в развитии дошкольников.
статья (старшая группа) на тему

Свириденко Галина Ивановна

Тема: «современная образовательная среда.»

   Важной  составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности , передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия  во многом определяется тем ,в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

     Во ФГОС дошкольного образования закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построения с ним партнерских отношений, диалога.  

     Взаимодействия взрослых с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в Стандарте, как одно из психолого - педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной на основе построения субъект- субъектных связей в ходе педагогического взаимодействия. Если организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, но и потребностями, интересами, характером активности ребенка, создаются условия длч развития личностного потенциала его участников.

    При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект- субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.

     В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект- субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная актив ность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижения совместных ре  зультатов.

    Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения  и совместной деятельности детей и взрослых.

  Предметно-развивающая среда может улучшать взаимодействие, общение, совместную деятельность,есле отвечает ряду критериев, отражающих ее потенциал:

  Направленность-соответствие актуальным интересам и потребностям детей;

  Многофункциональность- условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;

   Неоднородность- разнообразие игрушек ,материалов , предметов мебели;

   Динамичность -  возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе  в совместной деятельности.

  Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления ,выполняют действия и проявляют эмоции. Структуру этого процесса можно представить в виде трех компонентов -познавательного,  деятельностного, эмоционально-личностного.

  Педагог ДОУ должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом.

   Для ДОО должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей , их активная ,деятельностная позиция ,направленная на достижение  общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса  и взаимного уважения к процессу ирезультатам совместной деятельности; эмоционально_положительный фон взаимодействия .

Эти характеристики отражают сформулированные в Стандарте психолого –педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования , а именно:

 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.;

    Поддержка взрослыми положительного ,доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

    Для организации системного изучения процесса взаимодействия педагога и воспитанников в образовательной среде можно использовать показатели ,соответствующие компонентам данного процесса.

    Обеспечить пополнение знаний и представлений педагогов в данной области, активизацию сотрудничества , стабилизацию положительного эмоционального настроя можно в ходе методических мероприятий  в ДОО и за его пределами: мастер –классов, семинаров, круглых столов и т. п. Подобные виды деятельности следует предусмотреть при планировании методической работы с педагогическим коллективом, составлении годового плана работы ДОО. Приведем примеры тематики и форм организации таких мероприятий:

    Выступление на педагогическом совете на тему «Современная предметно-развивающая среда дошкольного образования: возможности для взаимодействия»;

   Дискуссия на тему «Подбор материалов и оборудования на основе индивидуальных интересов детей»;

 Выступление на педагогическом совете на тему «Педагог и дети в среде группы ДОО: особенности взаимодействия»;

 Отчет по результатам самообразования на тему «Дизайн-деятельность в жизни дошкольников»;

    Ролевая игра «Особенности взаимодействия воспитателя с детьми в предметно-развивающей среде разных групп».;

 Взаимодействие групп ДОО»Мы дизайнеры нашей группы»,»Среда группы –наш друг и помощник»;

    Мастер-классы на темы «Использование цвета в интерьере группы на основе учета предпочтений детей», «Создание совместных творческих работ для оформления предметно-игровой среды» и др.

  В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала предметно-развивающей среды может быть реализован по следующим основным линиям:

Организация общения между педагогом и детьми, которое может носить разный характер:

 Ситуативно-познавательный-демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материаламипо необходимости;

Ситуативно – творческий-демонстрация разных способов изготовления игрушек;

Сопроводительный- помощь в выборе и реализации игровых действий , координация деятельности детей, анализ их видов деятельности , помощь в разграничании зон активности;

Предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам;

Идеи саморазвития с жестко заданными материалами;

Самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности4

Самостоятельный выбор места для игровой и иной активности;

Особая организация предметно-игровой среды, предполагающая внесение изменений.

В рамках подходов российских и зарубежных специалистов прошлого и современности к созданию развивающей среды эти направления предлагалось реализовать по разному.Рассмотрим некоторые ключевые положения ,которые помогут педагогам  сориентироваться  в возможностях среды для организации взаимодействия с детьми.Обновленное содержание данных концепций можно использовать при создании развивающей предметно-пространственной среды для стимулирования взаимодействия с детьми, а также при разработке образовательной программы.

 Из концепций прошлого наиболее известны и востребованы в практике дошкольного образования педагогические системы Ф.Фребеля , М.Монтессори,Р.Штайнера.Так в рамках педагогической системы заложены возможности для выбора действий , моделирования ее элементов.Однако это несколько ограничивалось готовым окружением , не выходящим за пределы пространства, наличием жестко заданного материала.

 Содержание данной концепции предусматривает возможности для организации взаимодействия педагога и детей. Предполагается постоянное присутствие и обязательное участие в детских играх взрослого, который показывает пример, демонстрирует действия с игрушками, отбирает предметы для наполнения среды, основанной на активности обеих сторон. Активность педагога может быть ситуативной ,поскольку в основе концепции- идея саморазвития ребенка.

 Предметно-развивающая среда в концепции итальянского педагога  М. Монтессори также предусматривает возможности для взаимодействия педагога и детей . Выполнение детьми упражнений с игровыми материалами . их многократное повторение способствует развитию у них интереса к освоению практической деятельности , углублению знаний на основании пользования конкретным материалом, а также помогают обрести уверенность в себе. Педагог направляет деятельность воспитанников.Содержание среды предполагает учет разнообразных интересов и потребностей детей, однако жестко закрепленные зоны , наличие определенных четко заданных игрушек . могут ограничивать удовлетворение их интересов и потребностей.

Сторонники Вальдорфской педагогики разделяют идею активной позиции педагога и воспитанников, субъект-субъектного характера деятельности. Большое внимание уделяется созданию особой  творческой атмосферы в групповом пространстве детям предоставляются возможности для разнообразной деятельности , как самостоятельной ,так и с участием педагогов. Наполнение среды не является жестко заданным , однако имеет свои особенности : использование не фабричных игрушек , а самодельных, изготовленных из природного материала, стимулирует творческую активность дошкольников. Согласно этой концепции предполагается самостоятельное изготовление детьми игрушек при поддержки и помощи взрослого, который выступает образцом для подражания.

Содержание современных концепций и положений ряда образовательных программ также отражает потенциал среды в осуществлении педагога и детей.

Так, организация среды согласно примерной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад – дом радости Н.М.Крыловой предполагает взаимодействие педагога с детьми. Однако небольшое количество игрушек для наполнения среды может ограничивать возможности реализации личностно-ориентированного подхода: не могут быть учтены в полной мере интересы и потребности сторон , в особенности игровые предпочтения детей. Групповое помещение представляет собой открытое пространство для реализации масштабного замысла , которое в целях решения разных педагогических задач легко можно преобразить , поменять , исходя из потребностей в организации воспитательно –образовательного процесса и по желанию детей.

 Предложенная Н. А. Коротковой , Т Н. Дороновой  рамочная конструкция  целостной полифункциональной предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОО , включающая в себя  трансформируемые , подвижные зоны  предоставляет широкие возможности для взаимодействия педагога и детей. Авторы предлагают отказаться от дробления пространства , разделения его на различные неподвижные уголки , зоны, что является принципиальным отличием от традиционного построения среды в ДОО. Кроме того , указывается на активную позицию взрослого и ребенка в предметно- развивающей среде, ее изменении в зависимости от потребностей детей, сферы интересов, игровых замыслов.

 Положение программы «Сообщество» основаны на теории свободного воспитания , согласно которой педагог следует за интересами ребенка , направляет их, но жестко не регламентирует , а также на идеях индивидуализации развития_-при построении среды учитываются интересы и потребности детей. Согласно данной программе педагог и воспитанники взаимодействуют в рамках созданных центров активности. При этом педагог занимает активную позицию в организации таких центров:

 Создает условия для игровой деятельности ;

Моделирует среду ,которая способствует активизации интересов ребенка;

Помогает детям в выборе и реализации игровых действий, координирует их деятельность в центрах;

Помогает решать возникающие проблемы;

Отслеживает и анализирует , какие виды деятельности выбирают дети ;

Подбирает оборудование и пр.

Таким образом , взаимодействие педагогов с детьми в развивающей среде ДОО должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования , с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sviridenko.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

   Важной  составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослыми и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности , передача моральных норм и ценностей. Характер взаимодействия  во многом определяется тем ,в каких условиях оно осуществляется, какие отношения складываются между участниками.

     Во ФГОС дошкольного образования закреплены основные виды деятельности дошкольника, в том числе, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками. Эти процессы имеют большое значение для воспитания и образования на основе личностно ориентированного подхода, который предполагает понимание, принятие и признание интересов и потребностей ребенка, построения с ним партнерских отношений, диалога.  

     Взаимодействия взрослых с детьми, ориентированная на интересы и возможности каждого ребенка, учитывающее социальную ситуацию его развития, определяется в Стандарте, как одно из психолого - педагогических условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

    Реализация личностно ориентированного подхода становится возможной на основе построения субъект- субъектных связей в ходе педагогического взаимодействия. Если организация и содержание педагогического процесса определяются не только педагогом, но и потребностями, интересами, характером активности ребенка, создаются условия длч развития личностного потенциала его участников.

    При таком подходе проявляются активность и самостоятельность, которые при устойчивом укреплении субъектной позиции могут стать личностными качествами ребенка. Субъект- субъектные связи и отношения способствуют развитию у детей творческого потенциала, способности к сотрудничеству, умения конструктивно решать поставленные задачи, проблемные ситуации.

     В процессе личностно ориентированного взаимодействия, основанного на субъект- субъектных связях, отмечаются вариативность позиций и педагога и детей, выбор стиля общения в зависимости от образовательной ситуации; взаимная актив ность педагога и детей, направленная на осуществление совместной деятельности в предметной среде, достижения совместных ре  зультатов.

    Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения  и совместной деятельности детей и взрослых.

  Предметно-развивающая среда может улучшать взаимодействие, общение, совместную деятельность,есле отвечает ряду критериев, отражающих ее потенциал:

  Направленность-соответствие актуальным интересам и потребностям детей;

  Многофункциональность- условия для организации разнообразных видов деятельности, в том числе совместной;

   Неоднородность- разнообразие игрушек ,материалов , предметов мебели;

   Динамичность -  возможность внесения изменений, дополнений в среду, в том числе  в совместной деятельности.

  Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления ,выполняют действия и проявляют эмоции. Структуру этого процесса можно представить в виде трех компонентов -познавательного,  деятельностного, эмоционально-личностного.

  Педагог ДОУ должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом.

   Для ДОО должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей , их активная ,деятельностная позиция ,направленная на достижение  общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса  и взаимного уважения к процессу ирезультатам совместной деятельности; эмоционально_положительный фон взаимодействия .

Эти характеристики отражают сформулированные в Стандарте психолого –педагогические условия реализации основной образовательной программы дошкольного образования , а именно:

 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.;

    Поддержка взрослыми положительного ,доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

    Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

    Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.

    Для организации системного изучения процесса взаимодействия педагога и воспитанников в образовательной среде можно использовать показатели ,соответствующие компонентам данного процесса.

    Обеспечить пополнение знаний и представлений педагогов в данной области, активизацию сотрудничества , стабилизацию положительного эмоционального настроя можно в ходе методических мероприятий  в ДОО и за его пределами: мастер –классов, семинаров, круглых столов и т. п. Подобные виды деятельности следует предусмотреть при планировании методической работы с педагогическим коллективом, составлении годового плана работы ДОО. Приведем примеры тематики и форм организации таких мероприятий:

    Выступление на педагогическом совете на тему «Современная предметно-развивающая среда дошкольного образования: возможности для взаимодействия»;

   Дискуссия на тему «Подбор материалов и оборудования на основе индивидуальных интересов детей»;

 Выступление на педагогическом совете на тему «Педагог и дети в среде группы ДОО: особенности взаимодействия»;

 Отчет по результатам самообразования на тему «Дизайн-деятельность в жизни дошкольников»;

    Ролевая игра «Особенности взаимодействия воспитателя с детьми в предметно-развивающей среде разных групп».;

 Взаимодействие групп ДОО»Мы дизайнеры нашей группы»,»Среда группы –наш друг и помощник»;

    Мастер-классы на темы «Использование цвета в интерьере группы на основе учета предпочтений детей», «Создание совместных творческих работ для оформления предметно-игровой среды» и др.

  В условиях современного дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и воспитанников на основе использования потенциала предметно-развивающей среды может быть реализован по следующим основным линиям:

Организация общения между педагогом и детьми, которое может носить разный характер:

 Ситуативно-познавательный-демонстрация возможных способов действий с игрушками и игровыми материаламипо необходимости;

Ситуативно – творческий-демонстрация разных способов изготовления игрушек;

Сопроводительный- помощь в выборе и реализации игровых действий , координация деятельности детей, анализ их видов деятельности , помощь в разграничании зон активности;

Предоставление возможностей для самостоятельной деятельности детей по интересам;

Идеи саморазвития с жестко заданными материалами;

Самостоятельное изучение среды в заданных зонах активности4

Самостоятельный выбор места для игровой и иной активности;

Особая организация предметно-игровой среды, предполагающая внесение изменений.

В рамках подходов российских и зарубежных специалистов прошлого и современности к созданию развивающей среды эти направления предлагалось реализовать по разному.Рассмотрим некоторые ключевые положения ,которые помогут педагогам  сориентироваться  в возможностях среды для организации взаимодействия с детьми.Обновленное содержание данных концепций можно использовать при создании развивающей предметно-пространственной среды для стимулирования взаимодействия с детьми, а также при разработке образовательной программы.

 Из концепций прошлого наиболее известны и востребованы в практике дошкольного образования педагогические системы Ф.Фребеля , М.Монтессори,Р.Штайнера.Так в рамках педагогической системы заложены возможности для выбора действий , моделирования ее элементов.Однако это несколько ограничивалось готовым окружением , не выходящим за пределы пространства, наличием жестко заданного материала.

 Содержание данной концепции предусматривает возможности для организации взаимодействия педагога и детей. Предполагается постоянное присутствие и обязательное участие в детских играх взрослого, который показывает пример, демонстрирует действия с игрушками, отбирает предметы для наполнения среды, основанной на активности обеих сторон. Активность педагога может быть ситуативной ,поскольку в основе концепции- идея саморазвития ребенка.

 Предметно-развивающая среда в концепции итальянского педагога  М. Монтессори также предусматривает возможности для взаимодействия педагога и детей . Выполнение детьми упражнений с игровыми материалами . их многократное повторение способствует развитию у них интереса к освоению практической деятельности , углублению знаний на основании пользования конкретным материалом, а также помогают обрести уверенность в себе. Педагог направляет деятельность воспитанников.Содержание среды предполагает учет разнообразных интересов и потребностей детей, однако жестко закрепленные зоны , наличие определенных четко заданных игрушек . могут ограничивать удовлетворение их интересов и потребностей.

Сторонники Вальдорфской педагогики разделяют идею активной позиции педагога и воспитанников, субъект-субъектного характера деятельности. Большое внимание уделяется созданию особой  творческой атмосферы в групповом пространстве детям предоставляются возможности для разнообразной деятельности , как самостоятельной ,так и с участием педагогов. Наполнение среды не является жестко заданным , однако имеет свои особенности : использование не фабричных игрушек , а самодельных, изготовленных из природного материала, стимулирует творческую активность дошкольников. Согласно этой концепции предполагается самостоятельное изготовление детьми игрушек при поддержки и помощи взрослого, который выступает образцом для подражания.

Содержание современных концепций и положений ряда образовательных программ также отражает потенциал среды в осуществлении педагога и детей.

Так, организация среды согласно примерной образовательной программе дошкольного образования «Детский сад – дом радости Н.М.Крыловой предполагает взаимодействие педагога с детьми. Однако небольшое количество игрушек для наполнения среды может ограничивать возможности реализации личностно-ориентированного подхода: не могут быть учтены в полной мере интересы и потребности сторон , в особенности игровые предпочтения детей. Групповое помещение представляет собой открытое пространство для реализации масштабного замысла , которое в целях решения разных педагогических задач легко можно преобразить , поменять , исходя из потребностей в организации воспитательно –образовательного процесса и по желанию детей.

 Предложенная Н. А. Коротковой , Т Н. Дороновой  рамочная конструкция  целостной полифункциональной предметно-пространственной среды групп старшего дошкольного возраста ДОО , включающая в себя  трансформируемые , подвижные зоны  предоставляет широкие возможности для взаимодействия педагога и детей. Авторы предлагают отказаться от дробления пространства , разделения его на различные неподвижные уголки , зоны, что является принципиальным отличием от традиционного построения среды в ДОО. Кроме того , указывается на активную позицию взрослого и ребенка в предметно- развивающей среде, ее изменении в зависимости от потребностей детей, сферы интересов, игровых замыслов.

 Положение программы «Сообщество» основаны на теории свободного воспитания , согласно которой педагог следует за интересами ребенка , направляет их, но жестко не регламентирует , а также на идеях индивидуализации развития_-при построении среды учитываются интересы и потребности детей. Согласно данной программе педагог и воспитанники взаимодействуют в рамках созданных центров активности. При этом педагог занимает активную позицию в организации таких центров:

 Создает условия для игровой деятельности ;

Моделирует среду ,которая способствует активизации интересов ребенка;

Помогает детям в выборе и реализации игровых действий, координирует их деятельность в центрах;

Помогает решать возникающие проблемы;

Отслеживает и анализирует , какие виды деятельности выбирают дети ;

Подбирает оборудование и пр.

Таким образом , взаимодействие педагогов с детьми в развивающей среде ДОО должно выстраиваться на основе положений ФГОС дошкольного образования , с учетом положений примерных образовательных программ дошкольного образования, а также получивших признание концепций создания благоприятного развивающего пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль образовательной среды в развитии ребёнка дошкольника"

Презентация "Предметно-пространственная среда ДОУ"...

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника.

СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОМФОРТНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

Роль эмоционально-комфортной среды в развитии дошкольника

В большом энциклопедическом  словаре «комфорт» означает  - бытовые удобства, благоустроенность и уют жилищ, общественных учреждений, но поскольку речь идет о психологическом комф...

Роль развивающей среды в развитии личности дошкольника

Многообразие развивающей среды. Ее функции и принципы построения. Развивающая среда в ДОУ. Соответствие развивающей среды возрасту детей....

Роль образовательной среды в формировании финансовой грамотности у дошкольников

В соответствии с ФГОС  ДО главной целью и результатом образования является всестороннее развитие личности. В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Многие ро...

Роль образовательной среды в развитии игровой деятельности детей дошкольного возраста c нарушениями речи.

Проектированием образовательной среды понимается целенаправленная деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивающая развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста....