Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о технических профессиях
презентация к уроку (старшая группа)

Лукина Лиана Геннадьевна
Формирование знаний о технических профессиях, таких как, например, инженер, в старшем дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vypusknaya_kvalifikatsionnaya_bakalavrskaya_rabota_po_teme.pptx104.99 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Руководитель : доцент , канд. пед . наук О.В . Парфенова Выпускник : Л.Г . Лукина Чебоксары 2021

Слайд 2

Актуальность исследования Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, прописанным в ФГОС ДО, является следующая возрастная характеристика возможных достижений ребенка – «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда ». В связи с тем, что ранняя детская профориентация имеет огромное значение для включения дошкольников в социальный мир, а его вопросы недостаточно разработаны, нами было решено изучить процесс формирования знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 3

Научный аппарат исследования Проблема исследования : каковы педагогические условия формирования знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста ? Цель исследования: выявление педагогических условий формирования знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста . Объект исследования: формирование знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия формирования знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 4

Гипотеза исследования Формирование знаний о технических профессиях у детей старшего дошкольного возраста будет эффективно если : – использовать деятельностный подход, который позволяет дошкольнику в игровой деятельности « примерить» на себя ту или иную профессию; – сочетать разные методы формирования и закрепления знаний о технических профессиях с (беседы, просмотр видеороликов о профессиях, дидактические игры, продуктивные виды деятельности, проведений праздников ); – применять интерактивные путешествия по рабочим местам технических профессий: квесты ; – территория и внутреннее оформление помещений будет соответствовать теме профориентационной работы: альбомы, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, уголки профессий.

Слайд 5

Результаты констатирующего этапа исследования – для детей данного возраста менее предпочитаемым типом профессии явился тип «Человек-техника», наиболее предпочитаемым – тип «Человек-природа »; – наиболее знакомыми и популярными техническими профессиями для детей 5-6 лет оказались профессии пожарного и строителя, наименее понятными и известными – профессии инженера, железнодорожника и метеоролога; – дошкольники имеют представления об орудиях труда, частично владеют сведениями о трудовых операциях представителей технических профессий;

Слайд 6

Результаты констатирующего этапа исследования Испытываемые трудности: – у детей имеются трудности при описании особенностей внешнего вида представителей технических профессий, были выявлены сложности при формировании выводов о результатах труда; – большинство дошкольников испытывают нейтральное отношение к труду представителя технической профессии; – представления детей о трудовой деятельности человека технической профессии недостаточно полные. Дошкольники не понимают их роли для человека. Участвуют в трудовой деятельности только вместе с воспитателем.

Слайд 7

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях Для успешного формирования у детей 5 - 6 лет знаний о технических профессиях необходимо соблюдение следующих условий: – поэтапная организация работы: от раскрытия понятия «технические профессии» к формированию представлений и знаний о видах технических профессий, к самостоятельному использованию полученных знаний в своих играх и других видах деятельности; – включение в систему работы специально разработанных для детей разнообразных форм работы.

Слайд 8

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях Программа состояла из трех этапов: Вводный – этап формирования представлений о понятии «технические профессии »: - беседа «Что такое профессия ?»; - занятие «Знакомство с техническими профессиями»).

Слайд 9

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях На вводном этапе детей знакомили с различными типами профессий («человек – живая природа», «человек-техника и неживая природа», «человек-человек», « человек-знаковая система», « человек-художественный образ») и расширяли представления о технических профессиях. На данном этапе детям было тяжело воспроизвести по просьбе воспитателя знакомые им технические профессии. Дошкольники нуждались в постоянном напоминании, индивидуальных и коллективных указаниях. Благодаря проведенным формам работы на первом этапе ребята научились раскрывать понятие «профессия», отличать различные типы профессии друг от друга, расширили свои представления о технических профессиях (могли перечислить их).

Слайд 10

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях Основной – этап формирования знаний о видах технических профессий: - занятия «Знакомство с работой плотника », «Хочу быть инженером», «Заводские профессии», «Знакомство с профессией железнодорожника »; лепка «Инструменты плотника »; конструирование из строительного материала «Мы – инженеры »; рисование «Какие я знаю заводские профессии» и другие формы работы); сюжетно-ролевая игра «Строители »; - досуг с родителями воспитанников «Знакомимся с профессией химик »; - просмотр видеороликов с детским экспериментированием и другие формы работы.

Слайд 11

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях На основном этапе работы дошкольники знакомились с профессиями, связанными с их родным городом Новочебоксарском и градообразующим предприятием – Химпромом : ученый-химик, лаборант, химик-эколог. Больше всего дошкольникам понравился досуг, проведенный совместно с их родителями, в ходе которого ребята могли поучаствовать в организации различных опытов. Составляя загадки-описания по особенностям различных профессий, дети не испытывали никаких трудностей: с легкостью описывали оборудование, трудовые действия и внешний вид представителей технических профессий. Дети с удовольствием просматривали видеоматериалы, анализировали особенности представленных профессий, аргументировано доказывая свою точку зрения .

Слайд 12

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях Заключительный – этап самостоятельного использования полученных знаний о технических профессиях в игровой деятельности : - сюжетно-ролевые игры «Химическая лаборатория », « Железнодорожное депо », « Метеорологическая станция », « Строители дома»; - игры «Карусель технических профессий », «Кому это нужно для работы ?», «Мастера по ремонту»; - профориентоционная игра-квест «Дом для друзей»; - олимпиада «Калейдоскоп профессий».

Слайд 13

Содержание работы по формированию у детей 5 – 6 лет знаний о технических профессиях На заключительном этапе работы благодаря ранее полученным знаниям дошкольники с легкостью решали предложенные педагогом задания. Закрепить знания дошкольников об оборудовании представителей технических профессий позволили дидактические игры «Карусель технических профессий», «Кому это нужно для работы?», «Мастера по ремонту ». Во время профориентационной игры-квест «Дом для друзей» дети продемонстрировали свои исследовательские навыки. Олимпиада «Калейдоскоп профессий» позволила детям показать свой уровень подготовки, транслировать полученные знаний и представления о технических профессиях.

Слайд 14

Организация предметно-развивающей среды Территория и внутреннее оформление группы соответствовало теме профориентационной работы. Уголок профессий обновлялся периодически, после каждого занятия или игры, посвященной какой-либо технической профессии. Уголок профессии представлял собой красочно оформленный уголок, в котором находились иллюстрации профессии, фотографии, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Дошкольники с большим удовольствием рассматривали фотографии, иллюстрации, атрибуты профессии; беседовали между собой о предназначении оборудования. В первой или второй половине дня дети в группе любили изучать альбом технических профессий, который состоял из фотографии представителя профессии; таблицы, в которой схематически изображены цель деятельности, действия представителя данной профессии, конечный результат.

Слайд 15

Результаты контрольного этапа исследования В экспериментальной группе после серии проведенных занятий и игр произошли следующие изменения: увеличилось количество детей , предпочитающих тип профессии «человек-техника ». Дети стали чаще выбирать ответы: «ремонтировать сломавшийся велосипед, игрушки, мебель », «смотреть фильмы, диафильмы о создании какой-нибудь машине», «слушать и читать книги об устройстве и работе механизмов, машин, приборов »; увеличилось количество детей, имеющих высокий уровень представлений о труде взрослых технических профессий. При выборе технической профессии, которую необходимо описать, ребята стали выбирать профессии инженера, железнодорожника и метеоролога, которые на констатирующем этапе не выбирали; - расширились представления об орудиях труда («инженеры работают с компьютерами », «железнодорожник работает с поездами, локомативами », «метеоролог работает с разными аппаратами, которые погоду измеряют »);

Слайд 16

Результаты контрольного этапа исследования – дети давали более подробные описания внешнего вида представителей технических профессий («метеоролог должен ходить в плаще, чтобы мерить любую погоду », «железнодорожника ходит в специальной красивой форме серого цвета», «инженер всегда с галстуком, белой рубашке »); – перечисляли больше трудовых действий представителей технических профессий: « инженеры рисуют планы, как строители будут строить », «метеоролог говорит, какая будет погода, чтобы пилоты знали, можно ли полететь на самолете »; – раскрыли результат труда: «карта нового дома », «мама с дочкой возьмут зонтик и не промокнут, когда метеоролог скажет про дождь »; – дошкольники, описывающие технические профессии, проявляли заинтересованность, увлеченность, положительное отношение.

Слайд 17

Вывод Таким образом, положительные изменения, происшедшие в процессе формирующей стадии эксперимента, позволяет признать проведение опытной работы достаточно успешной, эффективность предложенных педагогических условий формирования представлений о технических профессиях у детей 5 - 6 лет подтвержденной, что свидетельствует о правомерности выдвинутой гипотезы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»

Проблемные ситуации по формированию знаний о безопасности жизни  у старших  дошкольников...

«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций»

Материалы  для  практического  использовангия  воспитателями  дошкольных  учреждений...

Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций

Статья о том, как надо формировать знания у детей   старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций.Предложены игры и ситациии для детей , которые ...

Сообщение к родительскому собранию «Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни»

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.  Важно не только обе...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СВОЙСТВАХ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ФИТОМОДУЛЯ

«Вариативность здоровьесберегающей деятельности дошкольных образовательных учреждений с учётом их самобытности и региональных условий». В ходе эксперимента проводятся комплексные исследования, направл...

«Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о безопасном поведении на дороге методом проблемных ситуаций».

Проблемные ситуации являются одним из эффективных методов формирования знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста....