план самообразования тема «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе»
методическая разработка (старшая группа)

"План самообразования Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

Создать доброжелательную, комфортную обстановку в коллективе детей, научить их бережно относится к своим товарищам, проявлять доброту и внимание, научить общаться друг с другом;

Формировать у детей умение оценивать свои поступки и поступки сверстников через художественные образы и сюжеты; Систематизировать и обобщать правила культуры общения со сверстниками;

Задачи;

          Повышать популярность у отдельных детей среди сверстников.

Обогащать словарь детей «вежливыми» словами;

Вызывать  у детей радость от совместно проведенных мероприятий.

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

                                            Актуальность темы.

Актуальность данной темы заключается в том , что в настоящее время , люди стремятся создать общество с высокими культурными взаимоотношений между людьми, которые будут определятся социальной  справедливостью Совестью и дисциплинированностью. Такое общество  обуславливает необходимостью нравственной воспитанностью каждого. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям, к соблюдением установленных в обществе моральных требований. Надо что бы сама личность стремилась быть нравственной , что бы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения. Большое значение приобретает изучение ребенка в его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст особо ответственный период в воспитании.  Актуальность данной проблемы дружеских взаимоотношений определяется той ролью, которую имеет дружба. В развитии личностных качеств ребенка, в становлении его общения со сверстниками, в развитии ребенка с его чувствами и желаниями, потребностями, которые реализуются в детском обществе, Ведь именно в детском обществе ребенок получает первые представления о коллективе, приобретает навыки поведения в нем. Именно  в условиях общения со сверстниками ребенок постоянно сталкивается с необходимостью примерять на практике нормы поведения, проявлять доброжелательное отношение к другим. Что бы понять других людей необходимо иметь хорошее развитое мышление и эмоционально - волевые процессы. Следовательно, одним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения, умение вести себя в обществе как со взрослыми , так и со своими сверстниками.  Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» - вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.

Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию  дружного коллектива в целом.

                                                                План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Лялина Н.А Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками. /Санкт-Петербург /2010.

2. Л.М.Щепинина. , Защиринская О.В.,Азбука общения. /Детсво пресс/ 2007.

3. М.И. Лисина . Общение, личность и психика ребенка./Москва /1997.

4. Т.А.Макарова., В.Нечаева «Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста». Изд. /Просвящение/./ Москва/.1968.

5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.

6. Кобелева Г.Р.  Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014.

7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. ...канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010.

8. Петрова В.И., Стульник Т.Д.,Этические беседы с детьми 4-7 лет. Нравственное воспитание в детском саду. /Мозайка Синтез/ 2009

Работа с детьми

Сентябрь

Чтение зарубежной литературы и ознакомление с писателем: Шарль.П., Андерсен., «Ослиная шкура»., «Свинопас».Обсуждение рассказов.

Показ кукольного театра : «Заюшкина избушка».

Этические беседы: «Береги книгу».

Рисование: наша дружная группа «радость»

Октябрь

Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба»,  «Фея учит вежливости».

Разучивание новых пальчиковых игр на тему Дружба : « У Оленя дом большой», «Жили были гномики», « Апельсин»,

« Дружат в нашей группе», «В гости к пальчику большому».

Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его».

Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав».

Просмотр мультфильма

 « Умка».

Игра «Вежливые

             слова»

Ноябрь

Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки».

Просмотр м/ф «Последний лепесток».

Чтение стихотворения В.В Маяковский «Что такое хорошо ,что такое плохо».

Повторение выученных пальчиковых игр ( в  течении года).

Чтение  и обсуждение стихотворения «Федорино горе». 

Игра-драматизация

 «Девочка чумазая»

Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга.

Опрос детей: « Что же такое дружба».  

Игровая ситуация :

« Какими качествами

 должен обладать

 твой друг»

Декабрь

Этические беседы о дружбе: «С чего начинается Дружба?», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Хороший  ли ты друг?»,

«Жадина».

Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет».              

   Чтение стихотворения А.Кузнецовой  « Подружки».

Просмотр м/ф Сутеева «Мешок яблок».

Январь

Этические беседы о взаимопомощи:  «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь».

Чтение сказки М.Пляцковского  «Урок дружбы».

Просмотр м/ф  «Просто так».

Февраль

Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист».

Чтение произведений Л.Н.Толстого «Лев и собачка»., «Карасик». Обсуждение.

Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним.

Март

Этические беседы о доброжелательности:

 « Добрые дела», «Хорошие товарищи».

Чтение  рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья».

Чтение рассказа В.А. Осеевой « Волшебное слово»

Просмотр м/ф  «Кот Леопольд».

Игра-имитация

 «Послушай и угадай»

Апрель

Этические беседы на тему «Правда -неправда»:  «Доброе дело - правду говорить смело», «Спасибо за правду»,  «Правда всегда узнается».

Чтение стихотворения  С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным».

Просмотр м/ф «Голубой щенок».

Игра» Дружба

  начинается

 с улыбки»

Май

Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом».

Чтение стихотворения Е.Серовой «Нехорошая история»

Разучивание песни на тему дружба «Настоящий друг».

Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка».

Конкурс: «Правила дружбы надо знать и четко их соблюдать!».

Разучивание стихотворения

Юрий Энтин «Дружит с солнцем ветерок».,

Агния Барто «Двояшки».,

Елена Благинина «Пришла ко мне подружка».

Рисование на шариках лица друга.

Упражнение

«Обезьянка»

Сюжетно-ролевая

 игра

«Забавные гномики»    

Работа с семьёй

Октябрь

Консультации для родителей  «Детская дружба» , «Развитие коммуникативных навыков у детей»

Выставка «Как научить малыша играть»( папка передвижка)

Декабрь

Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок».

Апрель

Консультация для родителей «Учимся общаться с ребёнком»  Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?»

Самореализация

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования.

                                                         Литература:

1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. - №2.

2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. - №3.

3..Горшкова Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. - 2011. - №12.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013.

5. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010.

6. Шалаева Г.П., Сазонова О.Г., Журавлева О.М.,  Правила поведения для воспитанных детей .- Издательство Малыш 2015.

                                                                                                     Приложение

                   Авторские и литературные сказки

«Зимовье зверей»,
«Лиса и Журавль»;
«Сказка о дружбе»;
«Воробей и лиса»;
Толстой Л. Н. «Визирь Абдулла»;
Б. Гримм «Бременские музыканты»;
Андерсен Г.-Х. «Гадкий утёнок».

                                     Стихи и рассказы о дружбе

Успенский Э. «Дядя Фёдор, пёс и кот»;
Житков Б. «Пудя»;
Чарушин Е. «Никитка и его друзья»;
Мамлин Г. «Друзья у нас повсюду есть»;
Осеевой В. «Три товарища»;
Ермолаева Ю. «Лучший друг»;
Пантелеев Л. «Честное слово»;
Катаев В. «Цветик - семицветик»;
Панасюк И.С. « Я не подумал о других»;
Григорьева Н. « В магазине»;
Степанов В. «Настоящие друзья»;
Михалков С. «Хорошие товарищи»;
Заходер Б. «Мы друзья»;
Кузнецова А. «Подружки»;
Барто А. «Я люблю ходить вдвоем»;
Благина Е. «Подарок»;
Стеквашова Е. «Друзья»;

                                            Песенки о дружбе


«Мы едем, едем, едем в далекие края» слова Сергей Михалков;
«Улыбка» слова М. Пляцковский;
«Песенка кота Леопольда»;
«Большой секрет для маленькой компании» музыка С. Никитина, слова
Ю. Мориц;
«Вместе весело шагать» слова М. Матусовский, муз. В.Шаинский;
«Добрый жук» слова Е.Шварца, муз. А. Спадавеккиа;
«Если добрый ты» слова М. Пляцковский. муз. Б.Савельев
«Дружба крепкая не сломается, Не расклеится от дождей и вьюг...»;
«Бременские музыканты» слова Ю.Энтина, муз. Гладковаю


                                          Пословицы о дружбе


Друг за друга держаться - ничего не бояться.
Дружба дороже денег.
Дружба не гриб - в лесу не найдешь.
Дружба, что стекло: сломаешь - не починишь.
Дружбу помни, а зло забывай.
Дружные сороки и гуся съедят, дружные чайки и ястреба забьют.
Друзей много, а друга нет.
Назвался другом - помогай в беде.
Был бы друг, найдется и досуг.
От теплого слова и лед тает.
Все любят добро, да не всех любит оно.
Сердечный друг не родится вдруг.
Лучше матери друга не сыщешь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Дружно за мир стоять - войне не бывать.
Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.
Нужно много дней и ночей, чтобы узнать человека.
По щедрости руки видно, какое сердце.
Доброе слово лечит, а злое убивает.
Не будь упрям, а будь прям.
Верный друг лучше сотни слуг.
Дал слово, держи его.
Ласковое слово лучше сладкого пирога.
Вражда не делает добра.
Кто в нраве крут, тот никому не друг.


Подбор и проведение консультаций и бесед для родителей и воспитателей:

«Воспитание дружбы между мальчиками и девочками».
«Воспитание дружеских отношений в игре».
«Воспитание у детей дружеских взаимоотношений»,.
«Развитие дружеских отношений у дошкольников посредством игры».
«Создание позитивного микроклимата в группе для развития дружеских отношений».
«Нравственное воспитание дошкольников через развитие дружеских отношений со сверстниками».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования Тема: "Формирование речи детей в игровой деятельности"

Цель: формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста, посредством применения речевых игр и упражнений....

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у дошкольников "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: «Формирование начал экологической культуры детей в процессе ознакомления с объектами живой природы»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»

План самообразования. Тема: «Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-6 лет через разные виды деятельности»...

План самообразования Тема: « Формирование представлений о малой родине у детей младшего дошкольного возраста "

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дош...

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование элементарных математических представлений через экологическое воспитание»

Индивидуальный план самообразования тема: «Формирование  элементарных математических представлений через экологическое воспитание»...

Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста....