Опыт работы с дошкольниками ОВЗ
проект (младшая, средняя группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Развиваем познавательную активность детей с овз через строительные игры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности детей через строительные игры.

Дошкольный возраст — период активного познавательного развития. В этот период последовательно формируются и развиваются все психические процессы. Уже в раннем возрасте происходит развитие восприятия. Зрительное восприятие в раннем детстве носит непроизвольный и избирательный характер и опирается на отдельные, случайные признаки. Развивается слуховое восприятие, фонематический слух, а внимание и память носят непроизвольный характер. Мыслительные действия в раннем детстве предполагают установление связей между предметами для достижения цели. Именно поэтому игра в этом возрасте стоит на первом месте. А формирование у ребенка условных игровых действий и элементарного игрового взаимодействия позволит подвести его к более сложным формам игры, где основным будет игровое взаимодействие со сверстниками. Но, чтобы дети полноценно развивались, взрослые должны играть с ними, стимулируя самостоятельные действия с различными предметами и игрушками. Овладение элементарными игровыми умениями создаст необходимые предпосылки для перехода к более сложным формам игры. Ведь игра для ребенка – это способ исследования и ориентации в реальном мире. Включаясь в процесс игры, дети постигают смысл и ценности человеческой жизни, выражая собственную индивидуальность и развивая внутренние личностные качества. Игра, реальная и вечная ценность культуры досуга, социальной практики людей в целом, и стоит рядом с трудом, познанием, общением и творчеством. Поэтому, работая с детьми данного возраста, мы много внимания уделяем именно игре, как важной деятельности, для полноценного развития наших малышей. Ребенку очень важно быть участником процесса и взаимодействия со взрослым в любом виде деятельности, но в полной мере он этого сделать пока не может. А в игре он может все. Ведь только в игре по-настоящему работает воображение, память, мышление, речь, и по-настоящему надо строить отношения с партнером. Его переживания к происходящему формируют отношение к окружающему миру и к людям. Вот и получается, что игра, самый доступный способ познания мира вещей с его разнообразием свойств, качеств и мира людей со сложными взаимоотношениями, в котором он живет.

Учитывая то, что к концу учебного года результат, это способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия, объединяя их в простой сюжет и беря на себя главную роль мы решили помочь войти детям в игру с помощью конструктора и игрушек. В данное время мальчиков в группе намного больше, чем девочек, поэтому игры с конструктором более актуальны, а используя разные игрушки, дети учатся общаться и говорить. Сначала мы строим вместе с детьми, затем они пытаются создать постройку самостоятельно. Это приводит к тому, что дети многократно повторяют знакомую игру, сами строят и действуют с игрушкой. Конструкторские игры важны тем, что дети знакомятся с разными деталями, запоминая их названия. Узнают, что разные формы имеют свои особенности, а детали могут располагаться разными способами на плоскости и в пространстве. Еще учатся соотносить форму детали с ее конструктивными свойствами. Все это важно для их умственного развития. Сначала дети неумехи, нагромождают детали друг на друга, детали падают, а дети испытывают радость, восторг от этого, но если им вовремя помочь, подсказать и показать, что можно сделать из деталей конструктора, то малыши с удовольствием повторят, то что им советует взрослый. Конечно же нельзя прерывать игру детей, иначе они потеряют к ней интерес, надо умело руководить игрой малышей и дать им наиграться конструктором, и только затем приступать к обучению. Помочь задумать постройку, подобрав нужные детали и рассмотрев их. Сначала взрослый воспроизводит постройку, осуществляя показ, а ребенку это все надо исследовать, потрогать. Привлекаем внимание детей, что строить надо не спеша, а кубики ставить аккуратно. Значит важна еще и индивидуальная работа, которой мы уделяем огромное внимание, не только в утренние часы, но и во второй половине дня. Когда занимаемся индивидуально, то обязательно сопровождаем свои действия рассказом, а потом задаем следующие вопросы: что это такое, из каких деталей построено, какой формы, как расположены по отношению друг к другу. Порядок такого изучения предмета обязательно соответствует последовательности сооружения, для облегчения конструирования. А затем уже и предлагаем обыграть постройку, чтобы закрепить у него желание строить и дальше. Ни в коем случае не делая никаких замечаний во время постройки, это вызовет обратную реакцию, и ребенок разочаруется в своих возможностях, а может быть даже потеряет интерес к конструированию. Для обыгрывания построек мы предлагаем не только игрушки, но и куклы, зверюшки, кукольную посуду, тряпочки, салфетки, бумажные поделки, изготовленные дома с родителями. Ребята с огромным удовольствием играют с ними, фантазируя, сочиняя разные придумки, тем самым развивая свою речь, умение общаться. Многие дети привлекают своих родителей вечером к своей игре, чтобы доиграть, и просят не убирать их постройки до утра. Бывают и сложности, когда ребенок не желает играть в конструкторские игры, на замену всегда приходят свободные игры, но под присмотром взрослого, главное не терять внимание к каждому ребенку. Можно привлечь малыша и к сюжетной игре, которая только зарождается в этом возрасте, но и здесь нельзя обойтись без конструктора, например, напольного, ведь конструирование тесно связано с самостоятельной деятельностью ребят. Наши дети строят и домики, и гаражи, и сооружают скамейки, мебель для игры с куклой. Главное увлечь, кукле очень нужна удобная мебель, чтобы сидеть, спать, есть. Конечно же педагог главное лицо, обязательно показать, что и как, а главное где и в каком месте это расположить. И конечно же вовремя усложнить задачу детей, сначала строим из одного вида деталей, потом добавляем другие детали, или комбинируем их. Дети придут к выводу, что из разных деталей можно создать постройку одного вида, мост только из кубиков, только из кирпичиков, или комбинированный, и кубики, и кирпичики. Это подготовит ребят к более сложному конструированию. В данный момент наши ребята уже могут строить различные дорожки, башенки, лесенки, мебель: стул, стол, кровать, диван, скамейка, машину, гараж, домики, мосты, горку, ворота. Более половина группы проявляет интерес к играм со строительным материалом, и сооружает несложные постройки самостоятельно, называя их словами, но помощь им еще не обходима. Они различают и называют детали: пластина, кубик и кирпичик, проговаривая слова: большой-маленький; широкий-узкий; одинаковые-разные. Мы же в свою очередь обращаем внимание на то, чтоб они усвоили понятия и действия: положи, поставь, принеси, сними, разбери, убери, а также применяли технические приемы работы с конструктором: накладывали детали друг на друга, укладывали в ряд, ставили вертикально на меньшую плоскость, делали перекрытия. Не менее важно научить ребят находить сходство между постройками из строительного материала с предметами окружающей жизни. Мы считаем, что все это поможет обогатить сюжет детских игр, а у ребенка чувство уверенности в себе, гордости своими успехами и сделает его самостоятельным. Перед собой мы ставим такие задачи: способствовать расширению представлений детей о труде строителя, формированию способам игрового строительства, развивая при этом конструктивно-творческие способности. Для родителей подготовили несколько консультаций по данной теме, изготовили альбомы с фотографиями и рисунками «Мы строим», «Наши постройки». Провели семинар-практикум «Конструктивная деятельность детей раннего возраста и их возможности». А строительные наборы в достаточном и разнообразном количестве, появились в нашем детском саду благодаря благотворительному фонду «Виктория». Именно с помощью создания условий для строительных игр и целенаправленного руководства игрой мы стараемся добиться хорошего уровня развития игровой деятельности.

Использованная литература: 

1. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет/Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2000. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Ознакомление дошкольников с ДПИ"

опыт работы по "Ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладному искусству". Разработана программа для примениния в ДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»...

Опыт работы "Знакомство дошкольников с культурой и бытом Руси"

   Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педаго­гической работе народного искусства. Народное искусство, как часть матери­альной культу...

Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляет...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ

Методы и приемы работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья для их успешной социализации в обществе...

Опыт работы с дошкольниками ЗПР

Формирование коммуникации со старшими дошкольниками с зпр через совместную деятельность...

Опыт работы с дошкольниками ЗПР

Формирование положительных личночтных качеств ребенка дошкольника через его творческую деятельность в совместной деятельности с педагогом...