ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»
методическая разработка (старшая группа) по теме

Дятлова Алина Анатольевна

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slayd_1.doc63 КБ
Файл iz_prezentatsii.rar127.55 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1. 

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к наследию народа воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определённые позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Появились программы, технологии, рекомендации, способствующие региональному воспитанию дошкольников. Программа «Детство», по которой мы работаем, дает возможность для использования потенциала народной кубанской культуры в воспитании детей.

Организация работы по реализации опыта проводилась в три этапа:

Слайд 2.

первый этап (2004 - 2006 гг.) Ещё в 2004 году наш коллектив принял решение: знакомить дошкольников с традициями и обрядами кубанцев. Родители нас поддержали. В этих целях, стараниями заведующей МДОУ Т.И. Новосельцевой и всего коллектива на территории детского сада приспособили помещение под кубанскую избу. В нем сложена печь, сделаны деревянные лавки и стол, разостланы самотканые половики… Благодаря объединенным действиям сотрудников детского сада и родителей в избе теперь есть предметы кубанского быта: красный угол, сундук, чугунки, рогачи, и многое другое. Раньше все эти вещи бережно хранились у местных жителей, и по просьбе сотрудников детского сада были переданы в музей - кубанскую избу. Объекты как подлинные, так и созданные сотрудниками, позволяют знакомить детей с материальными формами народной культуры кубанцев (бытом, утварью, интерьером).

Слайд 3.

В каждой дошкольной группе оборудовали зоны «Наша малая родина»: создали макеты кубанских хат с внутренним убранством, хозяйственных дворов, уголки с кубанской утварью, кукол в казачьих костюмах, оформили альбомы с иллюстрациями и фотографиями о достопримечательностях региона, о жизни казаков...

Слайд 4.

При разработке технологии я опилась на программу дополнительного образования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой, М.Д. Маханёвой,  педагогическую технологию «Народные праздники в детском саду» М.Б. Зацепиной, Т.В. Антоновой, работы Бондаревой Н.А. «Культурное наследие кубанского казачества», «Технология этнокультурного воспитания»,  материалы районной библиотеки об истории Мостовского района.

Слайд 5.

Я поставила перед собой цель: помочь воспитателям в организации деятельности с детьми в проведении различных видов мероприятий, способствующих ознакомлению дошкольников с историческим прошлым Кубани в доступной для их понимания форме.

В соответствии с целью я наметила задачи:

1). Определить содержание традиций кубанского народа, исторических сведений доступных детям дошкольного возраста.

2). Установить уровни, критерии усвоения дошкольниками доступных их пониманию исторических сведений и традиций кубанского народа и показатели их диагностики у детей старшего дошкольного возраста.

3). Разработать педагогическую технологию, включающую перспективные планы и конспекты занятий для приобщения дошкольников к наследию кубанцев, с учетом условий ДОУ.

В подборе практического, дидактического, наглядного материала воспитатели учитывались возрастные особенности дошкольников.

Слайд 6. 

Начиная работу по ознакомлению дошкольников с историческим прошлым народа Кубани, его традициями, педагог обязан сам хорошо знать данный материал.

Анкетирование педагогов, проведенное в 2005 году, позволило прийти к следующему заключению: более 40% имели достаточно верные представления о народных традициях кубанцев, более 60% считали необходимым использовать их в качестве средств воспитания, но знали только некоторые.

Эти представления не оказывали существенного влияния на содержание педагогической деятельности. Анализ календарных планов воспитательно-образовательной работы, предметно-игровой среды детского сада по наличию в ней элементов культуры народа, а также непосредственное наблюдение за работой практиков свидетельствуют о недостаточном внимании педагогов к вопросам приобщения дошкольников к традициям народа (2005-2006 учебный год). Я отметила, что вопросы приобщения детей к историческому прошлому Кубани не находили достаточного отражения в широкой практике детского сада: соответствующее содержание работы было обеднено, однообразно, отсутствовала система в работе, недостаточно использовались этнографические средства для успешного ознакомления детей с региональными особенностями. Для повышения профессиональной компетентности педагогов по данному вопросу  в детском саду проводились семинары, практикумы, консультации, деловые игры. Самой приемлемой методикой  для воспитателей нашего ДОУ являются конспекты, включающие воспитательно-образовательные задачи, подбор материалов и оборудования и непосредственно ход занятия (игры, сценария).

Детально разработанный и продуманный ход мероприятия оказывает помощь при организации труда воспитателя.

Слайд 7. 

В течение 2005-2006 учебного года мной разрабатывались исходные позиции опыта: цель, задачи, определение содержаний знаний о традициях кубанского народа, об истории региона для детей дошкольного возраста. Данный материал включили в перспективные планы. Составляя их, подбирая и создавая новые конспекты занятий, правила дидактических и кубанских игр, сценарии праздников и развлечений, фольклорные произведения кубанцев, я исходила из доступности материала, для детского восприятия, возрастных особенностей детей каждого дошкольного возраста, возможностей детского сада.

Слайд 8.

Любой край, область, даже небольшой хутор неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отобранный материал позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен наш поселок, наш край. Определяя тематику занятий и диагностические критерии, я поставила перед собой вопрос: «Какие сведения и понятия о родном поселке, крае, традициях кубанского народа способны усвоить дети?». Ответ на него нашла в парциальной программе О.Л. Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», и программе, реализуемой нашим ДОУ «Детство».

Дети старшей и подготовительной групп должны знать название страны, края, поселка, некоторых улиц; иметь представления о государственной символике Краснодарского края, предметах обихода кубанских семей в прошлом, традициях кубанцев: украшать жилище элементами  декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев), иметь представление, не менее чем о 5-10 о кубанских народных традициях, сопровождавших людей в повседневной жизни, уважительно относиться к взрослым и пожилым людям.

Согласно вышеуказанным критериям и показателям, были выделены уровни усвоения старшими дошкольниками традиций кубанского народа: высокий, средний, низкий.

Слайд 9. 

Всю практическую работу можно показать схематично – в виде модели приобщения к традициям кубанского народа.

Представления о нашем регионе у детей формируются в семье и в детском саду. Родители в беседах, рассказах, через семейные традиции способствуют этому. Во время путешествий по краю знакомят детей с его региональными особенностями. В д/с привитие детям интереса к народным традициям, к истории региона осуществляется целенаправленно в организованной познавательной деятельности на занятиях, праздниках, в играх, во время экскурсий.

Слайд 10.

второй этап (2006- 2009 гг.) - опытно-поисковый. На этом этапе я продолжала разрабатывать, и апробировали методику данного опыта работы, определяла содержание знаний о традициях кубанского народа, об истории региона для детей дошкольного возраста.

В ходе работы корректировала содержание и технологию опыта, проводила обработку полученных результатов; выявляла уровни усвоения материала воспитанниками; изучала состояние работы по приобщению к традициям предков в условиях семейного воспитания и в практике работы ДОУ.

Педагогическую технологию приобщения дошкольников к народным традициям я корректировала с использованием приемов вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально-организованные занятия, познавательно-речевую, изобразительную, музыкальную, игровую, театрализованную деятельность).

Слайд 11. 

Во время практической деятельности с дошкольниками педагоги употребляли в большом количестве наглядный материал. Так как в силу возрастных особенностей дети лучше усваивают информацию, подкрепленную конкретными предметами, у них работают и зрительное, и слуховое, и тактильное восприятие, причем способ запоминания не механический, а основанный на установлении смыслового понимания.

Слайд 12 

Основной метод в работе с детьми – игровой. У К.Д.Ушинского есть предостережение, что обучение в форме игры может быть занимательным, но никогда не должно быть развлекательным. Помня об этом, мы старались сделать плавным, переход  детей от игровой деятельности к обучающей. Все занятия воспитателями проводились в такой форме, чтобы этот день запомнился, чтобы детям хотелось приходить в кубанскую избу, где нет окриков, поучений, нотаций, а есть живое общение, игры, хотелось приносить в свои детские виды деятельности, полученные знания.

Слайд 13 

Большое место в приобщении детей к кубанской культуре в нашем детском саду отводится народным праздникам, обычаям и традициям кубанцев. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением пицц, насекомых, животных. Причем, эти  наблюдения тесно связаны с трудом и общественной жизнью кубанцев. Совместно с музыкальным руководителем воспитатели проводят народные праздники («Крещение», «Васильев день»,  «Красная  горка», «Масленица» и другие), адаптируя их для детского восприятия, организуют развлечения.

Слайд 14 

третий этап (2009 г.) - заключительно-обобщающий. Я проводила обработку и систематизацию материала, делала выводы по итогам диагностических исследований, обобщала и литературно оформляла опыт работы, внедряла его в практику работы всех групп нашего дошкольного учреждения.

Разрабатывая диагностические карты, я определила: 

Дети средней группы должны иметь представления о предметах обихода кубанской семьи: коромысле, ведрах, стиральной доске, прялке, веретене, спицах, скалке, деревянных ложках и о действиях с ними; узнавать элементы кубанского фольклора (попевки, заклички)

Дети старшей и подготовительной групп должны знать название страны, края, поселка, некоторых улиц; иметь представления о государственной символике Краснодарского края, предметах обихода кубанских семей в прошлом, традициях кубанцев: украшать жилище элементами  декоративно-прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев), иметь представление, не менее чем о 5-10 о кубанских народных традициях, сопровождавших людей в повседневной жизни, уважительно относиться к взрослым и пожилым людям.

Слайд 15.

Опыт отслеживался с мая 2006 года. Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе воспитателей.

В мае 2006 года я провела диагностическое исследование по вопросу сформированности представлений у детей старшего дошкольного возраста о традициях кубанцев, наличии представлений о малой Родине.

Исследование показало следующие результаты (обследованы 20 детей подготовительной группы)

Высокий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 0 человек

Средний уровень знания традиций старшими дошкольниками – 8 человек

Низкий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 12 человек

Воспитателями средней группы в сентябре 2006 года началась работа по разработанным материалам.

Работа продолжалась в течение трех лет, в конце каждого учебного года изучался уровень усвоения детьми данной группы предложенного материала.

В результате трехлетней целенаправленной работы построенной на основе адаптированных методических разработок и авторских конспектов, результаты значительно улучшились.

Диагностика детей подготовительной группы (20 человек), проведённая в мае 2009 года, показала следующие результаты.

Высокий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 5 человек

Средний уровень знания традиций старшими дошкольниками – 15 человек

Низкий уровень знания традиций старшими дошкольниками – 0 человек

Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, интерес к истории и культуре Кубани. В том, чтобы  воспитать детей такими гражданами государства, которые жили бы с опорой на культурное прошлое народа, чтобы пробудить в детях гордость за Родину. Нам это удалось. Очень хотелось бы, чтобы проведенная нами работа не угасла в душах детей при переходе в школу, во взрослую жизнь.

Уровни усвоения старшими дошкольниками традиций кубанского народа: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень усвоения традиций старшими дошкольниками:

  • ребенок знает названия страны, края, поселка, некоторых улиц;
  • узнает и называет государственную символику Краснодарского края,
  • узнает и называет предметы обихода, их назначение,
  • различает, называет предметы традиционного кубанского декоративно - прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев),
  • знает и называет, не менее чем 5-10 о кубанских народных традиций, развернуто рассуждает о них;
  • у ребенка выражена избирательность интереса к предметам кубанской культуры,
  • умеет сознательно использовать знания о традициях в игровой деятельности (комбинирование знаний, самостоятельность в выборе темы, владение всеми свойствами изображения роли).

Средний уровень усвоения традиций дошкольниками:

  • ребенок с подсказками называет страну, край, поселок, некоторые улицы, путается в определениях;
  • узнает государственную символику Краснодарского края,
  • знает назначение предметов обихода, путается в названиях,
  • различает, называет некоторые виды традиционного кубанского декоративно - прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев);
  • знает и называет, не менее чем 3-5 кубанских народных традиций, с помощью взрослого рассуждает о них, имеет правильные, но в значительной степени фрагментарные поверхностные представления о традициях;
  • умеет разворачивать игровую деятельность не по собственному желанию (разворачивает различные сюжеты, действует в принятой роли, игрушки и предметы подбирает в соответствии с ролью).

Низкий уровень характеризуется:

  • ребенок не может самостоятельно назвать страну, край, поселок, некоторые улицы, путается в их названиях;
  • узнает часть государственной символики Краснодарского края,
  • знает 1-3 предмета обихода, путается в названиях, назначениях;
  • не различает, виды традиционного кубанского декоративно - прикладного искусства (петриковская роспись, вытыканка, плетения из талаша - кукурузных листьев);
  • не знает и не называет народные традиции, даже с помощью взрослого;
  • не умеет использовать знания о традициях в игровой деятельности (шаблонные игровые сюжеты и действия; затрудняется изменить роль, в роли маловыразителен).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему "Приобщение дошкольников к народной культуре Кубани"

Опыт работы  над восстановлением утраченных связей между поколениями, формированием у детей чувства исторической сопричастности к своему роду, историческим корням....

Работа с родителями в приобщении дошкольников к культуре народов Поволжья

В семье происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье какие ценности, интересы находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети.Главная г...

Опыт работы "Приобщение детей и их родителей к культуре народа"

Чем дальше в будущее входим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть новому принадлежим....

Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.

Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....

Инновационный педагогический опыт воспитателя«Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа через устное народное творчество»

Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Может ли человек, не зная родного языка, не уважая культуру и традиции своего народа,  считаться его представителем? ...

Комплексное занятие по приобщению дошкольников к традициям русского народа

Комплексное занятиепо приобщению дошкольниковк традициям русского народаТема: « Русский народный костюм»2015 годЦель: познакомить с историей русского народа (бытом, обычаями, г...

Приобщение дошкольников к традициям бурятского народа, через национальные игры

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному. Многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому: что заботило, ра...