Опыт работы с дошкольниками ОВЗ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Белокудренко Светлана Сергеевна

Методы и приемы работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья для их успешной социализации в обществе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творчества дошкольников с ЗПР с помощью их успешной социализации в обществе

Творческая деятельность имеет огромное значение в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. В процессе творческой деятельности у ребенка с ограниченными возможностями здоровья усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме того, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей, это страх или тревожность. Окружающий мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена.

Исходя из опыта работы, можно определить следующие условия развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья:

- принять детей с ограниченными возможностями здоровья, готовность распознать и развивать творческие способности ребенка;

- адекватная позиция родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, их вера в возможности и способности ребенка к преодолению своего недуга, раскрытию талантов и способностей;

- психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ.

Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка, его отношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностям, воля и оптимизм. Проблема в том, что условия жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, симбиотические отношения с ухаживающим родителем, привычная опека и забота, несамостоятельность, ограниченный социальный опыт и опыт общения со сверстниками, часто неопределенность прогноза заболевания провоцируют развитие прямо противоположных личностных качеств. Именно поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, активная заинтересованная позиция социального окружения и создание возможностей, адекватная особенностям и способностям детей с ограниченными возможностями здоровья система, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума.

Формирование творческих навыков можно рассматривать как средство интеллектуального развития, как средство коррекции познавательной деятельности, как метод обучения и как средство эмоционально – эстетического воспитания.  Но, для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, необходимо обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию творческих способностей.

Наша цель, поддержка и стимулирование дошкольников, а также создание комфортной среды общения, развитие творческой индивидуальности и их самореализации через изобразительные, художественно-конструкторские способности и игровую деятельность.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

1. Стимулировать познавательный интерес детей с ЗПР, как условие дальнейшего развития творческих способностей.

2. Ориентировать на формирование собственного стиля художественно-творческой деятельности.

3. Развивать способность самостоятельно мыслить и принимать творческие решения.

4. Привлекать к совместной работе и сотрудничеству.

Комплексное и системное использование методов и приемов:

- предварительное наблюдение;

- создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств их разрешения;

- создание атмосферы творчества;

- доброжелательное отношение;

- проявление интереса к деятельности ребёнка.

Формы работы: 

- использование произведений изобразительного искусства разных видов и жанров, для развития эстетического восприятия;

- сенсорное обследование предметов для обогащения сенсорного опыта ребенка;

- «вживание в образ» для передачи настроения, характера персонажа;

- синтез искусств (музыки, художественной литературы, изобразительного искусства) для включения слухового, зрительного, тактильного анализаторов;

- создание вариативных ситуаций для предоставления возможности самостоятельного выбора и развития креативного мышления;

- игровые приемы, как наиболее интересные для детей дошкольного возраста;

- вопросы, объяснение задания, ориентирование на творчество, применение опорных элементов: тема, идея, организующих работу воображения;

- рассказы о своем замысле, анализ и оценка своих работ с учетом мнений    каждого ребенка. 

Детское творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит, поёт, танцует, рассказывает стихи не только для себя, но и для окружающих. Ему хочется донести до окружающих свою значимость. Общение позволяет каждому ребёнку с ЗПР получать свой первый положительный опыт социализации, возможность войти в современное общество в качестве полноценных его членов, обеспечивает успешную самореализацию, помогая стать активной, гармонично развитой личностью. Поэтому необходимо психолого-педагогическое сопровождение развития творческих способностей детей с ЗПР; активная заинтересованная позиция социального окружения; создание возможностей; адекватная особенностям и способностям детей система, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. Развивая творческие способности дошкольников с ЗПР, с помощью средств эмоционально-эстетического воспитания создаем условия для успешной адаптации их в социуме.

Использованная литература:

1. Кожохина С. К. Сделаем жизнь наших малышей ярче – Ярославль, 2007г.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991. - 275с.

3. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова. – М.: Просвещение, 2013. - 42с.

4. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Современное состояние проблемы детей с ограниченными возможностями / В.М. Астапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро// Детский практический психолог. – 1995. – № 7. – С. 25-28. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы "Ознакомление дошкольников с ДПИ"

опыт работы по "Ознакомлению дошкольников с декоративно- прикладному искусству". Разработана программа для примениния в ДОУ....

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»

ОПЫТ РАБОТЫ «Приобщение дошкольников к традициям народа Кубани»...

Опыт работы "Знакомство дошкольников с культурой и бытом Руси"

   Необходимым условием развития эстетической культуры личности является использование в педаго­гической работе народного искусства. Народное искусство, как часть матери­альной культу...

Опыт работы "Ознакомление дошкольников с растительным и животным миром Тульского края"

Данная технология предназначена для воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.Ознакомление детей дошкольного возраста с природой Тульского края осуществляет...

Опыт работы с дошкольниками ОВЗ

Развиваем познавательную активность детей с овз через строительные игры...

Опыт работы с дошкольниками ЗПР

Формирование коммуникации со старшими дошкольниками с зпр через совместную деятельность...

Опыт работы с дошкольниками ЗПР

Формирование положительных личночтных качеств ребенка дошкольника через его творческую деятельность в совместной деятельности с педагогом...