Паспорт проекта «Радужная неделя»
проект (средняя группа)

Иванова Татьяна Владимировна

Паспорт проекта «Радужная неделя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_proekta_raduzhnaya_nedelya.docx36.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Радужная неделя»

Авторы проекта:

Иванова Татьяна Владимировна,

Гребенщикова Екатерина Петровна

воспитатели

МАДОУ  «Берёзка»

г. Когалым  2021 г.

Паспорт

проекта

«Радужная неделя»

Наименование проекта

«Радужная неделя»

Автор проекта

Воспитатели МАДОУ «Березка»

Иванова Татьяна Владимировна,

Гребенщикова Екатерина Петровна

Тип проекта

Творческий, познавательный

Форма проекта

Групповой

Участники проекта

Дети средней группы, родители (законные представители),  воспитатели

Продолжительность проекта

Краткосрочный (в течении одной недели)

Место проведения проекта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма

«Березка»

628 486 Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г.Когалым, ул. Ленинградская, 55

т: 8 34667 2 22 17

Актуальность

Детство – пора удивительных открытий. Мир предстаёт притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребёнок учится открывать для себя. Главным признаком предмета для ребёнка – дошкольника является цвет. С первых дней жизни к ребенку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребенку не сразу, а в определенной последовательности. Сначала ребенок воспринимает только теплые цвета — красный, оранжевый, желтый; с развитием психических реакций к ним добавляется зеленый, голубой, синий, фиолетовый, и постепенно к 5 годам ребенку становиться доступно все многообразие цветовых тонов спектра. Он начинает устанавливать связи: солнце – жёлтое, трава – зелёная, небо – синее. Знакомить ребенка с цветом необходимо начинать как можно раньше, ведь это поможет ему получить и усвоить больше информации об окружающем мире, развивать память, внимание и художественный вкус, а значит, развиваться в целом.

Цель проекта

Усвоение детьми сенсорных эталонов цвета; формирование способов обследования цветовых свойств предметов; развитие аналитического восприятия цвета; создание оптимальных условий, благоприятного эмоционального микроклимата для творческого и интеллектуального развития детей.

Задачи проекта

  • закрепить у детей знания основных цветов, умение различать их;
  • научить построению цветовых сочетаний по образцу;
  • научить составлению рядов из аналогичных по цвету предметов;
  • находить предметы заданного цвета в окружающем мире;
  • учить детей различать теплые и холодные цвета;
  • упражнять в умении рассказывать о цвете;
  • упражнять в сопоставлении предметов и их изображений по цвету;
  • закреплять знания о цвете в памяти;
  • обучить действиям с цветом по словесной инструкции;
  • создать условия для эмоциональной насыщенности детского творчества, становлению эвристической структуры личности;
  • привлечь детей к созданию коллективной композиции;
  • развивать пространственное воображение с опорой на представление о цвете;
  • развивать речь и словарный запас детей;
  • тренировать в нахождении лишнего предмета по цвету в сериационных и классификационных рядах;
  • воспитывать аккуратность, дружелюбное отношение друг к другу.

Ожидаемые результаты

для детей - получать и закреплять на практике знания о цветовом спектре, учить различать цвета, сопоставлять их с предметами, различать теплые и холодные цвета; развивать воображение, умения видеть характерные признаки предметов.

для педагогов - продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

для родителей - расширять возможности сотрудничества со своими детьми.

  • Подготовительный этап

Определение темы проекта.

Формулировка цели и определение задач.

Подбор материалов по теме проекта.

Составление плана основного этапа проекта.

  • Основной этап

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по формированию у дошкольников цветового восприятия.

  • Заключительный этап

Оформление материала о проекте в родительском уголке и в социальных сетях.

Содержание работы в процессе реализации проекта.

Понедельник – «Путешествие в Красное королевство».

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Красный», «Цветные предметы», «Найди и назови все красное».

Подвижные игры: «Красная ленточка».

Упражнения на дыхание: «Красный шарик».

Беседы: «Что бывает красным?»; «Что будет, если не станет красного цвета?».

Заучивание стихотворения М. Янушкевич «Красное яблоко на зелёной ветке..»

Отгадывание «красных» загадок.

Художественное творчество (рисование «Красный карандаш»).

Вторник – «Путешествие в Оранжевое, Желтое королевство».

Дидактическая игра «Давайте познакомимся – Я Оранжевый, Жёлтый», «Найди и назови все желтое», «Найди желтый, оранжевый цвет на одежде друга».

Рассматривание иллюстраций «Что какого цвета».

Экспериментирование с красками: желтый + красный = оранжевый.

Беседы: «Что бывает оранжевым?», «Кому нужен желтый цвет? ».

Заучивание стихотворения Е. Горева «Цвет оранжевый – цвет яркий..», М. Андреева-Доглядная «Кислый жёлтый фрукт лимон..»

Упражнение на дыхание: «Бабочка и цветы».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Солнечные зайчики».

Чтение «Сказочка про ясное Солнышко» Тамара Маршалова.

Просмотр мультфильма «Кисточка Петти – желтый цвет».

Отгадывание «желтых» загадок.

Среда – «Путешествие в Зелёное королевство»

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Зеленый», «Найди и назови все зеленое».

Подвижная игра: «Разноцветные мячики».

Упражнение на дыхание: «Зеленый шарик».

Упражнение на развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика «Дерево» (У дерева ствол, на стволе много веток, А листья на ветках зеленого цвета).

Беседа: «В мире зеленого цвета», «Любимое комнатное растение».

Заучивание стихотворения: М. Янушкевич «Зеленая травка, зеленый листок».

Просмотр мультфильма: «Кисточка Петти – зеленый цвет».

Просмотр презентаций: «Зелёная планета».

Чтение стихотворений: «Зелёные стихи» С. Чёрного.

Отгадывание «зеленых» загадок.

Прослушивание фонограммы «Звуки природы».

Четверг – «Путешествие в Голубое королевство».

Дидактические игры: «Давайте познакомимся – Я Голубой, Синий, Фиолетовый», «Найди и назови все голубое», «Каждый предмет на свое место», «Найди и принеси все предметы фиолетового цвета»,

Пальчиковая гимнастика «Синие лужи весны».

Беседы: «Природа цвета и цвет природы», «Где можно встретить воду».

Заучивание стихотворения Ю. Прокопьева «В небе ярко-голубом».

Чтение рассказа «Письмо от Незнайки», «Сказка про цвета».

Чтение стихотворений: А. Маркова «В какой из многочисленных цветов. Окрашено всё небо над тобою?».

Отгадывание «синих» загадок.

Экспериментирование с красками: красный + синий = фиолетовый.

Прослушивание фонограммы «Шум моря»

Пятница – «Путешествие в Разноцветное королевство».

Дидактические игры с цветными счетными палочками Кьюзенера; на соотношение цвета «Подбери предмет по цвету»; «Собери картинку»; «Сложи узор», «Цвет и форма».

Подвижная игра: «Разноцветная карусель».

Труд «Разноцветная уборка».

Заучивание стихотворения «Цветной дождик».

Чтение сказки В. Сутеева «Петух и краски».

Пальчиковая гимнастика «Радуга» (В небе гром, гроза. Закрывай глаза! Чтение рассказа «Разноцветная сказка» С. Я. Маршак.

Просмотр мультфильма В. Катаев «Цветик - семицветик».

Отгадывание «разноцветных» загадок.

Рисование «Радуга-красавица».

Отчёт по проектной деятельности

Предварительный этап длился 3 дня – была сформулирована цель, определены задачи проекта, подобран дидактический материал, составлен план основного этапа.

Основной этап реализовывался в течение 1 недели. Каждый день был обозначен определенным цветом: понедельник — красный, вторник - оранжевый, желтый цвет; среда – зеленый цвет; четверг – голубой, синий и фиолетовый цвет; пятница – разноцветный день.

В процессе реализации проекта для усвоения детьми сенсорных эталонов цвета, формирования способов обследования цветовых свойств предметов и развития аналитического восприятия цвета были использованы различные виды деятельности: дидактические игры, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, беседы, экспериментирование, художественное творчество, прослушивание музыкальных композиций.

Ведущую роль в нашей проектной деятельности имели дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, (в частности, на развитие чувства цвета), т. к. они обладают большими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предметов, в данном случае с цветом.

В процессе разнообразных дидактических игр дети учились выделять цвет предметов, называть оттенки и цвета, сравнивать предметы по цвету, группировать их по сходству в цвете. Все эти действия развивают и закрепляют знания и представления детей о цвете, способствуют формированию чувства цвета. Дидактические игры, предшествующие изобразительной деятельности, готовили детей к более свободному и точному отражению цветов и оттенков в рисовании, аппликации.

Дети оперируют имеющими знаниями о цвете, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обогащаются. С помощью игры ребёнок получает новые знания о том или ином цвете. В то же время в процессе игры у детей активизируется цветовой словарь.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены. Дети свободно различают цвета и оттенки; на протяжении недели у всех участников проекта сохранялось радостное настроение; проект дал большой толчок для развития детского творчества, воображения, фантазии, эмоциональности. Ребята приняли активное участие в реализации проекта. Предполагаемый результат достигнут - дети правильно различают и называют цвета и используют свои знания в повседневной деятельности.

Ключевые понятия

Цвет - это качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Говоря простым языком, цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

Спектр - совокупность цветовых полос, получающаяся при прохождении светового луча через призму или иную преломляющую среду.

Радуга - это атмосферное, оптическое и метеорологическое явление, наблюдаемое при освещении Солнцем множества водяных капель (дождя или тумана).

Сенсорное восприятие - это целостное отражение в сознании предметов, явлений и событий в результате непосредственного воздействия объектов реального мира на органы чувств.

Сенсорный эталон - это общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Эталоны цвета - семь цветов спектра; эталоны формы - геометрические фигуры; эталоны величины - метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия - четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький) и т.д.

Творчество - это  процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.

Воображение – это психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов, идей, эмоционально-чувственных состояний путем переработки предшествующего опыта.

Эксперимент (также о́пыт) в научном методе — это метод исследования некоторого явления в управляемых наблюдателем условиях.

Беседа - это метод устного получения сведений от интересующего исследователя человека путем ведения с ним тематически направленного разговора.

Игра - это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта. Игры часто имеют характер развлечения, преследуют цель получения отдыха.

Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "Радужная неделя"

Проект для старшей группы...

Творческий проект "Радужная неделя" для второй младшей группы

Задачи проекта:·         Закрепление у детей знания основных цветов, умения различать их;·         Находить предметы зад...

проект "Радужная неделя"

Одна из задач данного проектзакрепление знаний детьми цветового спектра....

Проект "Радужная неделя"

Дидактические игры, направленные на сенсорное развитие детей, обладают больш(в частности, на развитие чувства цвета) ими возможностями: позволяют знакомить детей с качествами и свойствами предмет...

Комплексно - тематическое планирование во 2 (1) младшей в Краткосрочном общедетсадовском проекте «Радужная неделя»

Комплексно - тематическое планирование  во 2 (1) младшей группе.  Участие  в краткосрочном  общедетсадовском  проекте  "Радужная неделя"   Цвикло Ирин...

Паспорт проекта "Радужный мир"

Процесс формирования экологического мировоззрения у детей дошкольного возраста будет более эффективным при целенаправленном вовлечении их в познавательно - поисковую деятельность....

Досуговое мероприятие-квест на прогулке в рамках проекта «Радужная неделя» Тема: День радуги (Посадка цветов «Радужная клумба») Для детей 4-5 лет (средняя группа)

Конспект мероприятия "Радужная клумба" может быть использован воспитателями ДОУ  в рамках проекта "Радужная неделя" или как   игоровое развлекательное мероприятие-кв...