Принципы системы К.С. Станиславского в педагогической деятельности
консультация

Клименко Наталья Александровна

Поскольку педагогика в такой же мере искусство, в какой и наука, то педагогу необходимо иметь знания о теории сценического искусства, методе актёрской техники Станиславского. В статье представлены основные положения данной теории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_sistemy_stanislavskogo.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы системы К.С. Станиславского

в педагогической деятельности.

Педагогика - область культуры, интегрирующая три компонента: искусство, науку, практическую деятельность по организации и взаимодействию людей. С.Соловейчик считал, что «воспитание и обучение детей – это искусство, одно из сложнейших человеческих искусств. А педагогика – наука об искусстве воспитания и обучения детей, стопроцентная наука и стопроцентное искусство».

Поскольку педагогика в такой же мере искусство, в какой и наука, то педагогу необходимо иметь знания о теории сценического искусства, методе актёрской техники Константина Сергеевича Станиславского.

 Система Станиславского строится не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, порождающих тот или иной результат. Актер должен не представлять образ, а «стать образом», его переживания, чувства, мысли сделать своими собственными.

Раскрыв самостоятельно или при помощи режиссера основной мотив произведения, исполнитель ставит перед собой идейно-творческую цель, названную Станиславским сверхзадачей. Стремление к достижению сверхзадачи он определяет как сквозное действие актера и роли. Учение о сверхзадаче и сквозном действии — основа системы Станиславского.

Система состоит из двух разделов:

  • Первый раздел посвящен проблеме работы актера над собой. Это ежедневная тренировка. Целенаправленное, органическое действие актера в предлагаемых автором обстоятельствах — основа актерского искусства. Оно представляет собой психофизический процесс, в котором участвуют ум, воля, чувство актера, его внешние и внутренние артистические данные, названные Станиславским элементами творчества. К ним относятся воображение, внимание, способность к общению, чувство правды, эмоциональная память, чувство ритма, техника речи, пластика и т.д.
  • Второй раздел системы Станиславского посвящен работе актера над ролью, завершающейся органическим слиянием актера с ролью, перевоплощением в образ. 

Станиславский определяет пути и средства к созданию правдивого, полного, живого характера. Образ рождается, когда актер полностью сливается с ролью, точно поняв общий замысел произведения. В этом ему помогает режиссер.

Принципы системы Станиславского следующие:

  • Принцип жизненной правды – первый принцип системы, который является основным принципом любого реалистичного искусства. Это основа основ всей системы. Но для искусства необходим художественный отбор. Что же является критерием отбора? Отсюда вытекает второй принцип.
  • Принцип сверхзадачи – то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в итоге. Мечта, цель, желание. Идейность творчества, идейная активность. Сверхзадача – это цель произведения. Правильно используя сверхзадачу, художник не ошибется в выборе технических приемов и выразительных средств.
  • Принцип активности действия – не изображать образы и страсти, а действовать в образах и страстях.. Все методологические и технологические указания Станиславского имеют одну цель – разбудить естественную человеческую природу актера для органического творчества в соответствии со сверхзадачей.
  • Принцип органичности (естественности) вытекает из предыдущего принципа. В творчестве не может быть ничего искусственного и механического, все должно подчиняться требованиям органичности.
  • Принцип перевоплощения. Конечный этап творческого процесса – создание сценического образа через органическое творческое перевоплощение. «Я в предлагаемых обстоятельствах» — формула сценической жизни по Станиславскому. Стать другим, оставаясь самим собой – эта формула выражает диалектику творческого перевоплощения по Станиславскому. Если актер становится другим — это представление, наигрыш. Если остается самим собой — это самопоказывание. Нужно совместить оба требования. Все как в жизни: человек взрослеет, развивается, но тем не менее остается самим собой.

Творческое состояние складывается из взаимосвязанных элементов:

  • активная сосредоточенность (сценическое внимание);
  • свободное от напряжения тело (сценическая свобода);
  • правильная оценка предлагаемых обстоятельств (сценическая вера);
  • возникающее на этой основе желание действовать (сценическое действие).
  1. Сценическое внимание является основой внутренней техники актера. Станиславский считал, что внимание — это проводник чувства. В зависимости от характера объекта различается внимание внешнее (вне самого человека) и внутреннее (мысли, ощущения). Задача актера – активная сосредоточенность на произвольном объекте в пределах сценической среды. «Вижу, что дано, отношусь, как задано» – формула сценического внимания по Станиславскому. Отличием сценического внимания от жизненного является фантазия – не объективное рассмотрение предмета, а его преобразование.
  2. Сценическая свобода. Свобода имеет две стороны: внешнюю (физическую) и внутреннюю (психическую). Внешняя свобода (мышечная) – это состояние организма, при котором на каждое движение тела в пространстве затрачивается столько Мускульной энергии, сколько это движение требует. Знание дает уверенность, уверенность порождает свободу, а она, в свою очередь, находит выражение в физическом поведении человека. Внешняя свобода – результат свободы внутренней.
  3. Сценическая вера. Зритель должен верить тому, во что верит актер. Сценическая вера рождается через убедительное объяснение и мотивировку происходящего – то есть через оправдание. Оправдать – значит объяснить, мотивировать. Оправдание происходит при помощи фантазии.
  4. Сценическое действие. Признаком, отличающим одно искусство от другого и определяющим таким образом специфику каждого искусства, является материал, которым пользуется художник для создания художественных образов. В литературе — это слово, в живописи — цвет и линия, в музыке — звук. В актерском искусстве материалом является действие. Действие – волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели – классическое определение действия. Актерское действие – единый психофизический процесс достижения цели в борьбе с предлагаемыми обстоятельствами малого круга, выраженный каким-то образом во времени и пространстве. Актер создает образ при помощи своего поведения и действий. Воспроизведение этого (поведения и действий) и составляет сущность игры.

Природа сценических переживаний актера такова: на сцене нельзя жить такими же чувствами, как в жизни. Жизненное и сценическое чувство различаются происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате реального раздражителя. Вызвать в себе чувство можно только потому, что оно знакомо нам в жизни. Это называется эмоциональная память. Жизненные переживания первичны, а сценические – вторичны.

Как в жизни, так и на сцене чувства плохо контролируются, они возникают непроизвольно. Часто нужные чувства возникают тогда, когда о них забываешь. Это субъективное в человеке, но оно связано с действием окружающей среды, то есть с объективным.

Итак, действие является возбудителем чувства, поскольку каждое действие имеет цель, лежащую за пределами самого действия.

Цель действия: изменить предмет, на который оно направлено. Физическое действие может служить средством для выполнения психического действия. Богатство жизни человеческого духа, весь комплекс сложнейших психологических переживаний, огромное напряжение мысли оказывается возможным воспроизвести на сцене через простейшую партитуру физических действий, реализовать в процессе элементарных физических проявлений.

С самого начала Станиславский отверг эмоцию, чувство как возбудитель актерского существования в процессе создания образа. Если актер пытается апеллировать к эмоции, он неизбежно приходит к штампу, поскольку апелляция к бессознательному в процессе работы вызывает банальное, тривиальное изображение любого чувства.

Станиславский пришел к выводу, что только физическая реакция актера, цепь его физических действий, физическая акция на сцене может вызвать и мысль, и волевой посыл, и в конечном итоге нужную эмоцию, чувство. Система ведет актера от сознательного к подсознательному. Искусство — это отражение и познание жизни. На этом, в сущности, и построена система Станиславского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально- педагогическое сопровождение в системе социально-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

В данной статье подробно раскрыто понятие- сопровождение. Раскрыта сущность социально-педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении.Цель социально-педагогической деятельности зак...

Методическая разработка на тему: "Реализация принципа индивидуально-дифференцированного подхода педагогической деятельности воспитателей и специалистов по подготовке к грамоте (профилактика нарушений оптической дисграфии)".

В данном материале раскрывается понятие индивидуально-дифференцированного подхода, направления работы по профилактике оптической дисграфии и представлены игры для детей старшего дошкольного возра...

Принципы коррекционно-педагогической деятельности

В психолого-педагогической и специальной литературе существуют различные подходы к классификации принципов коррекционной деятельности. Основанием для классификации ряд исследователей определяет диагно...

Принципы коррекционно-педагогической деятельности

Цели и задачи педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей педагогического процесс...

Принципы педагогической деятельности

Принципы педагогической деятельности...

Доклад на тему: «Что такое патриотическое воспитание? Принципы педагогической деятельности ДОУ по воспитанию гражданственности»

ЧТО ТАКОЕ патриотическое воспитание?Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность дет...