Мастер - класс «Стимулирование речевого развития как сквозной принцип ежедневной педагогической деятельности на основе программно-дидактического комплекта «Речь: плюс»
материал по развитию речи

Мищенко Юлия Геннадьевна

В мастер-классе содержатся рекомендации по использованию программно-дидактического комплекта "Речь: плюс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс

«Стимулирование речевого развития как сквозной принцип ежедневной педагогической деятельности на основе программно-дидактического комплекта «Речь: плюс»

Здравствуйте, дорогие коллеги! Меня зовут Мищенко Юлия Геннадьевна, я работаю воспитателем в детском саду комбинированного вида №77 г.Воронеж.  

Нашу встречу хотелось бы  начать с рассказа притчи «Иди вперёд!».

Жил дровосек, пребывавший в очень бедственном положении. Он существовал на ничтожные денежные суммы, вырученные за дрова, которые он приносил в город на себе из ближайшего леса. Однажды путник, проходивший по дороге, увидел его за работой и посоветовал ему идти дальше в лес, сказав:

— Иди вперёд, иди вперёд!

Дровосек послушался совета, отправился в лес и шёл вперёд, пока не дошёл до сандалового дерева. Он был очень обрадован этой находкой, срубил дерево и, захватив с собой столько кусков его, сколько мог унести, продал их на базаре за хорошую цену. Потом он начал удивляться, почему добрый путник не сказал ему о том, что в лесу есть сандаловое дерево, а просто посоветовал идти вперёд. На следующий день, дойдя до срубленного дерева, он пошёл дальше и нашёл медные залежи. Он взял с собой столько меди, сколько мог унести и, продав её на базаре, выручил ещё больше денег. На следующий день он пошёл ещё дальше и нашёл серебряные россыпи. На следующий день он нашёл золото, потом — алмазы и наконец, приобрёл огромные богатства. Именно таково положение человека, который стремится к истинному знанию: если он не остановится в своём движении после того, как достигнет некоторых сверхнормалъных сил, то, в конце концов, найдёт богатство вечного Знания и Истины. Желаю Вам на сегодняшней встрече найти необходимые Вам знания! Я надеюсь, что процесс будет двусторонним и вы, так же как и я, будете активными участниками сегодняшнего мастер-класса.

Итак, начнем!

Всем нам известно, что в соответствии с ФГОС ДО направление «Речевое развитие» включает в себя следующие цели и задачи:

  • овладение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Речевое развитие включается во все виды деятельности, а значит, тесно взаимосвязано со всеми образовательными областями: социально-коммуникативного развития; познавательного развития; художественно-эстетического развития; физического развития.

Овладение речью не является изолированным процессом, оно происходит естественным образом в процессе коммуникации: во время обсуждения детьми (между собой или со взрослыми) содержания, которое их интересует, действий, в которые они вовлечены. Длительных долгосрочных эффектов развития речи следует ожидать не от реализации специальных программ и занятий (например, с логопедом), но от постоянного пребывания

ребенка в речевой среде, насыщенной смыслом и культурными образцами общения, от поддержки речевой инициативы ребенка в повседневной жизни в детском саду и семье, а также от включенности ребенка в образовательные

события в дошкольной организации и за ее пределами. Таким образом, стимулирование речевого развития является сквозным принципом ежедневной педагогической деятельности.

        В этом нам помогает использование в своей ежедневной практической деятельности программно – дидактического комплекта «Речь: плюс. Речевое развитие в детском саду». Данный комплект:

  • позволяет полноценно, грамотно, эффективно и занимательно развивать речь детей дошкольного возраста;
  • охватывает все направления речевого развития;
  • предусматривает сопутствующий материал для речевого развития;
  • позволяет гибко использовать материал при проектировании образовательного процесса в ДОО.

Программно - дидактический комплект включает в себя:

Материалы для педагогов

  • Методические рекомендации — рекомендации по речевому развитию дошкольников, ведению педагогических наблюдений и проведению диагностики; организации игр, упражнений и заданий.
  • Журнал наблюдений — для записи наблюдений за развитием каждого ребенка.
  • Картотека игр и заданий — подробные описания игр и заданий с материалами из коробки.
  • CD-коллекция — дополнительные дидактические материалы для распечатки.

Материалы для детей

  • Дидактические материалы — настольные игры «Слова – обобщения», пазлы «Антонимы», речевые поля «Времена года», «Речевые кубики»,  карточки «Один-два-много»,  «Звуки и слоги: набор фотокарт», игра «Слоги», пазлы «Сказки», наборы «Магнитные буквы», «Магнитные элементы букв», «Трафареты», магнитный планшет, «Детская типография.
  • Картотека игр и заданий — иллюстрированные описания игр и заданий с материалами из коробки.
  • Диагностические материалы — индивидуальные тетради для двух возрастных групп — 4–5 и 5–6 лет.
  • Рабочие тетради — индивидуальные тетради с игровыми заданиями.

Сегодня нам хотелось бы познакомить вас с «Речевыми кубиками», входящими в этот комплект. Главная задача «Речевых кубиков» в том, чтобы ребенок заговорил — и заговорил легко и выразительно, грамотно и с удовольствием. Для этого должна сформироваться база: активный словарный запас, грамматический строй речи, интонационная выразительность, умение выстроить последовательность и, что немаловажно, желание и смелость высказываться. В «Речевых кубиках» заложены все эти возможности.

В наборе 10 кубиков четырех цветов: красные, синие, зеленые, оранжевые. На гранях кубиков – условные изображения, которые задают определенную смысловую и речевую направленность.

  • Смысловая направленность (7 кубиков):

Красные:

  • Семья (возраст, пол)
  • Профессии
  • Незнакомцы (персонажи из незнакомого мира)

Синие:

  • Время суток и погода
  • Место действия

Зеленые:

  • Волшебные предметы
  • Транспорт
  • Речевая направленность: все кубики отражают разные части речи (существительные, глаголы, прилагательные, наречия); из них 3 кубика (оранжевые) обозначают:
  • Пространственные предлоги
  • Эмоции
  • Выразительность речи.

Цвет кубиков задает разную направленность в зависимости от поставленных задач. Например:

  • Связная речь. Цвета кубиков структурно организую высказывание: красные кубики – начало, зеленые – середина, синие – конец.
  • Грамматика. Цвет кубиков используется для составления предложения: красные кубики – «кто?», зеленые – «что?» и «что делает?», синие – «когда?» и «где?», оранжевые – «как?».

Давайте познакомимся с ними поближе!

Задание 1. «Кто ты?». В игре используются красные кубики. Кидаем кубик ребенку (любому из гостей), он рассказывает о персонаже, который ему выпал. Передает кубик следующему. И т.д.

Задание 2. «Что наденем?». В игре используются синий кубик «Время суток. Погода». Кидаем кубик ребенку (любому из гостей), он рассказывает что наденет, исходя из того, что выпало на кубик.

Задание 3. «Ездит – плавает – летает». В игре используются зеленый кубик «Транспорт». Дети перебрасывают друг другу кубик, по выпавшей грани ребенок должен показать «ездит», «плавает» или «летает» этот вид транспорта.

Задание 4. «Что где». Дети по очереди бросают кубик и называют предлог, выпавший на кубике. Затем называют предмет в комнате, который расположен так же, как точка (шарик) на выпавшей схеме.

Задание 5. «Изобрази и угадай эмоцию». Игрок подбрасывает кубик и ловит его в ладоши. Никому не показывая, что ему выпало, он изображает эмоцию. Остальные игроки угадывают.

Задание 6. «Составь предложение и произнеси его выразительно!». Используются кубики всех цветов. «Семья» + «Транспорт» +»»Место действия» + «Выразительность речи». По очереди бросают кубики и составляют предложения по выпавшим изображениям, произносят его с интонацией, выпавшей на оранжевом кубике!

Но самым интересным для детей из комплекта «Речь: плюс», по нашему мнению, является набор «Детская типография». Этот набор предназначен для детских печатных работ. С помощью штампов ребенок познакомится с буквами и научится составлять из них слова. Дети, знакомые с буквами, находят самое широкое применение "Детской типографии" в своих играх, увлечениях и творчестве. Отпечатанные "типографские" бланки, медицинские рецепты, меню, объявления делают ролевые и другие детские игры и занятия еще более "настоящими". "Типография" стала незаменимой в создании открыток и плакатов, детских газет и журналов, книжек-самоделок и оформлении других познавательных и творческих детских проектов. Работа со штампами также тренирует мелкую моторику и зрительно-моторную координацию ребенка. Для знакомства со штампами разработана рабочая тетрадь, которая входит в комплект. 62 увлекательных задания расположены в тетради в порядке возрастания сложности — от печати отдельных букв и слогов до слов и коротких предложений. Штампы можно соединять между собой в блоки. Это позволяет набирать из букв слова и печатать их целиком. Максимальное количество штампов, которое можно соединить в блок, зависит от длины штемпельной подушки и удобства ребенка. Чтобы получить чёткий оттиск, необходимо прижать штамп к штемпельной подушке с чернилами, а затем к листу бумаги. 84 деревянных штампа — буквы русского алфавита и знаки препинания. Штампы стыкуются между собой с помощью деревянного шипового соединения. Штампы поставляются в деревянном ящичке с отделениями.

Давайте поиграем!

Задание 1.  Приглашаются 2 желающих. На столе листы для печатания. Нужно выполнить задание на этих листах: «Напечатай букву в окошко»,  «Добавь слоги в окошко».

Задание 2. Приглашается 2 желающих. Игра «Много слов из одного». На столе листы с напечатанным словом «Дошкольник». Прочитайте слово. Составьте из букв этого слова другие слова и напечатайте их. Выигрывает тот, кто составил больше слов.

Задание 3. Приглашаются 2 желающих.  На столе  2 листа бумаги, набор «Типография». Задание «Буква-звук-слово». Напечатайте, пожалуйста, на своем листе 2-3 буквы по вашему желанию. Теперь обменяйтесь листами. Назовите буквы, которые вы видите. Какие звуки они обозначают? Подберите к ним слова, которые начинаются на данные звуки.

Задание 4. Приглашается любой желающий. Задание «Сравни слова». Посмотрите, что изображено на картинке? (дом, домик) Сравните их. Составьте из букв слова дом и домик. Давайте сравним их. Какое слово длиннее? Короче?

Уважаемые коллеги, мы познакомили вас с некоторыми приемами использования компонентов программно-дидактического комплекта «Речь: плюс». А сейчас прошу вас самим придумать варианты использования данных игр.

Возвращаясь к тому, с чего мы начали, то есть с притчи «Иди вперед!», мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация  для вас оказалась интересной, полезной, и главное, помогла вам в творческой  работе с детьми.

Мы с вами хорошо поработали,  и в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, а на другой радость. Чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по речевому развитию детей

Конспект мастер-класса для воспитателей "Калейдоскоп чудес"...

Мастер-класс по речевому развитию

Мастер-класс.Образовательная область: речевое развитие.Тема. Вариативное использование нетрадиционных методов и приемов развития речи детей старшего дошкольного возраста.Цель проведения мастер-класса....

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста в продуктивной деятельности

Аннотация к статьеВ статье представлены возможности активизации речевого развития детей раннего возраста в процессе освоения ими различных видов продуктивной деятельности. Материалы статьи могут...

Мастер-класс по речевому развитию. «Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации «забавных занятий» по развитию речи с дошкольниками».

Масстер -класс по речевому развитию "Развитие словотворчеством. Использование технологий друдлов, лимериков, логосказок, синквейнов при организации "забавных занятий" по развитию речи с...

Мастер-класс Тема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке времени”»

Мастер-классТема: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через реализацию современных педагогических форм «Путешествие по карте» и «Путешествие “по реке вр...