Робототехника как средство формирования инженерного мышления дошкольников
статья

На сегодняшний день робототехника является очень актуальным и востребованным направлением обучения, воспитания и развития детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В своем обращении к федеральному собранию В.В.Путин отметил , что «…сегодня лидерами глобального развития становятся те страны, которые обладают грамотными инженерными кадрами.  Качество инженерных кадров становится одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства и, что принципиально важно, основой для его технологической, экономической независимости". "Наша страна всегда славилась своими инженерами", - напомнил Путин.

Для того чтобы наша страна получала хорошие и качественные инженерные кадры необходимо выращивать, культивировать , развивать мышление с самых пеленок. Ведь развивая творческие , логические, интеллектуальные способности мы формируем предпосылки для развития маленьких инженеров, которые они будут развивать далее в школе и ВУЗах.

Актуальным на сегодняшний день является такой вид детской деятельности, как робототехника.

Робототехника-это одно из самых передовых направлений науки и техники, а образовательная робототехника является относительно новым междисциплинарным направлением обучения, воспитания и развития детей. Объединяет знания о физике, механике, технологии, математике и ИКТ
Занятия по робототехнике –это  безусловно творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Не надо думать, что появляется нечто сложное, некий искусственный разум, – нет, малыши работают со специальными конструкторами, создавая фигуры и машины, используя подсказки педагога. собственную фантазию и соответствующие схемы создания различных роботов.

В процессе работы дети получают знания о различных  механизмах, упрощенной работе с моторами, рычагами, колесом.

Сами занятия помогают развить  у ребенка усидчивость, целеустремленность, умение искать альтернативные пути решения проблемы, а эти качества, в свою очередь, очень помогут и в школе, и в дальнейшей жизни ребенка. Ведь насколько  важно, начиная уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум, формировать качества личности, обозначенные федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования .

Сегодня робототехника - одна из самых динамично развивающихся областей промышленности.

Учитывая всю важность и значимость робототехники, Президент РФ –Путин В.В 16.12.2015 г подписал указ «О Национальном центре развития технологий и базовых элементах робототехники»

В рамках дополнительного образования наша образовательная организация на протяжении ряда лет  осуществляет работу  с детьми  по робототехнике.

Основные преимущества занятий по робототехнике?

- позволяют осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дают возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формируют познавательные действия, способствуют становлению сознания; развитию воображения и творческой активности; умению работать в коллективе.

Таким образом робототехника предоставляет ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ, формируя  предпосылки инженерной направленности .

Ориентируясь на это, нашей Образовательной организацией в качестве обучающей платформы   были приобретены комплекты конструктора  по обучающей робототехнике  фирмы HUNA-MRT- южнокорейского производителя My Robot Time,  который выступает отличным средством для развития детского технического творчества, в контексте требований ФГОС ДО.

Линейка конструкторов бренда построена по принципу «от простого к сложному». В ней представлены наборы начального, среднего и продвинутого уровня. Это наборы, все детали конструкторов  которых пластмассовые, яркие, электроники минимум. Это предварительный, не программируемый этап знакомства с робототехникой для детей 6-8 лет. Наборы учат основам конструирования, простым механизмам и соединениям. При этом конструкторы включают электронные элементы: датчики, моторы, пульт управления — все это позволяет изучить основы робототехники и механики.

Наборы сопровождаются подробными инструкциями и методическими материалами. Весь материал изложен в игровой форме — это сказки, рассказы, примеры из окружающей жизни.

 Наборы HUNA очень нравятся детям своей красочностью, звуковыми эффектами, красивыми и смешными моделями. Пластмассовые блоки его необычные по форме, присоединяются с шести сторон, что дает больше пространства для творчества.

 Для достижения наилучшего результата нами используются разные формы и методы проведения своих занятий:

– конструирование, творческие исследования, презентация своих моделей, соревнования между группами;

 – словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

 – наглядный (показ, работа по инструкции);

– практический (сборка моделей);

 – репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– исследовательский метод;

– метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение)

На занятиях кружка дети знакомятся с основами робототехники и технического моделирования, учатся правильно  организовывать процесс конструирования, и конечно создавать своих неповторимых роботов.

 При этом  у детей продолжает активно развиваться мелкая моторика  за счет работы с мелкими деталями конструкторов, происходит обучение навыкам конструирования и программирования, дошкольники знакомятся с основами механики и безусловно идет начальный этап развития инженерного мышления. Так же считаю важным развивать коммуникативные навыки, какие давайте подумаем вместе?

Умение детей договариваться между собой и работать в команде.
На занятии, где царит креативность и полет детского творчества, юные творцы весело и, играя, придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Их необыкновенная фантазия и огромные возможности конструктора
 позволяют творить чудеса, создавая диковинных роботов-животных, сказочные деревья, интересные здания.

А в конце занятия ребята с удовольствием играют своими созданными поделками.

Такие занятия очень интересны дошкольникам, они ждут их с нетерпением.

Здесь гармонично сочетаются развлечение и образование, развивается  творческий потенциал и навыки научного мышления,  которые способствуют развитию необходимых в дальнейшей жизни навыков, формируются специальные технические умения, развивают аккуратность, усидчивость, организованность, нацеленность на результат.

Создавая реально действующую модель робота по схеме, ребенок чувствует себя настоящим инженерам. Если допустить мельчайшую ошибку, работа не принесет желаемого результата. Дети стараются быть внимательными, помогают друг другу и очень радуются, когда в конце занятия видят сделанную своими руками модель- это ли н настоящий успех?!

Наши дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Современный ребенок должен не только владеть определённым багажом знаний, но и, в первую очередь, уметь добывать эти знания сам, оперировать ими, он должен мыслить творчески и самостоятельно, уметь адаптировать и трансформировать полученный опыт к быстро меняющимся реалиям современного социума .Именно  становлению такого маленького эрудита и способствуют занятия робототехникой в Образовательной организации.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств  производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...

Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...

«РОБОТОТЕХНИКА - как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников» (доклад)

Для развития современного ребенка необходимо использовать соответствующие методики, которые будут в полной мере отвечать запросам времени. Вот почему многие родители начинают интересоваться, что собой...

Стендовый доклад «РОБОТОТЕХНИКА - как средство формирования инженерного мышления у старших дошкольников»

Проведение современных занятий по лего-конструированию и основ робототехники без сомнения очень полезно для дошкольника.Они полностью соответствуют времени, позволяют подготовить ребенка к реальной жи...