Главные вкладки

    Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»
    проект (младшая группа) на тему

    Липина Ольга Анатольевна

    В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств  производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям. От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем. Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

    Работу начала с детьми группы раннего  с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.  Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:

    Утро в детском саду у детей начинается с любимой игры и занятия по «душе»: массажные коврики, шнуровки, сухой бассейн, пирамидки, конструкторы и т.д

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedagogicheskiy_proekt.docx431.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Колчеданский детский сад №1»

    Липина Ольга Анатольевна

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ

    Ранний возраст

    Направление проекта:

    «Мы – будущие  инженеры»

     ТЕМА: 

    «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково –познавательной деятельности»

    «Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

    В.А. Сухомлинский

    «Рука – это инструмент всех инструментов»

    Аристотель

    «Рука – это своего рода внешний мозг»

    Кант.

    Введение.

    В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок умнее».

    В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим способностям.

    Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.  

    Зрелое инженерное мышление и способности к научно-техническому творчеству специалистов на производстве – залог прогресса в технологии производства и повышения производительности и качества труда.

             От уровня и качества «базового» мышления ребенка зависит результат педагогических воздействий на него в будущем (например, с целью формирования инженерного мышления).

    Кроме того, зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир (приучение с раннего возраста исследовать цепочку «кнопка – процесс - результат» вместо обучения простому и необдуманному «нажиманию на кнопки»).

    Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем.

    Актуальность

    Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, поддержка инициативы и творчества каждого ребенка.

    Педагогический коллектив МКДОУ «Колчеданский детский сад № 1» активно включился в процесс внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования. Воспитание творческих, смелых, инициативных детей, которые в дальнейшем вырастут в успешных молодых людей, социально активных, способных к саморазвитию и творческому мышлению - это одна из важных задач образования и ее мы решаем вместе с дошкольным сообществом нашей страны. Тем более, что в современной России существует востребованность в инженерных кадрах, обладающих именно такими личностными и профессиональными качествами.

      В образовательной программе младших групп основным является сенсомоторное развитие, которое составляет фундамент общего умственного развития ребенка.

    Одним из  путей в данной работе является, на наш взгляд, использование в образовательном процессе  нестандартного оборудования для моторного развития и  LEGO-конструирования, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников. 

    Ранний возраст - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой.

    На втором году жизни у ребенка появляется очень много важных задач. В процессе игр он постоянно узнает что-то новое о предметах и различных природных явлениях. Его начинает интересовать буквально каждая мелочь. Кнопки, обрывки бумаги, рычажки. А о бытовой технике и говорить не приходится. Поэтому нужно уделить особое внимание развитию мышления у ребенка раннего возраста. Малыш не просто тыкает по кнопкам, а сознательно нажимает на них и ждет какого-либо результата. То есть он начинает проводить собственные исследования, которые помогут ему понять, как работает та или иная кнопка. Повторив несколько раз свое исследование, кроха сможет установить причинно-следственную связь между нажатием и происходящим действием. Когда разберется в этом, интерес к кнопкам пропадет и малыш найдет новый объект для исследования.

    В возрасте полутора лет ребенок поймет, что предметы можно различать по каким-то характеристикам. Например, по форме или размеру. Для развития мышления у ребенка раннего возраста на этом этапе, его нужно учить искать сходство и отличия между предметами.

    Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста, способствует инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

    Я работаю на группе раннего возраста. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

    В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

    1. упражнение «Фонарики»

    2. сжимание и разжимание кулачков

    3. потирание кулачков

    4. сминание бумаги в кулаке

    Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

    Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

    Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.

    Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

    Показатели развития мышления у ребенка раннего возраста

    1 год 2 месяца. Ребенок может какое-то время играть самостоятельно. Пытается символически изображать знакомые действия.

    1 год 6 месяцев. При решении каких-либо логических задач может использовать в качестве орудий знакомые предметы.

    2 года. Обыгрывает вещи. Стул может выступать в роли автомобиля, пакет из бумаги – шапка-невидимка и т. д.

    Согласно анализу проводимой диагностики и наблюдения пришла к выводу:

    Слабо развито мышление, плохо развита мелкая моторика. У них наблюдается  мышечная напряженность, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Дети скованны, медлительны в выполнении движений.

    Для них оказывались трудными многие упражнения: пальцы непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых легких упражнений замедленный. Малыши захватывают разные предметы, картинки, мелкие игрушки всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Во время игр с силой заталкивали предметы в отверстия или емкости.

    Проведенная диагностика развития мелкой моторики детей раннего возраста на начало года такова: имеют низкий уровень развития мелкой моторики, а   -  средний. Развитие  мышления –           на низком уровне,   на среднем

    Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

    Перед собой я поставила цель.

    Цель проекта.

    Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях и разных видах деятельности посредством  использования  доступного материала.

    Создание благоприятных  условий для развития мышления у ребенка раннего возраста.

    Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи: 

    - Формировать предпосылки  инженерного мышления

    - Способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга

    - Совершенствовать  мелкую моторику рук, развивая психические процессы: внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей через использование разнообразных форм, методов и приемов

    - Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом

    - Совершенствовать предметно – развивающую среду группы

    - Способствовать сотрудничеству с  родителями: повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о моторной деятельности детей, изготовление пособий.

    Для решения данных задач выработаны следующие принципы:

    Чтобы сформировать у детей определенную систему знаний по данной теме необходимо использование следующих принципов.

    Принципы доступности и индивидуальности.

    Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

    Принципы последовательности и систематичности.

    К.Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями...»

    Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

    Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

    Далее учитывается систематичность.

    Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.

    Принцип связи с жизненным опытом.

    От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

    Принцип наглядности.

    Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Правильно подобранные дидактические пособия несут в себе большой эмоциональный заряд.

    Весь наглядный материал и дидактические пособия, находящиеся в нашей группе, имеют привлекательный внешний вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид; яркие и разнообразно окрашенные кубики и кирпичики. Приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. 

    Методы и приемы.

    Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у малышей. Во время проведения дидактических игр и с игрушками использую следующие методы:

    Словесный метод.

    Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.

    Наглядно-действенный метод обучения.

    В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет, даю возможность потрогать его, рассмотреть.

    Практический метод.

    Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере

    необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

    Игровой метод.

    Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

    - различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

    - использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;

    - решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

    Дети, особенно в раннем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.

    Время проведения:  октябрь - май.

    Участники проекта: педагоги, дети группы раннего возраста, родители

    Предполагаемый результат:

    1. Создан фундамент зачатков  инженерного мышления
    2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка (процесс речевого и умственного развития, развития психических процессов: произвольного внимания, памяти, логического мышления, воображения, умения управлять своими  действиями)
    3. Усовершенствована  предметно – развивающая среда
    4. Сформированы элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом
    5. Повышен  уровень педагогической компетентности родителей

    1 этап: подготовительный.

             Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме: И.А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев»; А.Е. Белая «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; «Наши пальчики играют» Борисенко М.Г.; «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Янушко Е.А., «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» О.А. Зажигина

    На основе данной литературы разработала:

    • перспективный план по развитию мелкой моторики (Приложение №1)
    • оформила картотеку пальчиковых игр со стихами,  картотеку игр  и упражнений  с массажными мячами, игры для «сухого» бассейна, комплексы по самомассажу и массажу, картотека игрового самомассажа,  примерная схема проведения массажа в   группе  раннего возраста в течение дня
    • дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом

    Создание предметно – развивающей среды.

    Понятие «развивающая среда» означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим.  Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

    В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, («Центр развивающих игр»),  приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики.  

    Сенсорная дидактическая полка является частью центра развивающих игр. Полка оборудована пособиями и игрушками развивающего характера большинство из которых  сделаны самостоятельно и с помощью родителей: «Пальчиковый театр», пирамидки, мозаика, конструкторы, стаканы-вкладыши различного типа, разноцветные лабиринты,  пальчиковые бассейны с различными наполнителями, дидактические игры «Шнуровки», «Пазлы», «Собери бусы», «Выложи узор» (из семян), «Золушка», «Игры с прищепками», материал по различным видам продуктивной деятельности (лепке, рисованию, конструированию), счетные палочки. Все эти игры находятся в группе в свободном доступе. Все материалы размещены на открытых полках, а сами материалы привлекательные, яркие. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья. Всё это дети могут использовать в совместной деятельности  и самостоятельно.

    Побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр – занятий способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей.    

    В группе подобран материал по теме: картотека пальчиковых игр, методическая литература, игры и упражнения с массажными мячами, игры для «сухого» бассейна, комплексы по самомассажу и массажу, картотека игрового самомассажа,  примерная схема проведения массажа в   группе  раннего возраста в течение дня  и др.

    2 этап: Основной  (реализация)

    Работу по развитию мелкой моторики рук начала с детьми группы раннего  с октября месяца во всех воспитательно-образовательных блоках: в непрерывной образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей.  Работу по развитию мелкой моторики в группе я строю по следующей схеме:

    Утро в детском саду у детей начинается с любимой игры и занятия по «душе»: массажные коврики, шнуровки, сухой бассейн, пирамидки, конструкторы и т.д. Каждый ребёнок выбирает себе игру и игрушки  по своему желанию.

    Каждое утро перед завтраком с детьми проводится речевая минутка, где через неделю разучиваем новую пальчиковую игру. Всё это планируется в соответствии с перспективным планом реализации проекта.

    Ежедневно провожу с детьми самомассаж. Это один из видов пассивной гимнастики. Недостаток двигательной активности помогут восполнить специальные занятия. Игровой самомассаж в сочетании с гимнастикой прекрасно развивают все органы и системы, оказывают общеукрепляющее воздействие на весь детский организм. Он оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов.

    Также включаю различные  упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковые игры, игры с предметами и материалами, игры с лего-конструктором  и мозаикой  в НОД.

     В своей работе мы использую весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.

    Работу с детьми провожу по следующим направлениям:

    • упражнения на развитие мелкой моторики
    • пальчиковые игры
    • игры с предметами и материалами
    • игры с лего-конструктором  и мозаикой
    • дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования
    • игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна
    • работа в центре «Песка и воды».
    • работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.
    • самомассаж, массаж с предметами  (различные шарики, грецкие орехи, шестигранные карандаши, бигуди, бусы, резиновые игрушки)  

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    В обязательном порядке каждый день провожу серию упражнений, способствующих развитию координации и дифференциации движений, укреплению мышц руки.

    Основная задача тренировочных упражнений состоит в том, чтобы сделать доступными и легко выполнимыми все задания, связанные с необходимостью использования мелкой моторики рук  в других видах деятельности. Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости,  в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребенка постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

    Упражнения на развитие мелкой моторики

    • Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики, карандаши
    • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
    • Сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался)
    • Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может легко просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмёшь
    • Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, как будто кто-то крадётся, а потом быстро, как будто бежит. Упражнение проводится сначала правой рукой, потом левой, а затем двумя руками одновременно
    • Показывать отдельно только один палец – указательный, затем два (указательный и средний), далее три, четыре и пять
    • Показывать отдельно только большой палец
    • Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу
    • Махать в воздухе только пальцами
    • Кистями рук делать «фонарики»
    • Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе
    • Собирать все пальчики в щепотку, замочек, смыкать подушечки пальцев (пальчики здороваются), и ладони и т.д.

    Перечисленные задания использую в непрерывной образовательной деятельности   и  в режимных моментах.

    Придаю игре большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

    Рекомендовала данные упражнения родителям для выполнения дома.

    «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Очень важны эти игры для развития творчества детей.

           Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами и материалами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами.

    Игры с конструктором, мозаикой.

    Ребенок познает и моделирует мир всеми доступными ему средствами. Поэтому маленькому инженеру обязательно нужны занятия по конструированию в ДОУ, которые помогут развить его творческие способности и научат основам работы с разным материалом, в это время, у детей развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук. «Мозаика», «Конструктор» - этот материал способствует интенсивному развитию движений пальцев рук. Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость. Применение Лего способствует:

    1. Развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

    2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

    3.Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики.

    Так же хорошо развивают мелкую моторику пальцев рук и дидактические игры из бросового материала, нестандартного пособия и оборудования.

    Игры с прищепками - развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта и мышления, а также становлению речи. Например:

    Игра «Солнышко», игра «Елочка», игра «Травушка-муравушка».

    Игры с бусинками: «Разноцветные бусы», «Сделаем куклам бусы» - помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука». В подобных играх  формируется не только ручная умелость, но и сенсорные эталоны (цвет, форма, величина). Начинала  обучение с более легких заданий: бусинки - крупные, диаметр шнурка большой;

    Игры-шнуровки - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще, что является залогом отсутствия проблем с письмом в школе. Например: «Ежик», «Жук», «Улитка», «Бабочка», «Домик», «Пуговица», «Колобок» и т.д.

    Игры в сухой бассейн.

    В зависимости от целей занятий в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышения двигательной и эмоциональной активности, закрепление основных цветов. Например:

    «Цветок». Цель: развивать и корректировать нарушения дыхания, координационных способностей не только у детей, но и у взрослых.

    Ход игры: Дети совершали манипуляции с шариками, что способствовало развитию тактильных ощущений, мелкой моторики. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.

    Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». 

    В центре «Вода – песок» провожу опыты «Холодная – горячая вода», «Тонет – не тонет», «Переливание воды», «Поймай рыбку», «Фонтан»,   и т. д.  

    Песочная терапия, игры  на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально -  негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыплем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Лисичка в гостях у ребят», «День рожденья куклы Маши», «Колобки», «Спрячем руки»,  «Сыпется-не сыпется», и т.д. Через эти игры дети не только знакомятся со свойствами песка, воды, различных предметов, но и закрепляют и узнают о форме, величине, цвете  предметов, развивают мелкую моторику, активную речь.

     В данном центре дети любят рисовать  на песке пальчиками. Это способствует развитию мелкой моторики, воображению, мышлению.

    Работа с пособиями по завязыванию бантиков, шнуровок, застёгиванию пуговиц, молний, замков, кнопок, липучек, крючков разной величины.

    В группе оформлена развивающая стена, где дети действуют руками,  снимая и закрепляя сказочных героев,  разные предметы, помогают рассказывать знакомые сказки, при этом развивая связную речь.

    Массаж с предметами  

    Необычные виды массажа рук вызывают у детей особый интерес, поскольку, сочетают тактильное воздействие и игру. Очень нравятся детям массажные упражнения, которые сочетаются с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

    Круглая щетка для волос, у которой уже поломана ручка, бигуди – могут  служить прекрасным  массажёром.

    Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

    "У сосны, у пихты, у елки очень круглые иголки"

    Пельменница

    Ребенок ходит пальчиками по ячейкам, приговаривая:

    "Пальцы, как пчелы, летают по сотам и в каждую входят с проверкою, что там? Хватит нам меда всем нам до весны, чтобы не снились голодные сны»

    Колючий мячик.

    Ребенок катает мячик между, сверху ладоней, приговаривая:

    "Что ж ты еж такой колючий, это я на всякий случай. Видишь, кто мои соседи - волки, лисы и медведи "

    Решетка для раковины.

    Ребенок ходит указательным пальцем и средним, можно одновременно двумя руками.

    "В зоопарке мы ходили, к каждой клетке подходили и смотрели всех подряд: медвежат, волчат, бобрят. "

    Грецкие орехи

    Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями.

    "Я катаю мой орех,чтобы стал круглее всех"

    Упражнения с карандашами

    Ребенок катает карандаш между ладонями, пальцами, приговаривая:

    «Карандаш в руках катаю, между пальчиков кручу. Непременно каждый пальчик быть послушным научу»

    Такие упражнения дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

    Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук   провожу не только в утренние часы, но и  в течение всего дня: занятия, игры по сенсорному воспитанию, индивидуальная работа, утренняя - стимулирующая гимнастика, физкультурные минутки,  режимные моменты. Для развития общей и мелкой моторики планирую  интегрированные  виды деятельности: «Кто в домике живет» (Развитие речи и музыка), «Есть у нас огород» (Физкультурное и конструирование), «Лесные чудеса» (развитие речи и музыкальное), «Мы ловкие» (развитие речи и физкультурное), к зайке в гости (рисование и музыка) и т.д.

    Структура таких видов деятельности предусматривает игровые моменты, направленные на оздоровление детей:

    - физкультурные минутки;

    - пальчиковые игры;

    - дыхательная гимнастика;

    - подвижные игры;

    - релаксация.

    Работа с родителями.

    Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей. Провела с родителями беседу на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста с использованием нестандартного оборудования», ознакомила с содержанием и значением необходимости развития мелкой моторики детей раннего возраста, предложила  вместе с родителями обсудить, какое оборудование могли бы мы сделать и из чего, предложила их изготовить.

            Родители заинтересовались моей идей сделать нестандартное оборудование своими руками, предлагали помощь в решении той или иной задачи. Так же приносили подсобный материал для изготовления нестандартного оборудования (прищепки, пуговицы, шнуровку, киндер сюрпризы и т.д.). В центр «Песка и воды» приобрели наборы для игр.                В родительский  уголок  помещаю рекомендации по развитию мелкой моторики: описание пальчиковых игр, игр в быту, различные памятки по данной теме. Например: «Игры с прищепками», игры «Пока мама на кухне» (Приложение № ).

    Этим я старалась довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Они должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания  сложные. Кроме того, с родителями была проведена консультация на тему: «Влияние пальчиковой гимнастики для умственного развития детей раннего возраста».

           

     

     3 этап: заключительный.    

    Проект рассчитан на один учебный год. Проводимая работа дала положительные результаты, поэтому, я считаю, останавливаться не  надо. Необходимо искать новые интересные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

          Промежуточные результаты  работы проекта.


    Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

    • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно влияет на различные виды деятельности детей;
    • отмечается  положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, дидактических игр и гимнастик, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;
    • возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным;
    • родители принимают  активное участие в реализации проекта: изготовили много интересных и красочных развивающих пособий, проводят пальчиковую гимнастику, игры  на развитие мелкой моторики в домашних условиях.

    Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом,  пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует   инженерному мышлению – решению конкретных, выдвигаемых задач и целей для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

    4  этап - анализ проведенной работы  

    обобщение результатов, полученных в процессе реализации проекта

    На будущее планирую:

    1.Продолжать усовершенствовать наши начинания.

    2.Разработать еще несколько дидактических пособий  на использование нестандартного оборудования для развития мелкой моторики пальцев рук.

    3.Разработать перспективный план на следующий год с   усложнениями.

    4.Продолжать  сотрудничать с родителями.

    5.Приобрести


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

    Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

    Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»

    Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет  техно...

    Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

    Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...

    Проект «Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом».

    Проект«Формирование инженерного мышления у дошкольников в процессе знакомства с городом»....

    Статья"Формирование инженерного мышления дошкольников"

    quot;Формирование инженерного мышления дошкольников."...


     

    Комментарии

    Алексеева Валентина Анатольевна

    Отличный проект - современный, подробно описан. Молодцы!