«Формирование экологического сознания дошкольников через познание природной картины мира в её стихийных образах и взаимосвязях».
учебно-методический материал

Рогачева Людмила Александровна

Опыт работы по теме: «Формирование экологического сознания дошкольников через познание природной картины мира в её стихийных образах и взаимосвязях».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvazhaemye_kollegi.docx21.32 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги!

Сегодня мы хотим представить наш опыт работы по теме: «Формирование экологического сознания дошкольников через познание природной картины мира в её стихийных образах и взаимосвязях».

В связи с тем, что вопросы экологии остаются актуальными, нам хотелось организовать свою работу в этом году с акцентом на что – то нетрадиционное и потому интересное для педагогов, дошкольников и родителей.  Для повышения заинтересованности всех участников образовательного процесса мы решили основой для интеграции  ОД по экологическому образованию использовать «Технологии  формирования у дошкольников целостной картины мира» Куликовской и Чумичёвой, которые направлены на формирование образного восприятия окружающего мира в процессе всех видов деятельности дошкольников. К данным технологиям относятся коммуникативно  - диалоговя модель, учебно – игровая модель и ретроспективный анализ, а также опытно- экспериментальные, проблемно –поисковые и интерактивные технологии , в процессе работы широко используются такие педагогические методы как мысленный эсперимент, анализ, синтез, сравнение, обобщение, методы перевоплощения и имитации.

Становление детской картины мира как целостности определяет не только путь интеллектуального развития ребёнка, но и обуславливает развитие его творческого потенциала, формирует способ воспринимать мир образно.

Познание ребёнком диалектических взаимоотношений собственного «Я» и природы происходит благодаря фундаментальной потребности ребёнка дошкольного возраста в новых впечатлениях. Ребёнок – дошкольник познаёт существенные взаимосвязи, заключённые в понятиях ЗЕМЛЯ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ И ВОДА. Для ребёнка они не являются абстрактными, потому, что он встречается с ними в повседневной жизни, но не как с элементами, а как с вещественными, материальными объектами, существующими для удовлетворения его жизненных потребностей.

Программа «Стихии мира», как одна из составляющих вышеуказанной технологии предполагает обращение к глубинному смыслу , познанию ценностей каждой стихии в жизни человека через знакомство со сказками, мифами и легендами, а также  познание свойств и правил взаимодействия стихий природы через изобразительную, театрализованную , опытническую и экспериментальную деятельность.

Вся деятельность по данному направлению  в нашем детском саду строится с использованием проектного метода.

Проект «Земля наш общий дом» предполагает знакомство детей со стихией Земли – как планетой, поверхностью на которой живут люди и другие существа, растут растения.

Основной особенностью земли является её разнообразный состав: это камни, глина, песок и.т.д.  Они имеют разные свойства. Животный и растительный мир  на Земле разнообразен. Земля прекрасна в разное время года.

Важна каждая часть, составляющая целостный организм планеты Земля (неживая природа, растения, животные, человек). Разрушение любой из них неизбежно ведёт к изменению или разрушению существующих связей. Дошкольникам даются знания о том, что люди всего мира заботятся об охране окружающей среды.

На протяжении всего проекта в детском саду работает экологический патруль. Много раз дети выходили на улицы города, рассказывали людям  о важности  охраны окружающей среды, раздавали буклеты. Дети вовлекаются в разнообразную деятельность по охране окружающей среды.

Акция «Берегите первоцветы» включала в себя и работу экологического патруля, и работу по выращиванию и высадке тюльпанов.

Воспитанники детского сада на протяжении всего времени активные участники акции «Скворушка».

Подпроект «Путешествие маленького зёрнышка» позволил сформировать у детей согласно программе «Стихии мира» образное восприятие Земли «земля щедрая, кормящая, трудолюбивая, плодородная», закрепить знания о свойствах почвы, её составе, важности растений, растущих на земле для здоровья человека и животного мира.

Воспитанники с удовольствием экспериментировали с семенами, делали зарисовки опытов.

Подпроект «Красная книга Воронежской области» позволил заострить внимание и детей и родителей на проблеме  исчезающих видов растений и животных Воронежской области, а также проявить их творческие способности.  Родители вместе с детьми с удовольствием участвовали в проекте.

Подпроект «Очистим Землю от мусора» привлёк  внимание родителей к загрязнению окружающей среды. Было представлено огромное количество работ. Лучшие из них составили выставку в холле ДОУ.

В ходе проекта у детей развился опыт творческого воплощения образов земли. Образы всего живого дети выражали в продуктивной деятельности в виде творческих работ, выполненных из бросового материала, песен, в театральных образах, которые сегодня будут представлены.

Следующей стихией, дающей человеку жизнь напрямую связанной с землёй является ВОЗДУХ.

Проект «Воздух - живительная сила» включает в себя знакомство с образами воздуха (сказочные образы – ветер, ветер ты могуч, лети, лети лепесток и.т.д.), где воздух описывается в виде дуновения, дыхания ветра, которые связаны с самой жизнью (дух – воздух, душа – дыхание), Воздух имеет звук, его звук колеблющийся, его мы слышим и в шёпоте утреннего бриза, и во время ветра. Дуновение ветра  как духовной стихии соединяется с подобной же символикой огня и света. Воздух является светоносным океаном, по воздуху как по лёгкой дороге прилетают облака, тучи, из тёплых краёв возвращаются птицы.

Дети знакомятся с ролью воздуха в нервной и кровеносной системе человека,  свойствами, которыми обладает воздух, правилами сохранения стихии воздуха.

В ходе проекта дети учатся устанавливать причинно- следственные связи воздуха и человека, овладевают способами обнаружения силы ветра, понятиями «бриз», «ураган», «буря», способами передачи образов воздуха. Дети знакомятся с тем, что воздух – это пространство, где витает множество разнообразных запахов. У каждого времени года свои запахи.

Реакция организма человека на каждый запах разная. Есть полезные и вредные запахи.

Чем больше человек дышит свежим воздухом, тем здоровее он становится.

Проект «Сила огня»

Данный проект позволяет в полной мере раскрыть ценность огня  в жизни человека ведь именно ОГОНЬ является причиной всего в космосе.

Огонь заставляет живительную влагу течь, наше сердце стучать, наши органы работать; заставляет миры существовать в пространстве. Древнее почитание огня, основанное на величайшем значении его для человечества, не изгладилось в нашей памяти и сейчас. Огонь живёт в очаге каждой семьи, является покровителем семьи. В огне древние люди видели огромную силу, которая дарила не только тепло и пищу, но и оберегала от нечисти и болезней.

В ходе проекта дети учатся устанавливать связи между стихией огня и цветом, осенними цветами, человеком, его эмоциями, движениями, произведениями искусства. Огонь живёт во всех предметах и природных  явлениях в любое время года. Жизненный огонь человека можно почувствовать, если просто измерить температуру, увидеть его действия, которые могут быть более или менее активными, когда слышим речь человека- в зависимости от того какие слова он произносит (хорошие – значит, в душе его горит добрый сильный огонь, злые – значит огонь неживой, разрушающий самого человека и всё окружающее).

Чтобы сохранить тепло собственного тела люди одевают тёплую одежду, а чтобы сохранить огонь души люди слушают прекрасную музыку, украшают свой дом, говорят друг другу добрые слова, наблюдают за красотой пылающего огня в камине или горящей свечой. Проект направлен на развитие эмоционального восприятия красоты огня посредством поэтических и изобразительных образов. Огонь – это стихия, дающая не только тепло и свет, но и разрушающая всё вокруг, если с ней неправильно обращаются. Дети учатся устанавливать причинно – следственные связи между собственными действиями с огнём и их последствиями (будь они позитивные или негативные).

Огонь – это стихия, которая снизошла с неба, чтобы разделить свою власть над человечеством лишь с другой, столь же могучей стихией – водою.

Стихия воды самая загадочная из стихий. Обычная вода – преисполненное тайн чудо. Она присутствует везде. Вода уникальная жидкость, она способна растворять твёрдые вещества, поглощать газы и тепло, и, таким образом играет  роль объединяющего все стихии фактора.

Вода поистине избранница природы. Вода есть в воздухе, который образовывает огромный океан вокруг Земли – атмосферу. Следы воды находят в камнях и минералах, а это уже стихия Земли. Вода предстаёт в проекте,  в различных состояниях, которые зависят от времени года.  В ходе проекта «Вода – богатство Земли» дети учатся устанавливать внешне – внутренние связи человека и воды: воды  внутри человека, человек в воде. Вода для человека – это жизнь, богатая кладовая, полная водных обитателей, транспортный путь, источник отдыха и вдохновения, раздумий, искусный лекарь, лечащий, в часы сомнений, неудач, обид и разочарований.

В древности люди считали воду исходным состоянием всего, что существует на планете. Русский народ всегда чтил воду как святыню, берёг её, народ называл воду «матушкой», «царицей».

В ходе проекта «Вода – богатство Земли» у детей формируется опыт бережного отношения к стихии Воды, вырабатываются правила безопасного  обращения с водой в различных её агрегатных состояниях в контексте вреда и пользы для здоровья, стихийных бедствий,  совершенствуются навыки в проведении опытно – экспериментальной работы с водой.

Вся проектная деятельность с использованием технологий по формированию у дошкольников целостной картины мира, прежде всего направлена на познание взаимосвязей четырёх стихий природы. Образы стихий, связанных в единой целостной картине можно представить как зеркальную водную поверхность, отражающую сверкающее солнце, растущие на горных кручах цветущие травы и кустарники, летящих в ароматной купели птиц, бабочек. Только в живом организме четыре стихии дружат друг с другом.

Дальнейшая работа по проектам предполагает знакомство детей с различными способами фиксации собственных мыслей, чувств, впечатлений об увиденном или услышанном на письме – с помощью рисунка (ПИКТОГРАФИЧЕСКИ) или символа (идеографически).

Пиктографическое письмо позволит отразить информацию, полученную посредством различных сенсорных эталонов (зрение, слух, обоняние, температура). В пиктографических письмах дети смогут  записывать разнообразную информацию о стихиях мира, используя различные  знаки и символы (движение воздуха, тепла, воды – стрелочками, звуки – нотками, разными по величине, а значит и по громкости, запахи – волнистыми линиями, струящимися , например из середины цветка). Отражение на письме собственных впечатлений является показателем, что данное сенсорное ощущение стало предметом осознания, размышления  ребёнка и. следовательно приобрело для него значимость, стало ценностью.

Идеографическое письмо представляет собой схематизированные рисунки, передающие понятия, ассоциируемые с изображением. Последовательное изображение таких понятий позволяет ребёнку освоить логичное строение предложения и учит использовать прилагательные, местоимения, глаголы для передачи смысла сообщения. Идеографические  письмена могут использовать для передачи различных видов ощущений- зрительного (схема –глаз человека), слухового (схема – ухо), вкусового (схема –язык), тактильного (схема – рука). Детям предлагается записать  предложение типа «Я слушаю звуки дождя» знаками, которые предварительно были ими придуманы. Так возникает последовательность знаков. В процессе последующего экспериментирования дети имеют возможность прийти к наиболее оптимальному построению предложения.

Также мы уже активно вводим в проекты интегральные способы изображения стихий мира.  Такие  как движения, мимика, жесты, рисунок и слово, пение и игра на музыкальных инструментах, цветочные композиции, в которых доминируют линии и  цвета воды. Таким образом,  к концу проектов дети  научатся опредмечивать те знако – символические образования, которые закреплены в предметах и образах культуры, нормах поведения, эталонах деятельности благодаря познанию знаков и символов стихий мироздания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»

«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Консультация для воспитателей "Экологические акции в ДОО как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников"

Консультация для воспитатей"Экологические акции в ДОО как активния форма работы по формированию экологического экологического сознания дошкольников"...

Мастер – класс для воспитателей «Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник» («бумагопластика», «кляксография с трубочкой»).

Мастер - класс для педагогов "Формирование экологического сознания детей через изо - деятельность с использованием нетрадиционных техник"...

Формирование экологического сознания дошкольников через развитие представлений о зимующих птицах

Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах. Необходимо помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц. Вызвать желание у детей помочь птицам выжить ...

Экологические акции в ДОУ как активная форма работы по формированию экологического сознания дошкольников

Одна из основных задач дошкольного воспитания — формирование основ экологической культуры. Экологическое воспитание — это формирование осознанного бережного отношения к прир...