Проект "Театр добра"
методическая разработка (подготовительная группа)

Житина Инна Валериевна

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений. Проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации. Обогащение опыта эмоциональной отзывчивости детей происходит за счет сопереживания, сочувствия, содействия в игровом пространстве театрализованной деятельности. Проект «Театр добра» состоит из трех подпроектов, каждый из которых имеет свои цели и направлен на решение определенных задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_dobra_proekt.docx43.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша!

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

Жизненной тропой!

Г. Попова

Актуальность проекта.

Каждый человек хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.

Сегодня мы сталкиваемся с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но, сами мы в аналогичных ситуациях, чаще всего, поступаем так же.

Нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденции к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но, самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе в духе милосердия.

Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте –это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

 Эмоциональная отзывчивость в театральной деятельности предполагает освоение ребенком этого вида деятельности, а ее развитие в формате игрового театрализованного проекта достигается путем:

- обогащения опыта взаимодействия с театральным искусством (общее представление о театре, его структуре и видах), расширения детских представлений о театральных профессиях; обогащения опыта восприятия и переживания театрализованного действия;                                                                                                                      

- включения в игровую деятельность соразмерно своим возможностям и талантам: ребенок-«режиссер» («актер», «зритель», «оформитель», «декоратор») спектакля.

Необходимо использовать методы, представляющие каждому ребенку возможность самореализации в условиях данного вида деятельности, с учетом его игровых предпочтений и интересов. Проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации. Обогащение опыта эмоциональной отзывчивости детей происходит за счет сопереживания, сочувствия, содействия в игровом пространстве театрализованной деятельности.

Проект «Театр добра» состоит из трех подпроектов, каждый из которых направлен на решение определенных задач.

Подпроект 1: «Здравствуй, театр».

Подпроект 2: «В поисках настроений».

Подпроект 3: «Первые гастроли».

Организация деятельности старших дошкольников по проекту «Театр добра»

Таблица 1.

Этапы проектной работы

Задачи этапа

Содержание

проектной

деятельности

   Продукт

проектной

       деятельности

Проект 1. «Здравствуй, театр!»

Цель: Создание условий для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности.

1 этап.

Приглашение в театр.

Театр своими руками.

- принятие детьми проблемной ситуации, развитие и поддержание интереса к театрализованной деятельности через организацию практической деятельности дошкольников (работа над созданием театральных атрибутов).

  •  игра «Путешествие во времени»;
  • «Конкурс художников»;
  • Игра «Комплимент»;
  • игра «Раскрываем тайну кроссворда».

Театральный уголок в группе: вывеска с названием театра, Афиши, Кулисы, Театральная касса, Гардероб. Театральный буфет (с оформленным меню). Кулисы (оформленные детьми). Фотоальбом – галерея работников театра. Фотографии игровых занятий. Видео-спектакль (сказка, представленная в различных видах театра).

- организация и осуществление исследовательской деятельности дошкольников.

-игровая поисковая деятельность «О чем нам говорит театральный реквизит».

- «Творческие мастерские». Проблемно-игровые ситуации:

Билет/касса. «Есть билет, а места нет...», «Один день в театре без билетов».

Сцена. «О чем нам шепчут кулисы...». Афиша. «Лучшее место для афиши». Буфет. «Почему в буфете не бывает каши?», «Театральное меню».

Гардероб. «Что было бы, если бы в театре не было гардероба?», «Зачем в гардеробе много зеркал?», «Перепутанные номерки» (этюд).

2 этап.

Театральные профессии.

- расширение детских представлений о театральных профессиях и их роли в театре.

- Путешествие в «Театр Зазеркалье»,

- «Презентация театральных профессий».

- «Кастинг театральных профессий»

|- Детская фотосессия «Лица нашего театра».

Работа способствует становлению разнообразных игровых позиций у дошкольников в театрализованной деятельности.

3 этап.

В гостях у сказки.

- обогащение эмоционально-чувственного опыта дошкольников через освоение средств выразительности, используемых в различных видах театра (цвет, движение, мимика, интонация, костюм).

- Работа над образом.

- «Оживление картинки».

- «Видео-презентация сказки».

Создание атрибутов для различных видов театра в группе. Обогащение опыта дошкольников через овладение различными средствами эмоциональной выразительности, и их использование в театрализованной деятельности, также в общении со взрослыми и сверстниками.

Проект 2. «В поисках настроений»

Цикл театрализованных игр-путешествий.

Цель: Расширение, обогащение, актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.

1 этап.

Знакомство с настроениями.

- расширение возможностей эмоционального общения в семье;

- снижение эмоциональной дистанции детско-родительских отношений;

- актуализация детского эмоционального опыта;

- обогащение представлений дошкольников об эмоциях;

- снижение степени стереотипности в определении эмоций и чувств детьми.

- Беседы с детьми, игры-этюды с использованием личного опыта дошкольников.

- Стена эмоционального состояния.

- Детское интервью «Взрослые настроения».

- Семейные проекты (газета «Настроение моей семьи», коллаж, рассказы, рисунки и т.д.).

Создание «Книги Настроений».

2 этап.

Путешествия в страну Эмпатии.

- расширение представлений детей об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать;

- знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников.

Используемые методы и приемы:

-игры-этюды, игры-импровизации, на основе сюжетов из предложенной художественной литературы;

- беседы с детьми;

- игры-фантазии;

-участие в игровых проблемных ситуациях;

-экспериментирование.

-Театрализованные игры- путешествия в страну Эмпатии:

Радость – г. Сорадости.

Грусть – г. Согрусти.

Обида, Злость – г. Взаимопонимания.

Грусть – г. Взаимопомощи.

Удивление, Спокойствие – г. Соучастия.

богащение опыта эмпатийного поведения за счет участия в театрализованных играх с эмпатийным со- держанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы).

- Становление субъектной позиции эмпатийного поведения.

3 этап.

«Настроение в беде, не найти его нигде».

- Коррекция и изменение нежелательного поведения.

- Овладение навыками и представлениями о способах изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека, через активизацию представлений об эмпатийном поведении и развитие самостоятельности его проявлений в театрализованной деятельности и ситуациях взаимодействия.

- Создание «Копилки рецептов для хорошего настроения».

- Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации.

- Беседы-рассуждения.

- Придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии и т.д.).

- Развитие эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на уровнях:

- мысленном («О чем я могу подумать…»;

- вербальном («Что я могу сказать…»;

- действенном («Что я могу сделать…»

Проект 3. «Первые гастроли».

Цель: Активация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом пространстве театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь.

Первые гастроли

- Активация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом пространстве театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь.

- Развитие и обогащение опыта эмпатийного поведения в условиях  театрализованной деятельности и реального взаимодействия.

- Создание условий для активизации самостоятельных эмпатийных проявлений дошкольников.

- «Соцопрос».

 -выбор пьесы и обсуждение ее с детьми).

- Подготовка постановки спектакля. (Эмпатийное прочтение сказки. Распределение ролей. Репетиции. Работа над чувствами. Работа над образом. Работа над эмпатийным поведением. Премьера спектакля. Обсуждение).

 

- Оформленные результаты детских интервью.

- Видео с премьерой спектакля; фотографии, видеозаписи одготовки к спектаклю; эскизы, рисунки детей.

- Развитие эмпатийного поведения дошкольников (Само желание детей помочь и организовать спектакль для других детей является проявлением эмпатии).

                                   

Подпроект 1. «Здравствуй, театр»

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-игровой.

Срок реализации проекта: среднесрочный (1,5 месяца).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: 

Создать условия для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности; определить влияние данных условий на развитие эмпатии.

Предполагаемый результат: 

  • Дети получают представления о театре и его организации: здание и внешний вид театра, театральные реквизиты и атрибуты; основные театральные профессии, виды театра.
  •  Осваивают оригинальные способы взаимодействия и средства выразительности, используя при постановке различные виды театра (кукольный, теневой, марионеток и пр.).

Роль родителей в организации проекта: 

  • Консультации: «Истоки театра», «Мама, Папа, Я - театральная семья», «На пороге театра...», «Создаем театр своими руками», «Домашний театр» и др.
  • Включенность и заинтересованность родителей в создании театра, помощь детям в подборе и создании различных атрибутов, создании художественных образов.
  • Экскурсии с детьми в театры Санкт-Петербурга (виртуальные экскурсии), просмотр детских спектаклей.

Участие специалистов ДОУ:

  • Занятия по музыкальной деятельности.

Продукт проектной деятельности:

Театральный уголок в группе. Вывеска с названием театра. Афиши. Театральная касса с соответствующими атрибутами. Гардероб. Театральный буфет (с оформленным меню). Кулисы (оформленные детьми). Фотоальбом – галерея работников театра. Фотографии игровых занятий. Видео-спектакль (сказка, представленная различными видами театра).

Методические рекомендации к работе над проектом.

Проект состоит из трех последовательных этапов, каждый из которых направлен на решение определенных задач.

1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками.

2 этап. Театральные профессии.

3 этап. В гостях у сказки.

Методы и средства, необходимые для организации и осуществления проекта.

1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками.

Занятие 1. В ходе первого занятия (встречи):

  • Создается проблемная игровая ситуация, целью которой является развитие и поддержание интереса детей к театру и театрализованной деятельности.
  • Проводится беседа для принятия выделенной детьми проблемы.
  • Организуется игра «Путешествие во времени», которая знакомит детей с историей театра, пробуждает и поддерживает интерес к данному виду деятельности.
  •  Проводится беседа, которая подводит детей к принятию решения необходимости создания в группе своего театра. Дети получают задание придумать название для театра.

Встреча 2. «Создаем театральную вывеску».

  • Проводится совместное обсуждение, в ходе которого выбирают лучшее название для театра.
  • Организуется «Конкурс художников» по созданию театральной вывески, в которой дети получают возможность выразить свое отношение к театру с помощью различных средств: цвет, слово.
  • Игра «Комплимент» направлена на развитие сочувствия и сопереживания у дошкольников, дети включаются в обсуждение работ друг друга, учитывая мнения и высказывания другого.

Встреча 3. «Раскрываем тайну кроссворда». Дети знакомятся с основными театральными атрибутами.

Встречи 4, 5, 6, 7, 8. «О чем нам говорит театральный реквизит».

Педагог

Дети

Помогает детям спланировать деятельность, озвучивает проблемные вопросы, направляет детей в ситуациях затруднения.

Объединяются в рабочие группы, ищут ответы на поставленные вопросы, распределяют обязанности, самостоятельно выбирают необходимые материалы, обсуждают и готовят презентацию своих заданий.

Работа проходит в 2 этапа.

Первый этап – исследовательская деятельность дошкольников, организация работы над проблемными вопросами.

Используемые методы:

  • Игры-этюды;
  • Организация и проведение экскурсии детьми;
  • Игры-фантазии.

Второй этап – продуктивная деятельность детей, работа над созданием театральных атрибутов.

В первой части дети работают в подгруппах: каждая подгруппа получает задание-понятие, зашифрованное в кроссворде, и подсказки в конверте (т.e, предметы, которые помогут глубже его исследовать). Затем происходит обсуждение, изучение вопросов и используемых материалов. Дети импровизируют, обыгрывают различные ситуации, оpганизуют поисковую, исследовательскую деятельность.

Примеры наполнения конвертов и заданий детям:

  • Билет/касса. Материалы. Фотографии кассы с вывеской. Билеты (необходимо рассмотреть, что на них написано, какая должна быть информация). Деньги.

Проблемные вопросы и ситуации: «Есть билет, а места нет», («Для чего нужны билеты?), Этюд «Один день в театре без билетов».

  • Сцена. Материалы. Различные фотографии сцен (с декораци- хми и без). Расположение сцены относительно зрителей.

Проблемные вопросы и ситуации: «О чем нам шепчут кулисы...» (Для чего нужны кулисы в театре? Цвет, украшения на кулисах. Как кулисы могут помочь спектаклю).

  • Афиша. Материалы. Афиши (рассмотреть, какая информация должна быть на афише), Фотографии различных афиш (обратить мание на то, где и как размещают афиши в городе; для чего их размещают в самых людных местах?)

Проблемные вопросы и ситуации: «Лучшее место для афиши». Дети организуют экскурсию по д/саду-городу, чтобы выяснить и рассказать, где лучше размещать афиши, чтобы все смогли их увидеть (в том числе и на улице).

  • Буфет. Исследуя театральные буклеты, программки и фотографии, дети находят ответы на вопросы: Как называется перерыв, когда можно выйти в буфет или прогуляться в фойе и по коридорам театра? (антракт). Как зрители узнают, что спектакль начинается? (звонок). Для чего в театре буфет?

Проблемные вопросы и ситуации: «Почему в буфете не бывает каши?»

Детям предлагаются различные игровые продукты, например: булочки, бутерброды, фрукты, выпечка, конфеты, лимонад, а так же «кастрюли» с супом, кашей и т.д.». Задача детей- определить, какие блюда могут быть в театральном буфете, и почему?

Составляем «Театральное меню».

  • Гардероб. Материалы. Фотографии гардероба. Бинокль. Номерки. Программки.

Изучая внешний вид этих предметов и их функциональное назначение, дети предлагают свои варианты или модели того, как это можно сделать в их собственном театре.

Проблемные вопросы и ситуации: «Что было бы, если бы в театре не было гардероба?» (рисунки, рассуждения), «Зачем в гардеробе много зеркал?» (обратить внимание на обсуждение одежды и нарядов зрителей), «Перепутанные номерки» (этюд).

Вторая часть: «с» (встречи 9, 10, П, 12).

В течение 4-х встреч дети занимаются в «мастерских», результатом работы которых является определенный продукт коллективного творчества: (кулисы, театральная касса, афиша, буфет, гардероб).

Работа в творческих мастерских базируется на результатах предыдущей деятельности детских подгрупп.

Основные этапы работы в мастерских:

  • Планирование деятельности;
  •  Распределение объема и направления работы;
  • Bыбор материала и поиск творческого решения задачи;
  • Изготовление театральных реквизитов;
  • Презентация их в уголке театра.

Работа на данном этапе способствует развитию и поддержанию интереса детей к театрализованной деятельности.

2 этап. Театральные профессии.

На этом этапе расширяются детские представления о театральных профессиях и их роли в театре, проводится их презентация.

Путешествие в «театр Зазеркалье» позволяет детям попасть на репетицию спектакля и узнать, как спектакль появляется, и кто ему в этом помогает.

Создаются условия, позволяющие детям проявить себя в различных ролях, соответственно собственным игровым желаниям и интересам, оценить собственные возможности в различных видах игровой деятельности.

Работа на данном этапе способствует становлению разнообразных игровых позиций у дошкольников в театрализованной деятельности.

2 этап. Театральные профессии.

На этом этапе расширяются детские представления о театральных профессиях и их роли в театре, проводится их презентация.

Путешествие в «театр Зазеркалье» позволяет детям попасть на репетицию спектакля и узнать, как спектакль появляется, и кто ему в этом помогает.

Создаются условия, позволяющие детям проявить себя в различных ролях, соответственно собственным игровым желаниям и интересам, оценить собственные возможности в различных видах игровой деятельности.

Работа на данном этапе способствует становлению разнообразных игровых позиций у дошкольников в театрализованной деятельности.

3 этап. В гостях у сказки.

Создается проблемная ситуация, которая предоставляла бы детям возможность познакомиться с основными видами театра.

Дальнейшая работа включает:

  • Изучение материалов, подготовленных педагогом, и рассказываю щих о видах театра, особенностях постановки и взаимодействия в спектаклях данного вида.
  • Участие детей в этюдах-импровизациях, где каждому ребенку предложено прочитать стихотворение от лица игрового персонажа и обязательно с заданной эмоцией, а потом передать это же настроение без слов.

Таким образом дети изучают средства выразительности, используемые в разных видах театра для передачи настроения (цвет, движение, мимика, интонация, костюм).

  • Знакомство с «технологией изготовления героя» (персонажа), и подготовка артиста (костюм, грим).
  • Работа в подгруппах над созданием игрового образа.

- Дети придумывают образ персонажа, cоздают его эскиз на бумаге. Следует обратить внимание на то, как дети договариваются друг с другом, учитывают пожелания соседа, принимают советы, обращаются друг к другу за помощью.

- «Оживление картинки». Дети самостоятельно выбирают необходимые материалы, распределяют обязанности, изготавливают героя сказки. Обращаются к педагогу за помощью, если это необходимо.

- «Видео-Презентация сказки». Работа каждой мастерской заканчивается презентацией сказки. Дети самостоятельно готовят мини-спектакль, выступая каждый в своей роли. Спектакли записываются на видео.

Работа на данном этапе способствует обогащению представлений детей о различных видах театра, расширению эмпатийного опыта дошкольников за счет овладения ими различными средствами эмоциональной выразительности, их использованием в процессе общения с взрослыми и детьми.

Подпроект 2. «В поисках настроений»

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-игровой.

Срок реализации проекта: среднесрочный (2 месяца).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: 

Расширение, обогащение и актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях.

Задачи:

  • Расширение представления детей об эмоциях и чувствах, способах их выражения и причинах их возникновения, обучение элементарным способам регуляции и контроля.
  •  Воспитание бережного отношения к чувствам и настроениям другого человека.
  • Организация театрализованной деятельности детей, в которой обогащаются их представления об эмпатии как сочувствии, сопереживании, содействии.
  • Обогащение сюжетов театрализованных игр сюжетами произведений эмпатийного содержания (стихи и рассказы).

Предполагаемый результат: 

  • Дети получают представления о «полезных» и «вредных» эмоциях, овладевают способам элементарной саморегуляции (игры, упражнения, дыхательная гимнастика).
  • Обогащается опыт восприятия, понимания эмоций детьми и их внешних проявлений (мимика, жесты, поза, интонация).
  • Формируется бережное, внимательное отношение к другому человеку, которое проявляется в речи и деятельности.

Роль родителей в организации проекта: 

  • Консультации: «Язык жестов», «Как услышать друг друга без слов», «Прислушайтесь к себе» и др.
  • Участие в детских интервью.

Участие специалистов ДОУ:

  • Занятия с психологом.

Продукт проектной деятельности:

Большая книга настроений (рисунки, фотографии, рассказы детей и родителей из личного опыта). «Сборник рецептов для хорошего настроения» (шутки, упражнения, развлечения, игры). Фотографии занятий и путешествий.

В рамках реализации проекта с детьми проводятся игровые занятия:

  • Занятие №1. «Знакомство с Книгой Настроений».

Организация сюрпризного момента, на основе которого проводится игра «Ожившее письмо».

 Coздание и обыгрывание проблемной игровой ситуации, в ходе которой развивается интерес к эмоциональной сфере человека и создается мотивация к участию в дальнейшей работе.

В беседе основной проблемой для обсуждения с детьми является следующий вопрос: - Как вы думаете, настроения ребенка и взрослого человека похожи или различны?

Включаясь в обсуждение, дети принимают выделенную проблему и настраиваются на дальнейшую работу.

Во время игровых занятий дети анализируют причины и ситуации, которые вызывают определенные настроения у себя и у взрослых, сравнивая их. Педагог помогает решать проблемные ситуации через обыгрывание их детьми в театрализованной манере. В рамках занятий ведется работа над такими эмоциональными состояниями как: Радость, Злость, Страх, Удивление, Обида, Грусть, Спокойствие.

Дети знакомятся с эмоциональными состояниями и чувствами людей, которые демонстрируют свое отношение к настроениям других людей, и определяют его как эмпатийное поведение: Сорадость, Согрусть, Взаимопонимание, Взаимопомощь, Соучастие.

Эмпатийному поведению людей противостоят неэмпатийные состояния и противоположные настроения: Радость – Злорадство, Обида – Обидчивость, Спокойствие – Равнодушие, и т.д. Это знание помогает детям осваиват опыт по выходу из проблемных ситуаций, а в дальнейшем позволит самостоятельно справляться с нежелательными эмоциями и препятствовать их возникновению у себя и у других.

Работа над каждым эмоциональным состоянием ведется по трем основным направлениям и характеризуется решением определенных задач с использованием своих методов на каждом этапе:

1 этап. Знакомство с настроениями.

 Обогащение эмоционально-чувственного опыта за счет расширения представлений об эмоциях взрослых и детей происходит по плану:

  • Беседа с детьми, направленная на актуализацию детского эмоционального опыта.
  • Игры-этюды, содержанием которых является разыгрывание ситуаций, предложенных детьми.
  • Подготовка интервью для взрослых, продумывание детьми вопросов и продукта, который поможет детям представить его результаты (газета «Настроение моей семьи», фотографии с заданным настроением, коллаж, рассказы, рисунки).
  • Презентация ребенком полученных результатов семейного интервью. Обсуждение вопроса: «Одинаковые ли настроения у взрослых и детей?». Заполнение соответствующих страничек в Книге настроений.

Работа на этом этапе способствует:

  • снижению эмоциональной дистанции детско-родительских отношений;
  • расширению возможностей эмоционального общения в семье;
  • обогащению представлений дошкольников об эмоциях;
  • уменьшению стереотипов в определениях эмоций и чувств детьми.

2 этап. Путешествия. Знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников.

Путешествия расширяют представления детей об эмпатии как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать. Знакомству с определенным настроением помогает путешествие в соответствующий город большой страны Эмпатия.

Радость - город Сорадости.

Грусть - город Согрусти.

Обида, Злость - город Взаимопонимания.

Грусть - город Взаимопомощи.

Удивление, Спокойствие - город Соучастия.

Содержанием работы на этом этапе выступают:

- произведения детской художественной литературы: стихи и рассказы эмпатийного содержания (или только его элементы), в основе которых находятся обсуждаемые эмоции. Представленные сюжеты являются материалом для детских инсценировок и бесед с детьми;

- личный опыт ребенка, который активизируется, обогащается представлениями, впечатлениями и его собственным отношением к такому качеству человека, как эмпатия, к чувствам и переживаниям; это является необходимым условием для формирования у ребенка собственных представлений и обогащения его индивидуального эмоционально- чувственного опыта.

Методы и приемы, которые помогут ребенку обратиться к собственным ощущениям, переживаниям и чувствам, дадут возможность самостоятельно их проанализировать, осознать и найти им собственное выражение.

- Игры-этюды, игры-импровизации, на основе сюжетов художественной литературы.

- Беседы с детьми.

- Игры-фантазии.

- Участие в проблемных ситуациях.

- Экспериментирование.

Планируемые результаты.

  • Обогащение эмоционально-чувственного опыта детей через осознание ситуаций, в которых они «проживали» яркие эмоциональные состояния.
  • Преодоление трудностей в проявлении содействия за счет развития умений и самостоятельности в эмпатийном поведении.
  • Обогащение опыта эмпатийного поведения в жизни (как результат участия в театрализованных играх с эмпатийным содержанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы).

3 этап. «Настроение в беде, не найти его нигде». Изменение нежелательного поведения.

На этом этапе дети овладевают навыками (способами) изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека. Это достигается через активизацию представлении о0 змпатийном поведении, через самостоятельное его проявление в театрализованной деятельности и в ситуациях взаимодействия.

Участвуют и решают проблемные ситуации в театрализованных постановках на основе литературных сюжетов, которые демонстрируют как эмпатийное, так и неэмпатийное поведение героев  - в соответствии с нужной эмоцией (например, Радость – Злорадство, Грусть- Тоска, Обида-Обидчивость).

Предлагают и используют способы решения проблемных ситуаций, которые хранятся в «Копилке рецептов для хорошего настроения» как раз для такого случая в ситуациях общения и взаимодействия с окружающими.

  • Содержанием работы на этом этапе выступают:

- Сюжеты литературных произведений, в которых представлены примеры эмпатийного и неэмпатийного поведения героев;

- Личный эмпатийный опыт дошкольников.

  • Методы и приемы.

- Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации.

- Беседы-рассуждения.

- Придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии и т.д.).

  • Работа на данном этапе способствует:

- привлекательности эмпатийного поведения и повышению степени самостоятельности в его использовании детьми при общении и взаимодействии с окружающими;

- обогащению эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на уровнях:

                       - мысленном, для самоконтроля («О чем можно подумать...»);

- вербальном («Что можно сказать..»);

- действенном («Что можно сделать...»).

Заключительное занятие «Возвращение домой». Прощание со страной Эмпатия. Проводится презентация «Книги настроений» (с фотографиями путешествий детей).

  • Подведение итогов путешествия.
  •  Награждение, вручение памятных сувениров (по эмоциям).
  • Обсуждаются впечатления от путешествия.

Подпроект 3. «Первые гастроли»

Паспорт проекта

Вид проекта: творческо-игровой.

Срок реализации проекта: среднесрочный (1 месяц).

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, специалисты, родители воспитанников.

Цель проекта: 

Активация опыта чувствования ребенка за счет умения содействовать в игровом пространстве театрализованной деятельности с последующим переносом этих умений в реальную жизнь.

Задачи:

  • Создание условий для активизации самостоятельных эмпатийных проявлений старших дошкольников.
  • Развитие и обогащение опыта эмпатииного поведения в условиях театрализованной деятельности и реального взаимодействия.

Предполагаемый результат: 

Развитие устойчивого эмпатийного поведения дошкольников (само желание детей помочь и организовать спектакль для других детей является проявлением эмпатии).

Продукт проектной деятельности:

Оформленные результаты детских интервью. Видео с премьерой спектакля. Фотографии, видеозаписи подготовки к спектаклю. Эскизы, рисунки детей.

Методические рекомендации к работе над проектом

Реализация данного проекта направлена на развитие эмпатииного поведения.

  • Активизируются представления детей об эмпатии (сочувствии, сопереживании, содействии).
  • Создаются условия для проявления эмпатии детьми в организации ими самостоятельной театрализованной деятельности.

 Гастроли театра. 

Основным видом совместной деятельности с детьми на этом этапе является включение их в театрализованную деятельность через проблемную ситуацию, требующую эмпатийных проявлений, и создание внутри нее игры-драматизации.

Перед детьми - некая проблемная ситуация, им необходимо предложить варианты ее решения. Само желание детей помочь и подготовить спектакль уже является проявлением эмпатии!

Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми.

В ходе беседы дети определяют вопросы для «Соцопроса», по результатам которого выбирается сказка, отвечающая интересам зрителей.

Подготовка постановки спектакля.

Работа над спектаклем включает в себя несколько этапов:

1. Эмпатийное прочтение сказки.

2. Распределение ролей.

3. Репетиция.

4. Премьера спектакля.

5. Просмотр и обсуждение спектакля.

  • Просмотр видеофильма с детским спектаклем и другие материалы показывают масштаб проделанной работы.
  • Созданы условия, которые и в дальнейшем будут способствовать поддержанию интереса дошкольников к театрализованной деятельности, а также позволят активизировать и закрепить полученный oпыт самостоятельной театрализованной деятельности детей.
  • Использование различных проблемных ситуаций, требующих от детей самостоятельного решения, активизации эмпатийного опыта. Содержанием проблемных ситуаций на данном этапе являются:

- Реальные проблемные ситуации, которые побуждают детей находить самостоятельное решение и предложить выход, используя полученный опыт.

- Внесение литературного материала эмпатийного содержания для самостоятельных инсценировок детей с целью обогащения их эмпатийного опыта и поддержания интереса к театрализованной деятельности.

- Включение в режимные моменты регулярного проведения с детьми «Театрализованных минуток» — игр-импровизаций, основанных на реальных событиях, происходящих в группе. В них дети разыгрывают и обсуждают чувства, характерное поведение в различных ситуациях, варианты выхода из них. Используются результаты предыдущих наблюдений педагога за процессом взаимодействия детей, и возникшие проблемные ситуации предлагаются им как случай из жизни группы: «В нашей Группе, как-то раз…», и обыгрываются детьми. Или как обращение к ним за помощью из страны Эмпатия. Поучительны ситуации, предложенные к рассмотрению родителями, по результатам уже их наблюдений за процессом взаимодействия детей с взрослыми и другими детьми в семье.

- Совместное оформление книги «Добрых поступков» с фотографиями детей, участвующих в играх-драматизациях; с детскими мыслями по отношению к проявлениям эмпатии; с иллюстрациями литературных и сказочных персонажей, которых можно назвать эмпатийными.

Художественные произведения, которые можно использовать в играх-путешествиях:

  • Путешествие в город Согрусти.

«Егор не любит грусти», «Не простая загадка» А. Барто;

«Где она?» Е. Благинина.

  • Путешествие в город Взаимопонимания.

«Посидим в тишине», «Подарок» Е. Благинина;

«Святая ложь» А. Барто;

«Подружился-раздружился», «Ссора» С. Погореловский.

  • Путешествие в город Взаимопомощи.

«В дождь» А. Барто;

«Заботливый брат», «Пропажа» Е. Серова.

  • Путешествие в город Соучастия.

«Котенок» Е. Благинина;

«Когда ударил гром» А. Барто.

Список используемой литературы.

1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2010.

2. Гаврилова Т.П. Сопереживание и сочувствие // Дошкольное воспитание. 2005. № 2.

3. Гаврилова Т.П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга: тез. докл. Краснодар: Кубань, 2015.

4.Гайворонская Т.А. Развитие эмпатии старших дошкольников театрализованной деятельности: автореферат СПб.: Союз, 2009.

5. Деркунская В.А. Проектная деятельность/ Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы: пособие для педагогов/ О.В. Акулова, А.Г. Гогоберидзе и др. – М.: Просвещение, 2012.

6. Коробкова В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением // Психология: проблемы практического применения: материалы II междунар. науч. конф. Чита: Молодой ученый, 2013.

7. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагова Т.С., Зуйкова М.Б. – М.: АРКТИ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Мы часто говорим: надо быть добрым, делать добрые дела…А что же такое добро? Доброта  –  это хорошее отношение к себе, к ближнему, к окружающим. Доброта делает нас отзывчивыми к чужому горю,...

«Сей добро, посыпай добром, жни добро, осыпай добром»

С таких замечательных слов началась тематическая подготовка к Неделе добра в логопедической группе «Солнышко». В благотворительную деятельность были вовлечены все. (фото на  сайт...

Буклет для родителей «О добре, по - доброму, для добра»

Если вы хотите, чтобы ребенок стал добрым и отзывчивым человеком, любыми способами показывайте ему, что такое доброта. И главное, относитесь к малышу с любовью и добром, тогда он как губка впитает в с...

Консультация для родителей "О добре, по - доброму, для добра"

Я здороваюсь везде, дома и на улице, даже здравствуй , говорю, я соседской курице. Учим детей быть вежливыми....

Консультация для родителей «О добре, по-доброму, для добра»

Данная консультация поможет родителям привить своему ребенку доброту....

Конспект по духовно - нравственному воспитанию по программе "Добрый мир" . «Добрая забота человека о лесных животных. Кто добрый, кто злой – медведь или человек?».

Конспект занятия по программе "Добрый мир". Хрестоматитя №3. Работа с текстом стихотворения "В медведя выстрелил лесник"...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...