Программа по профилактике случаев жестокого обращения в подростковой среде «Формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях»
рабочая программа

Матвеева Марина Аркадьевна

"И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты.
Врага обнимешь — друга наживешь!"

/Омар Хайям/

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Предлагаемая программа направлена на повышение уровня коммуникативной культуры у детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей. На занятиях дети получат знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Данная программа поможет наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx56.65 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по профилактике случаев жестокого обращения в подростковой среде «Формирование навыков конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях»

Педагог-психолог:

Кузякина Марина Аркадьевна

Пояснительная записка

"И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты.
Врага обнимешь — друга наживешь!"

/Омар Хайям/

  1. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование навыков адекватного общения у подростков со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

  1. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
  • Развивать навыки бесконфликтного общения в различных ситуациях.
  • Развивать умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
  • Развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.
  • Мотивировать детей на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков.
  • Обучать навыкам распознавания эмоций и чувств, контроля за своим эмоциональным состоянием, в том числе гневом.
  • Оптимизировать общение ребенка со сверстниками: выработать механизмы эмпатии, сочувствия и доверия друг к другу и окружающим людям, развивать умения взаимодействовать, считаться с другими, совместно решать поставленные задачи.
  • Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности, снятие эмоционального напряжения во взаимодействии между собой.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ:

Общение — основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, направленный на познание и оценку самого себя. Ребёнок в определённых жизненных ситуациях сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии ребёнка становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение играет особую роль в социальном развитии детей. Это развитие осуществляется следующим образом:

  • благодаря обогащению взрослыми опыта детей путем прямой постановки взрослыми задач, требующих от ребёнка овладения новыми знаниями, умениями и навыками;
  • благодаря возможности для ребёнка черпать в общении образцы действий и поступков взрослых;
  • вследствие благоприятных условий для раскрытия детьми своего творческого начала при общении друг с другом.
  • на основе подкрепляющего действия мнений и оценок взрослого.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Вскрытие противоречий в развитии общения, предупреждение различных отклонений в развитии личности ребёнка возможно, если своевременно учесть особенности его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Это предусматривает учёт характерных форм поведения ребёнка в различных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении.

В процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям, их духовному миру.

Данная программа опирается на принципы педагогического оптимизма, гуманизма, направленного на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в нужной ситуации.

Предлагаемая программа направлена на повышение уровня коммуникативной культуры у детей. Темы занятий отражают личные проблемы детей. На занятиях дети получат знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.

Данная программа поможет наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение.

В процессе проведения занятий педагог следит за отношениями детей, старается предупреждать ситуации, ведущие к возникновению конфликтов, формирует дружеские взаимоотношения среди детей.

  1. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

Организация деятельности в рамках программы строиться с учетом следующих принципов:

гуманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому ребенку.

конфиденциальности - информация, полученная в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению. Участие воспитанников, должно быть сознательным и добровольным.

ответственности - педагог заботится, прежде всего, о благополучии детей и не использует результаты работы им во вред.

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Работа проводится в группах по 5 – 6 человек.

Программа рассчитана на подростков 10 – 15 лет.

Программа включает в себя 20 занятий, время проведения каждого занятия - 40 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

VI. ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ

1. Беседы, групповые дискуссии.

2. Анкетирование, наблюдение.

3. Методы диагностики эмоциональной сферы.

4. Арт-терапевтические техники (методы самовыражения в рисунке, в создании образа). Свободное и тематическое рисование.

5. Ролевое проигрывание ситуаций. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.

6. Работа в парах, работа в малых группах.

7. Упражнения по межличностной коммуникации.

Формы подведения итогов.

Во время реализации программы необходимо проведение диагностических процедур, направленных на выявление эмоциональных и поведенческих изменений, через наблюдения, анкетирование.

Методы отслеживания эффективности программы.

Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последних занятиях).

Общей целью диагностики является определение актуального эмоционального состояния ребенка, оценка проявлений агрессивного поведения. Для получения данных сведений необходима следующая методика:

Методика «Незавершенные предложения».

Тест «Сможете ли вы устоять».

Методика «Кактус».

Методика «Несуществующее животное».

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Цели занятия

Формы практической работы

I БЛОК - Что я знаю о себе?

1

Вводное занятие

- создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях.

- создание атмосферы защищенности и доверия.

Диагностика.

Арт-терапевтические техники (методы самовыражения в рисунке, в создании образа).

Беседа, групповая дискуссия.

2

Лучший друг?

- обучение навыкам сотрудничества и дружелюбию во взаимоотношениях с окружающими.

Беседа, групповая дискуссия.

3

Мои лучшие качества

- расширить представление детей о самопознании, саморазвитии, самоопределении.

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремленность, воля, настойчивость, желание работать над собой.

Беседа, групповая дискуссия.

4

Конструирование цели жизни

- помочь подросткам найти формулировки цели их жизни.

Беседа, групповая дискуссия.

II БЛОК - Какой ты человек?

5

Что такое характер?

- знакомство с понятием “характер”;

- анализ способов формирования характера;

- формирование положительных черт характера, волевого управления и нравственного начала личности.

Беседа, групповая дискуссия.

6

Чувства и эмоции.

- расширение багажа знаний об эмоциональных состояниях

- развитие  чувства эмпатии, умения понимать эмоциональные состояния другого человека.

Работа в парах.

Беседа, групповая дискуссия.

7

Самоконтроль

- формирование эмоционального равновесия

- развитие навыков анализа агрессивного поведения, причин его вызывающих.

- обучение навыкам контроля и управления гневом.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Беседа, групповая дискуссия.

8

Самооценка

- Обучение эффективным способам общения;

- формирование позитивной самооценки и уверенного поведения.

Беседа, групповая дискуссия.

III БЛОК - Что такое конфликт?

9

Как возникает конфликт?

- развитие способности сознавать причины своего агрессивного поведения в конфликтных ситуациях.

Упражнения по межличностной коммуникации.

Беседа, групповая дискуссия.

10

Способы выхода из конфликтной ситуации

- тренировка применения конструктивных способов разрешения конфликтов.

Беседа, групповая дискуссия.

11

Как помириться после ссоры?

- формирование навыков позитивного общения

- формирование эмоционального равновесия

Беседа, групповая дискуссия.

Ролевое проигрывание ситуаций.

12

Толерантность – это…

- формирование позитивного восприятия окружающей действительности, чувства доброты.

- формирование навыков сотрудничества.

Беседа, групповая дискуссия.

Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.

IV БЛОК - Жизненные ценности

13

Здоровый образ жизни

- познакомить с понятием "Здоровый образ жизни".

- воспитание уважительного отношения к своему здоровью.

Беседа, групповая дискуссия.

14

Вредные привычки

- повышать уровень информированности подростков по проблемам, связанным с компьютерной, алкогольной, наркотической зависимостью.

Беседа, групповая дискуссия.

15

Кем я хочу стать?

- обучение жизненным навыкам и формирование уверенного неагрессивного поведения.

- способствовать осознанию детьми своих внутренних возможностей и формирование образа позитивного будущего

Ролевое проигрывание ситуаций.

Беседа, групповая дискуссия.

16

Век живи, век учись!

- обучение навыкам эффективного взаимодействия, навыкам сотрудничества

Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.

Беседа, групповая дискуссия.

V БЛОК - Жизнь в обществе

17

Ответственность

- развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей.

Ролевое проигрывание ситуаций.

Беседа, групповая дискуссия.

18

Права и обязанности

- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

Упражнения по межличностной коммуникации.

Беседа, групповая дискуссия.

19

Как сказать нет и отстоять своё мнение?

- помощь в осознании подростками альтернативных приёмов выхода из проблемных ситуаций.

- формирование навыков аргументированного отказа.

- развитие умения противостоять влиянию со стороны.

Анкетирование.

Работа в парах.

Беседа, групповая дискуссия.

20

Выбор

- Обучение навыкам распознавания мотивов поведения других людей, законов общения с окружающими.

- обеспечение возможности увидеть различные варианты поведения в спорных ситуациях.

- обобщение и закрепление полученных знаний, навыков.

Диагностика.

Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.

Беседа, групповая дискуссия.

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Снижение уровня агрессивности, умение бесконфликтно и эффективно общаться;
  • Осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;
  • Умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;
  • Умение понимать эмоциональные состояния своё и другого человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

1. Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. – СПб.: Речь, 2007.

2. Митрошенков О. А. Эффективные переговоры. – М., 2003.

3. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль:Академия развития, 1997. - 208с.

4. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.:Генезис, 2000.- 192с.

5. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/Под редакцией М.Р.Битяновой - СПб, Питер, 2005.- 304с

6. Не дать ребенку стать жестоким. Н.Кириченко //Psychologies, февраль 2010г.

 ПРИЛОЖЕНИЕ I

АНКЕТА-ИНТЕРВЬЮ

Дата____________20___г

ФИО______________________________________

Возраст ______

1. Сколько тебе лет___________________________________________________

2. Какой твой любимый фильм__________________________________________

3. Какая твоя любимая еда _____________________________________________

4. Чем любишь заниматься в свободное время _____________________________

____________________________________________________________________

5. Кем ты хочешь стать, когда вырастишь ________________________________

6. Кто является твоим идеалом __________________________________________

7. Твой девиз ________________________________________________________

____________________________________________________________________

НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1. Я не терплю в людях ________________________________________________

____________________________________________________________________

2. Мой самый необъяснимый поступок был, когда я ________________________

____________________________________________________________________

3. Самый плохой совет, который мне дали ________________________________

____________________________________________________________________

4. Если бы я оказался на острове, то со мной были бы ______________________

____________________________________________________________________

5. Я хотел бы изменить в сегодняшнем мире _____________________________

____________________________________________________________________

6. Больше всего я горжусь _____________________________________________

____________________________________________________________________

7. Я ненавижу в моем мире _____________________________________________

____________________________________________________________________

8. Наступит тот день когда _____________________________________________

____________________________________________________________________

9. Я всегда хотел (а)___________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Мои самые заветные мечты на будущее _______________________________

____________________________________________________________________

11. Если все против меня, то ___________________________________________

____________________________________________________________________

12. Думаю, что настоящий друг _________________________________________

____________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Тест «Сможете ли вы устоять»

Дата____________20___г

ФИО_______________________________________________________

Возраст _________

Вопрос

Да

Нет

1

Можно ли считать, что телевизор является вашим основным развлечением?

2

Если бы у вас была возможность смотреть мультфильмы больше 3 часов ежедневно, то делали бы вы это?

3

Хотите ли вы попробовать закурить сигарету?

4

Можете ли вы утром проваляться в постели, даже если вам необходимо вставать и что, то делать?

5

Пытались ли вы попробовать алкогольные напитки?

6

Любите ли вы уроки физкультуры?

7

Приходилось ли вам принимать предложения друзей пропустить некоторые уроки или учебные дни?

8

Умеете ли вы не повторять своих ошибок?

9

Если бы подвыпившей человек предложил прямо на улице коробку конфет. Взяли бы вы?

10

Сумели бы вы отказаться от предложения попробовать сыграть в игровые автоматы из-за того, что не сделаны уроки?

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Методика М.А. Панфиловой «Кактус»

Цель: определить эмоциональные состояния ребенка, наличие агрессивности, ее направленность, интенсивность.

Оборудование: лист белой бумаги стандартного размера А4 и простой карандаш.

Процедура проведения: методика применяется в комплексе с классическими тестами и основными методами психологии (наблюдение, эксперимент и др.).

При проведении диагностики испытуемому возможен вариант с использованием карандашей восьми «люшеровских» цветов, в этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция. «На листе белой бумаги нарисуй кактус - такой, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Анализ результатов: При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам:

– пространственное расположение и размер рисунка,

– характеристики линий,

– сила нажима карандаша.

Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики:

– характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и пр.),

– характеристика иголок (размер, расположение, количество).

В рисунке ребенка могут проявиться следующие качества:

Агрессивность – наличие иголок, сильно торчащих, длинных, близко расположенных друг от друга.

Импульсивность – отрывистость линий, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – использование ярких цветов (вариант с цветными карандашами), изображение «радостных» кактусов.

Тревожность – использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Женственность – наличие украшений, цветов, мягких линий и форм.

Экстравертность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертность – на рисунке изображен один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – дикорастущие, пустынные кактусы.

Внимание!

После завершения работы ребенку предлагают вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию рисунков.

1. Этот кактус домашний или дикий?

2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то что это за растение?

5. Когда кактус подрастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

При интерпретации выполненных рисунков необходимо учитывать изобразительный опыт ребенка (наличие или отсутствие его), использование стереотипов, шаблонов с учетом возрастных особенностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ IV

Методика  «Несуществующее животное»

Цель: когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Можно многое сказать о настроении, склонностях художника, глядя на его произведение. Конечно, один тест не поможет воссоздать точный психологический портрет, но поможет понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Для исследования необходимо: стандартный лист белой и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.

Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию. Эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.

Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.

Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.

Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. 

Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья, дополнительные конечности, щупальца, детали панциря, перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост - Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка. Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности. 

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. 

Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.

Конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. В конфликте одна из сторон требует, ждет изменения поведения, мыслей либо чувс...

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях педагога и родителей в условиях инклюзивного образования ДОУ.

Творческие техники, внедряемые в процесс инклюзивного образования, помогают преодолеть трудности, позволяют выработать правильную тактику и стратегию взаимодействия педагога, родителей и ребенка с ОВЗ...

Памятка для педагогов «Как себя вести, если ребенок рассказал о случае жестокого обращения или насилия»

Дошкольное детство — это период, когда формируется личность. Ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых, родителей и педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальны...

Тренинг конструктивного поведения в конфликтных ситуациях

     Цель тренинга:предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуацийЗадачи тренинга: обучить  методам нахождения...

Семинар – практикум «Детство без жестокости и слёз» (профилактика (предупреждение) жестокого обращения с детьми)

Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка.  Это унижение, издевательства, различные фор...

Личная безопасность. Профилактика насилия жестокого обращения с детьми

Конспект родительского собрания на тему: "Личная безопасность. Профилактика насилия жестокого обращения с детьми"...