Вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения по вопросу духовно-нравственного воспитания и патриотизма
статья (старшая группа)

Иванова Людмила Николаевна

Доклад для выступления на педсовете или семинаре на тему "Вовлечение родителей в образовательную деятельность учреждения по вопросу духовно-нравственного воспитания и патриотизма".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vovlechenie_roditeley.docx23.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вовлечение родителей

в образовательную деятельность учреждения

по вопросу

духовно-нравственного воспитания и патриотизма

Первые уроки нравственно-патриотического воспитания ребёнок получает в семье. Основной источник огромного влияния семейного воспитания заключается в том, что здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В  семье ребёнок видит, слышит, чувствует не только то, как надо жить, а как в действительности живут люди. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Происходит снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и нравственно-патриотического воспитания.

 Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. 

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.  Тесное сотрудничество педагогов с членами семьи выражается в нескольких факторах:

  • установление доверительных деловых контактов
  • вовлечение родителей в педагогический процесс
  • обеспечение необходимой педагогической информацией

Использование разнообразных форм сотрудничества дает возможность сформировать у родителей интерес к вопросам патриотического воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся знания.

Для того, чтобы вовлечь родителей в образовательную деятельность учреждения по вопросам духовно-нравственного воспитания, можно поставить следующие задачи:

  • Развивать креативные способности детей и родителей в совместной деятельности.
  • Традиционно родители принимают активное участие в таких выставках как: «Дары осени», «Светлая Пасха», «Волшебница Зима», «Мама рукодельница», «Папа может!».  Лучшие работы отмечаются грамотами. Все это формирует у дошкольников и их родителей чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.
  • В условиях пандемии возможно он-лайн проведение  мастер-классов и семинаров, как например:

«Приобщение к истокам русской народной культуры: роспись Дымковской игрушки»,  «Тесто-это просто» - знакомство с историей старинного славянского обычая – лепки мукасолек и т. д.

  •  Привлечение родителей к природоохранной деятельности детского сада. Например: конкурс на лучшее оформление клумбы на участке, в котором родители проявляют свою заинтересованность и предлагают помощь, проявляя  фантазию и мастерство, акция «Покорми птиц зимой». Как правило, родители и дети ответственно относятся к этой акции. Приносят разнообразный корм для птиц, изготавливают кормушки.
  • Укрепление института семьи, возрождение семейных традиций в воспитании полноценной личности ребенка как носителя общественного сознания.

Одна из интересных форм работы, где родители являются активными участниками образовательного процесса, а не сторонними наблюдателями – это проектная деятельность.

  • Проект «Семейные путешествия по Петербургу. Путевые заметки»

Это семейные рассказы о путешествиях по Санкт-Петербургу и Ленинградской Области, осмотре исторических и природных достопримечательностей.

Знакомство детей с особенностями родного края позволит формировать качества личности патриота и настоящего гражданина своей страны.

  • Создание совместно с родителями герба своей семьи или даже генеалогического древа поспособствует развитию в детях таких качеств, как любовь к родному дому, семье, детскому саду.
  • Привлечь внимание многих ребят и родителей может такой проект, как создание альбома «История моей семьи в истории моей страны». В них они смогут рассказать о своих близких родственниках, участвовавших в важных событиях истории нашей Родины. Несомненно, что такие формы работы формируют у детей чувство гордости и уважения к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям.

  • Способствовать становлению и сплочению не только детского коллектива,

но и семьи, путем проведения совместных мероприятий.

  •  Таких как: Осенины, Масленица, Колядки, посвященные народному искусству, цель которых — обратить внимание на значение фольклора, объяснить необходимость формирования у детей представлений о родном крае, культурных традициях русского народа. 
  •  Знакомя детей с традициями русской народной культуры, можно проводить театрализованные представления на тему русских народных сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок» и др.

Родители активно взаимодействуют с педагогами: придумывают костюмы для ребёнка, помогают в подготовке декораций и атрибутов для представления. 

  •  День защитника Отечества, День снятия блокады Ленинграда, День Победы - задача этих праздников – проследить связь поколений, воспитывать патриотизм, гордость и уважение к своей стране и подвигам ее народа.
  • Замечательной практикой в детском саду стала организация экскурсий по памятным местам  поселка и города, посещение музеев, библиотеки, школьного исторического музея.
  • Одна из интересных форм сотрудничества с родителями  – «Марафон добрых дел». В рамках марафона можно проводить различные благотворительные мероприятия, например, акция по сбору книг для передачи их местной библиотеке. Такие мероприятия позволят воспитывать в детях доброту, отзывчивость, щедрость и стремление к взаимопомощи.

  • Повысить компетентность родителей в вопросах духовно-патриотического воспитания дошкольников через взаимодействие с детским садом.

  •  Оформление стендов, консультаций и памяток в доступной и привлекающей внимание форме.  (пример консультации прилагается)
  • Общие и групповые родительские собрания;
  • Дни открытых дверей;
  • Анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной помощи по вопросам семейного воспитания;
  • Индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов-психологов, священнослужителей)

Таким образом, взаимодействие дошкольного учреждения и семьи позволяет поддержать становление высоко духовной личности ребенка, повысить уровень нравственной культуры.

Образовательное учреждение призвано корректировать ошибки родительского воспитания (которое не всегда является адекватным) и восполнять «пробелы» духовно нравственного аспекта.

Образовательное учреждение обладает рядом преимуществ, в сравнении с семейным воспитанием:

  • Привлечение квалифицированных педагогов, воспитателей, психологов;
  • Накопленный опыт;
  • Всестороннее комплексное развитие детей;
  • Обучение и воспитание детей в коллективе (воспитание коллективизма, чувства долга и ответственности).

Духовно-нравственное воспитание детей образовательными учреждениями должно реализовываться в тандеме с семейным воспитанием. Задачей педагогов является не только развитие в ребенке чувства патриотизма, долга, трудолюбия, самостоятельности, доброжелательности, благодарности и прочих, но и педагогическое просветление родителей в вопросах духовно-нравственного воспитания детей. Педагог должен разъяснить родителям роль личного примера, значения института семьи. Необходимым условием правильного подхода является понимание и соблюдение родителями программы нравственного воспитания детей. Расхождение требований и методов воспитания ребенка в образовательном учреждении и в семье негативно скажется на его психо-эмоциональном состоянии, провоцируя развитие внутренних противоречий и комплексов.

Работа в таком тандеме осуществима, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы нравственно – патриотического воспитания детей.

Подводя итоги, следует отметить, что не стоит останавливаться на достигнутом. Необходимо продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вовлечение родителей в образовательную деятельность

Включение родителей вобразовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО ссемьей,  предполагающее  достижение  ихэмоциональной  и  интеллектуальнойприверженн...

Доклад на тему: "Вовлечение родителей в образовательную деятельность ДОУ в ходе реализации проекта по речевому развитию младших дошкольников"

Детское чтение называют сегодня интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт показывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и ч...

Формы вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в условиях ФГОС

Основной целью является вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Мы работаем над решением следующих задач: - установить партнерские отношения, учитывая личностно -ориентированный подход...

Организация условий образовательной среды для участия родителей в образовательной деятельности ДОО в вопросах физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.

Необходимым условием успешной реализации основной образовательной программы дошкольного образования по ФГОС ДО является создание образовательной среды, которая:— гарантирует охрану и укрепл...

"Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьей"

Взаимодействия детского сада, и семьи по вопросам образования  ребенка является создание единого образовательного пространства, в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образоват...