Беседа «Обитатели водоемов» для детей средней группы.
материал (средняя группа)

Валентина Николаевна Коканова

Цель:  Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_obitateli_vodoemov.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект «Обитатели водоемов» для детей средней группы

Цель:  Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Задачи:  Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.  Развивать зрительное и слуховое восприятие,  речь, творческое воображение, память, внимание, мышление. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема. Воспитывать интерес к природе,  бережное отношение к богатствам природы.

Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

Давайте, подумаем,  кто живет в водоеме?

Водомерка, ежик,  божья коровка, корова

Утка, петух, попугай, снегирь.

Бобер,  белка,  хомяк,  бык

Рыба, верблюд, медведь, собака.

Пояснение воспитателя: Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.  Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие.

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Щука - хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник, питается мелкой рыбой.

Карась питается растениями и личинками насекомых

Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвост, чешуя)

Где же вы её найдёте? Ну, конечно же, в болоте!

Зелена, как трава, говорит: «КВА, КВА, КВА!»   (Лягушка)

Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

Ползает наоборот, задом  наперёд. Всё под водой хватает клешнёй   (Рак).

Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

По узкой дорожке, голова да рожки. Кто так медленно ползет, на себе свой дом везет?

Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, она соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Голубой  аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Динамическая пауза

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.                                                                                                                                 Игра: «Составь картинку».                                                                                                               В прудах, небольших озерах встречается жук - плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль вёсел. Плавунец дышит  воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает.  Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами,  различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.

-  Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?

- Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему?  (вызвать на диалог)

- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу? Попробуйте, найти взаимосвязь между обитателями водоема:

комар - лягушка - цапля

водоросли - карась - щука

водоём - рыба - чайка

водоросли - улитка - рыба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект беседы по краеведение для детей средней группы. Тема: «Мой родной город Ейск».

Конспект беседы по краеведение на тему: «Мой родной город Ейск»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.

Конспектнепосредственно образовательной деятельностипо  ознакомлению с природойна тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы....

КАРТОТЕКА БЕСЕД ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ

Цель: продолжать знакомить детей с Краснодарским краем....

Картотека бесед по ОБЖ для детей средней группы

Картотека бесед по ОБЖ для детей средней группы...

Беседы «Уроки безопасности» для детей средней группы 2019

Пояснительная запискаЦикл бесед составлен для детей старшего возраста, где к ребятам приходят друзья бельчонок и зайчонок, которые своим поведением учат детей правильно поступать в различных чрезвычай...

Беседа "Съедобное-несъедобное" для детей средней группы

Беседа посвященная неделе здоровья,для детей средней группы....

Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: «Обитатели водоемов» для детей старшей группы

Конспект по  экологическому воспитанию на тему: «Обитатели водоемов»  для детей старшей группы.Цель: Уточнить и расширить знания и представления детей о животных и растениях водо...