Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с природой на тему: « Обитатели водоемов» для детей старшей группы.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Килина Оксана Александровна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по  ознакомлению с природой

на тему: « Обитатели водоемов»

 для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_obitateli_vodoemov_v_starshey_gruppe.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение –

детский сад комбинированного вида №2

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по  ознакомлению с природой

на тему: « Обитатели водоемов»

 для детей старшей группы.

Воспитатель: Килина Оксана Александровна

Златоуст

2015

Цель:  Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний.

Задачи:

  1. Развивать экологические представления взаимодействия растений и животных водоёма.  Развивать зрительное и слуховое восприятие,  речь, творческое воображение, память, внимание, мышление, самостоятельность в разных видах деятельности.
  2. Обучать умению выделять взаимосвязь между растениями и животными водоема. Формировать умения выделять цепочку взаимосвязи растений и животных водоема.
  3. Воспитывать интерес к природе,  бережное отношение к богатствам природы. Побуждать детей к сопереживанию, воспитывать желание помочь другому.

 Материалы  и оборудование: 

Демонстрационный:

  • пейзаж водоема,
  • загадки о растениях и животных водоема
  • картинки с изображением растений и животных
  • картинка Водяного
  • д/и: «Четвертый лишний», «Составь картинку»

Раздаточный:

  • картинки с изображением растений и животных водоема.

Предварительная работа:

Презентация «Обитатели водоема»

 Беседа «Жизнь водоема»

 Рассматривание иллюстраций с изображением различных водоемов;

Знакомство с некоторыми обитателями водоемов (животными, земноводными, птицами, насекомыми и др., а также растениями).

 

Ход занятия:

Организационная часть.

Воспитатель:  Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте улыбнемся  и с ними поздороваемся. Присаживайтесь за столы.  

 Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо. Написано для старшей группы. Посмотрим от кого?

Открываем письмо. Достаем фото ВОДЯНОГО.  Ребята, кто это?  

Дети: Водяной.

Воспитатель:  Правильно.

Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте ребята.  У меня случилась беда: злая колдунья  похитила моих друзей, без которых я не могу обойтись. Они помогали мне, с ними я быть веселился, играл. Жизнь без них так скучна.  Помогите мне, отыщите моих друзей».

Воспитатель: Ребята, что случилось с друзьями Водяного. (злая колдунья украла).

 О чем просит нас Водяной? (отыскать друзей).

Хотите помощь Водяному? (да).  

 Но как же нам помочь ему вернуть друзей?

Воспитатель читает дальше: «Чтобы спасти моих друзей нужно пройти все препятствия в сказочной стране, а что бы вам туда попасть… вот вам волшебный клубок».

Воспитатель: Ну, что ребята, готовы. Тогда в путь

Друг за другом по тропинке  
Повернись вокруг себя
Раз - два, Раз - два
Оглядеться нам пора.

 2 часть.

Подходят к первому столу «ВЫБИРАЙ-КА»

А вот и первое задание. Так, давайте посмотрим, что здесь.

Игра: «Четвертый лишний в нашем пруду».

Воспитатель:  Давайте, подумаем,  кто живет в водоеме? Кто может быть другом Водяного?

Водомерка, ежик,  божья коровка, корова

Утка, петух, попугай, снегирь.

Бобер,  белка,  хомяк,  бык

Рыба, верблюд, медведь, собака.

Пояснение воспитателя к выбору детей по дидактической игре «4 лишний».

Если посмотреть на поверхность воды, то можно увидеть, как по ней бегают водомерки. У этого животного длинные ноги, и оно как бы мерит расстояние по воде, поэтому его так назвали.  Водомерка - насекомое. Живут у водоемов, они на своих лапках, когда встают на воду не тонут, потому что так устроены. Они очень легкие .

Для уток водоемы служат основным домом, в котором они живут длительный срок, выращивают потомство, и лишь временно, на зиму, вынуждены улетать в теплые края. Они собирают корм, опустив голову вниз – это моллюски, личинки насекомых, иногда головастики и мальки рыб. А также питаются растительной пищей - это, тростник, камыш, осока.

Бобр живёт по берегам лесных рек, речек и озёр. В воде он хорошо плавает, ныряет. Бобры строят жилища у самой воды – это норы и хатки с выходом под водой. Кроме того, бобры строят плотины.

Рыбы, как животные бывают хищники и травоядные.

Щука- хищник, она питается мелкой рыбой. Например, карасями. Но в первую очередь она нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням.

 Окунь - полосатый красавец. У него красные плавники. Он хоть и небольшой по размеру, но он хищник питается мелкой рыбой.

Карась питается растениями и личинками насекомых

Карп также больше питается растительной пищей, особенно камышами, но не откажется и от мелких рыбешек, мальков, рачков, червячков.

Воспитатель: Чем все рыбы похожи? (они живут в воде, у них есть жабры, плавники, хвосты, чешуя)

Обсуждение проблемного вопроса.

Воспитатель:   Ребята, а почему вы не взяли другие карточки, например с верблюдом, или с ежиком? Разве они не могут быть друзьями Водяного? Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Если выбирать из этих картинок, мы будем брать тех, кто без водоема жить не может. С этим заданием мы справились, давайте поспешим дальше.

Воспитатель: Отправимся дальше. Веди, веди нас наш клубок.

Подходим ко второму столу «ОТГАДАЙ-КА»

 Давайте посмотрим, что приготовила для нас злая колдунья. Это загадки. Я вам буду загадывать загадки, а вы постарайтесь угадать, о каком обитателе пруда я говорю.

Где же вы её найдёте?
Ну конечно же, в болоте!
Зелена, как трава,
Говорит: «КВА, КВА, КВА!»   (Лягушка)

Лягушку можно увидеть не только у воды, в воде она откладывает яйца, из которых и появятся на свет мальки. Прудовая лягушка – хищник, она питается подвижными насекомыми: мухами, жуками, стрекозами, комарами. Этих насекомых лягушка добывает своеобразно: с помощью широкого языка, покрытого клейкой слизью.

А теперь следующая загадка:

ползает наоборот,

задом  наперёд.

Всё под водой

хватает клешнёй   (Рак).

 Раки обитают в пруду с чистой водой на илистом дне. Здесь под корягами, камнями, корнями подводных растений они роют норки. Рак активен ночью. В случае опасности он пятится назад.

По узкой дорожке,

голова да рожки.

Кто так медленно ползет,

 на себе свой дом везет? (улитка).

Улитка - прудовик передвигается очень медленно. Живя среди зарослей растений, он соскабливает кожицу с поверхности листьев, а также поедает икру рыб, упавших в воду мух.

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

Стрекоза очень прожорлива, и весь день ее занят погоней за насекомыми, которых она ловит прямо на лету. Поедая насекомых-вредителей, стрекоза приносит человеку большую пользу. А вот личинки стрекоз живут в воде.

Давайте с вами представим, что мы стрекозы. И полетим к следующему заданию.

Динамическая пауза

Утром стрекоза проснулась

Улыбнулась, потянулась

Раз - водой она умылась,

Два– изящно покружилась,

Три - нагнулась и присела,

На четыре - улетела.

Подходят к последнему столу «СОСТАВЛЯЙ-КА»

Воспитатель: Игра: « Составь картинку». Нужно разделиться на команды и только вместе мы сможем собрать картинки быстро и правильно.

Воспитатель: Здесь нам нужно составить картинки, и тогда мы узнаем друзей Водяного.

  • Жук-плавунец
  • Комар
  • Цапля

В прудах, небольших озерах встречается жук-плавунец. У него обтекаемое тело. Задние длинные ноги выполняют роль весел. Плавунец дышит атмосферным воздухом. Поэтому ему приходится подниматься к поверхности воды и выставлять наружу конец брюшка. Через специальные отверстия поступает воздух, которым плавунец дышит.

Комар это насекомое, которое живет во влажной среде. У комаров самки пьют кровь, укусив жертву, а самцы питаются цветочным нектаром и никогда не кусаются. Множество комаров поедают стрекозы, лягушки; их личинки уничтожают не только рыбы, но и другие обитатели водоемов.

Цапля - это птица довольно крупного размера с длинными ногами. Она тщательно за собой ухаживает.  Питаются цапли рыбой, лягушками, раками, ящерицами,  различными насекомыми. На зиму цапли улетают на юг. Прилетают в середине весны.

Воспитатель: А наш клубок закончился. Это значит, что всех друзей мы спасли.  Давайте вернем друзей на место. Для этого мы с вами пройдем к нашему водоему (нарисован на доске) и заселим обитателей на свои места.

 Макет водоема с растениями, камышом  Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом  обсуждают, кого куда поселили.

А почему, Арсений ты заселил этого обитателя сюда? А как ты думаешь,  Варя  правильно  Максим заселил своего жильца? Почему? (Индивидуальная работа воспитателя с детьми)

Воспитатель:  Что ж, теперь и самого водяного можно позвать.  Дорогой Водолей. Мы возвращаем тебе твоих друзей.

Водяной: Спасибо, ребята.

3 часть.

Воспитатель:  Вот и мы вернули обитателей водоема на свои места. Какой красивый у нас получился водоем.  Молодцы, ребята, вы справились с заданиями, помогли Водяному найти своих друзей - обитателей водоема. А, скажите ребята, Водяной это реальный персонаж или сказочный?  Возможно встретить его на самом деле? Почему вы так думаете?

 Обсуждение: беседа

Давайте вспомним, с какими обитателями водоема мы сегодня познакомились.

-  Кто живет на берегу? Почему? А кто в воде? А он может на берегу жить? Почему?

- Кто из них хорошо плавает? Благодаря чему?  (вызвать на диалог)

- Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне?

- Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему?

Ребята, а как вы думаете, есть ли связь растений и животных водоема? Какая? А нужны ли растения и животные водоема друг другу?  А попробуйте, найти взаимосвязь комара с другими обитателями водоема.

комар — лягушка — цапля

кувшинка – рыба - лягушка

червячок — рыбка — чайка

водоросли — улитка — рак

молодцы. Все знаете. Ребята, а как вы думайте, можно часть водоема иметь у себя дома? А как? (ответы детей)
— Правильно, конечно это аквариум. Можно купить аквариум, налить воды и поселить там рыбок. Ребята,  наше занятие заканчивается, и я хочу вам сделать подарок. Посмотрите это аквариум. Только по-моему чего-то там не хватает? Давайте каждый подумает, чего не хватает,  и сегодня после ужина дорисуем аквариум.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ НА ТЕМУ «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ...

Презентация "Обитатели водоёмов" для детей старшей группы.

Презентация "Обитатели водоёмов" для детей старшей группы....

Конспект НОД по экологическому воспитанию на тему: «Обитатели водоемов» для детей старшей группы

Конспект по  экологическому воспитанию на тему: «Обитатели водоемов»  для детей старшей группы.Цель: Уточнить и расширить знания и представления детей о животных и растениях водо...

Беседа «Обитатели водоемов» для детей средней группы.

Цель:  Уточнение и расширение знаний и представлений детей о животных и растениях водоемов.  Систематизация экологических знаний....

Конструкт НОД "Обитатели леса!" для детей старшей группы

Конструкт НОД "Обитатели леса!" для детей старшей группы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Книжкина неделя» для детей старшей группы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по лексической теме «Книжкина неделя» для детей старшей группы....