Использование графической символики в ППРС для развития детской самостоятельности
консультация

Раскрываются примеры использования педагогом символов, знаков, схем и др.графических объектов в ходе образовательной деятельности, свободной деятельности детей, а также при организации ППРС в группе и дополнительных помещениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Улыбка»

Выступление на педагогическом совете на тему:

«Использование графической символики

в предметно-пространственнойразвивающей среде

для развития самостоятельности детей дошкольного возраста».

Подготовила:

                                                           педагог – психолог  Николенко Н.В.

                                                           

г. Саров

2021 г

Современные дети растут и развиваются не только в мире реальных вещей, но и в мире условностей, знаков, символов, обозначений. Богатство познания окружающего мира зависит от уровня развития знаково-символической функции мышления, которая значительно определяет в дальнейшем успешность обучения ребёнка в школе. Сейчас во многих аспектах нашей жизни широко используются разного вида схемы, символы, планы. Тем не менее, для многих детей сложно проводить анализ изображения, понимать смысл рисунков, устанавливать последовательность сюжетных картинок. Эти трудности связаны с тем, что в работе с детьми дошкольного возраста знаково-символические средства используются недостаточно.

Научными исследованиями доказано, что объём зрительного восприятия окружающего мира у детей составляет 75%. Поэтому материал, информация представленные в виде зрительных образов, усваивается ими, намного быстрее и эффективнее. Дошкольный возраст характеризуется высокой способностью к запоминанию и воспроизведению, потому что зрительно-образный вид памяти, у них ведущий.

Целенаправленное использование символов, знаков, схем, моделей в процессе организации предметно-пространственной развивающей среды является эффективным методом педагогического воздействия. Доказано, что использование моделей и знаково-символических средств ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя и его познавательную деятельность, учитывая психологические особенности дошкольника (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, способности к замещению). Практические методы (игры, упражнения, моделирование, элементарные опыты) оказывают положительное влияние на всестороннее развитие ребенка и занимают приоритетное место в обучении детей дошкольного возраста. Это возможно при комплексном подходе к организации воспитательно-образовательного процесса.

Л.С. Выготский, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов отмечали, что использование знаков и символов полезно для формирования умственной, самостоятельной, творческой, креативной деятельности детей. Также известно, что способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. Она обеспечивает возможность строить, осваивать и употреблять символы и знаки, без которых были бы невозможны не только наука и искусство, но и вообще существование человечества. По мнению психолога Ж. Пиаже, эта способность начинает складываться уже у трёхлетних малышей. Поэтому можно сделать вывод, что дети дошкольного возраста могут успешно освоить знаково-символическую систему.

Можно разработать игротеку для изучения обозначения знаков и символов, жестов и мимики. Играя, дети учатся ориентироваться на условные знаки как заместители реальных действий, вещей, как с их помощью понимать педагога и организовывать собственную деятельность. В качестве условных заместителей применяются символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы), предметные картинки. Используя их, необходимо придерживаться основных дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, повторяемость, наглядность.

Для организации знаково-символической системы общения с воспитанниками, можно использовать сигнальные карточки и жесты. А также активно использовать в общении и взаимодействии с детьми невербальные средства общения (жесты и мимику, телодвижения и др.) для передачи своих эмоций, настроения.

Ситуации, в которых педагогу можно использовать знаковую символику.

При возникновении в группе шумных ситуаций на помощь придёт карточка с нарисованным восклицательным знаком или приложенного пальца к губам. Если нужно привлечь внимание детей, то поднимается вверх указательный палец, кто-нибудь из детей обязательно заметит эти знаки и обратит внимание других. С помощью карточек (нарисованные комнатные растения, столовые приборы, тетрадь) для ребят обозначаются дежурство, помощь в уголке природы, подготовка необходимого материала к занятиям, просьба убрать игрушки или выполнить другие простые поручения.

Также предлагается использовать сигнальные карточки (карандаши - изодеятельность, деревья и солнышко – прогулка и т.д.). Например, картинка бубна и свистка может приглашать дошкольников на утреннюю гимнастику, занятие по физической культуре.

Использование мнемокарт, мнемодорожек, мнемотаблиц позволяет дошкольникам эффективно воспринимать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её. С их помощью дети запоминают стихотворения, чистоговорки, составляют и пересказывают рассказы и сказки. Сначала применяются  изображения предметов, а затем символы, приближенные к речевому материалу для опосредованного запоминания. К. Д. Ушинский утверждал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

На занятиях по изодеятельности и конструированию  можно применять различного рода схемы, чертежи, карты.

Для быстрого и аккуратного одевания на прогулку и раздевания после неё, с детьми младшего, среднего возраста можно продумать и изготовить индивидуальные алгоритмы, приклеить их на шкафчики. Таким образом, у детей перед глазами всегда будет подсказка и напоминание.

Ещё одной прекрасной идеей использования графической символикой в среде группы является создание альбома, плаката, картотеки «Правила поведения в группе». Совместно с детьми, обговаривается, какие правила нужны нам, как их можно изобразить. В данном виде работы, приоритет отдаётся идеям и инициативе детей. В старшем дошкольном возрасте, сами символы, знаки и схемы дети рисуют самостоятельно. Оформляются альбомы и плакаты воспитателями и детьми совместно. Можно изготовить  два плаката (альбома): один для занятий, другой для поведения в приёмной, группе, спальне, на прогулочном участке.  

Также в группах старшего дошкольного возраста совместно с детьми можно оформить и специальный стенд с фотографиями воспитанников, где ежедневно прикрепляются  звезды трех цветов, по итогам дня. Кто какую звездочку заслужил, решают сами дети, объясняя свое решение. Красную звездочку дают тому, кто неоднократно в течение дня нарушал дисциплину, зеленную, если были какие-то незначительные нарушения, жёлтая звёздочка присуждалась за спокойное поведение, за соблюдение правил, вежливое общение, помощь друзьям, воспитателям.

Использование пиктограмм можно с успехом применять в любом виде образовательной деятельности:
- развитие культурно-гигиенических навыков;
- формирование здорового образа жизни (физминутки, комплексы  гимнастики и т.д.);
- пересказ произведений;
- заучивание стихотворений;
- дидактические игры.

Приемы обучения моделированию художественных произведений:      
- кодирование в образы;
- запоминание (соединение двух образов);
- пересказ информации с опорой на пиктограмму;
- воспроизведение пиктограммы.

Также можно использовать графическую символику при обозначении детьми своего настроения. Например, зигзаг – злость, прямая линия – спокойствие и т.д. С помощью рисунков, символов, знаков можно предложить детям обозначить настроение музыки, свои эмоции и чувства после её прослушивания. С помощью графических изображений дети могут обозначить и характер сказочного персонажа.

Помимо развивающего воздействия в аспекте познавательного развития, данная методика позволяет формировать у дошкольников умения контролировать свое поведение, сдерживать себя. Постепенно использование графической символики в жизни детей в детском саду становится привычным и естественным, помогает упорядочивать восприятие, мышление детей, а также стимулирует организацию своей деятельности и самодисциплину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планирование и организация условий для развития детской самостоятельности в соответствии с ФГОС ДО"

Методическое объединение воспитателей групп дошкольного возраста по проблеме развития детской самостоятельности в соответствиями с ФГОС ДО1 Готовность педагогов к профессиональной деятельности в конте...

«Использование знаковой символики на занятиях по развитию речи и рисованию, ознакомлению с окружающим миром»

   Дошкольный возраст-  это возраст образных форм сознания . Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, раз...

Развитие детской самостоятельности и инициативы

В ФГОС указывается, что одним из  основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка самостоятельности и инициативы является так же...

Использование графических моделей в познавательно- речевом развитии дошкольников.

Актуальность разработки методических рекомендаций определяется их направленностью на реализацию развивающей функции образования, что является ключевой задачей современной образовательной ситуации в це...