Проект "Новосибирск - город героев и победителей Великой Отечественной войны" (краеведение) старшая группа
проект (старшая группа)

Абдрахманова Татьяна Алексеевна

Проект "Новосибирск - город героев и победителей Великой Отечественной войны" (краеведение) старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novosibirsk_gorod_geroev_i_pobediteley_vov.docx37.69 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Новосибирск – город героев и победителей Великой Отечественной войны» (краеведение) старшая группа «Вишенка».

1.Краткая аннотация проекта.

2.Описание учреждения.

3.Актуальность проблемы.

4.Цель и задачи проекта.

5.Готовность к реализации проекта.

6.Этапы, содержание и методы реализации проекта.

7.Прогнозируемые конечные результаты деятельности.

8.Практическая значимость результатов.

9.Возможные риски.

10.Критерии и показатели эффективности реализации проекта

11.Ресурсы (бюджет проекта).

12.Функционал участников проекта.

13.Перечень используемых источников

14.Приложение.

1.Краткая аннотация проекта

Одним из важнейших направлений патриотического воспитания является краеведение. Смысл краеведческого образования: позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой Родине, развивает интерес к культурному наследию, приобщает ребенка к культурным традициям, развивает способности чувствовать красоту города. Изучение истории своего края помогает привить детям любовь и уважение к своему городу, людям, живущим в нем. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. отразилась в сердце каждого человека нашей советской страны. Город Новосибирск, несмотря на то, что находится в глубине страны, далеко от военных действий тех суровых лет, принял самое активное участие в исходе войны, в Победе нашего народа над фашизмом. Сибиряки добровольцами уходили на фронт, воевали самоотверженно, наводя страх на фашистов. А сам город Новосибирск стал мощным тылом, который обеспечивал фронт боеприпасами, боевыми машинами, продовольствием, снаряжением.

Данный проект направлен на организацию работ по ознакомлению детей дошкольников старшего возраста с военным прошлым города Новосибирска, с героями-сибиряками. Проведение тематических бесед и мероприятий сс детьми является важной составляющей патриотического воспитания дошкольников, формированию любви к Отечеству, которая помогает ощутить корни своего рода. Именно поэтому, чем раньше ребенок начнет чувствовать свою причастность к Родине, к родной земле, тем скорее у него будет формироваться чувство ответственности за ее будущее, будущее своей страны, своей семьи.

Родители должны тесно сотрудничать с воспитателями детских садов, чтобы при комплексном подходе не только расширить познания ребенка о войне 1941 – 1945 гг., но и сформировать у него правильную и четкую гражданскую позицию, воспитать уважительное отношение к старикам и ветеранам, памятникам и героям ВОВ.                                                                                              

 А также мы решили донести с помощью данного проекта до будущих поколений примеры героизма и мужества, любви к Родине наших земляков.

2.Описание учреждения

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №401» расположено по адресу: ул. Кошурникова, 49/1, Дзержинского района.

Согласно приказа ГорОНО г. Новосибирска от 15.01.1969 г. Данный ясли-сад № 401 был открыт впервые.

01.09.2014 г. учреждение было переименовано в Муниципальное казенное дошкольное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 401».

В настоящие время МКДОУ д/с № 401 посещают 83 детей со статусом ОВЗ.

На основании заключения ТПМПК г. Новосибирска данным детям были присвоены такие диагнозы как: амблиопия, косоглазие, миопия, гиперметропия, синдром Вьюнка, СНР I, II, III уровень речевого развития. У которых первичным является ЗПР, ОНР I, II, III уровень речевого развития с сохраненным интеллектом.

С детьми старшей дошкольной группы «Вишенка» работают:

Литвинова Е.Г., Абдрахманова Т.А. – воспитатели группы комбинированной направленности

Николаева И.В. – учитель-дефектолог

Макарухина Н.А.- инструктор по физической культуре

Капустина Н.Н. – музыкальный руководитель.

Данный проект может быть использован в работе педагогов ДОУ; в НОД, совместной деятельности педагогов и детей, в художественном творчестве.

3.Актуальность проекта.

Проект направлен на нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. Патриотическое чувство – это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. Одним из важных этапов развития личности ребенка является его всестороннее развитие и знание истории своей страны. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Но интересны им могут быть далеко не все темы, а лишь те, которые имеют практическую значимость. Воспитатели должны уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детей. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших

 Очень важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за Родину, за ее будущее. Нельзя стать патриотом, не чувствуя связи с Родиной, не зная, как любили, берегли и защищали ее наши отцы и деды. Без уважения к истории своего Отечества, нельзя воспитать у детей чувство собственного достоинства и уверенности в себе. Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Это подвиг, без которого не было бы не нас, не России. К сожалению, с каждым днем утрачивается связь поколений, очень мало осталось в живых фронтовиков, героев войны. Нужно обязательно рассказывать детям о Великой Отечественной войне, о ветеранах – защитниках Родины, о жизни людей в военное время, о военном оружии, о форме одежды военных, о Победе.

Срок реализации проекта: 4 месяца.

Участники: дети старшей группы «Вишенка», педагоги, родители воспитанников.

 

4.Цели и задачи проекта.

Цель: создание условий для решения задач патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста; формирование у детей и их родителей гражданской позиции, исторической культуры, патриотических чувств, уважения к историческому военному прошлому своего города Новосибирска, любви к Родине, желание принимать участие в проведении мероприятий, посвященных Дню Победы.

Задачи:

1.Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, раскрыть значение Победы в ВОВ;

2.Воспитывать любовь и уважение к ветеранам войны и всем защитникам Отечества, а также к героям тылы;

3.Уточнить и расширить знания детей о музеях, памятниках, монументах воинам ВОВ в городе Новосибирске;

4.Воспитывать будущих защитников своей страны, стремление быть смелым и отважным;

5.Способствовать укреплению семейных связей разных поколений;

6.Развивать продуктивную деятельность и творчество у детей;

7.Организовать сотрудничество детей, родителей и педагогов в совместном освоении данной темы.

5.Готовность к реализации проекта

Место проведения: МКДОУ «Детский сад № 401». Проект рассчитан на детей старшей группы сс нарушением зрения.

Готовность педагога к реализации компетентного подхода в реализации данного проекта очень важна, т.к. помогает четко понимать каким будет результат деятельности. Поэтому работая над данным проектом, были выделены ориентиры в использовании методов.

                                   

                                Методы реализации.

Методы реализации

Компетенции

1.Словесные

1.Беседы, чтение художественной литературы, словесные игры, заучивание стихов.

2.Практические

2.Наблюдения, рисование, аппликация, лепка.

3.Наглядные

3.Рассматривание иллюстраций, просмотр документального фильма, организация выставки рисунков.

4.Информационные

Беседы, рассматривание исторических иллюстраций, посещение с родителями памятных мест нашего города.

6.Подготовка методического материала для реализации проекта.

П/№

Вид деятельности

Направления в работе

    1.              

НОД

1.«Наша Армия родная»

2.Александр Покрышкин.

3. «Начало войны. Добровольцы Сибири»

4.Борис Богатков – поэт

5. «Эвакуация заводов и предприятий. Создание госпиталей в Новосибирске.»

6. «Труженики тыла. Трудовой подвиг школьников».

7. «День Победы – светлый праздник».

Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, проведение праздников с музыкальным руководителем и инструктором по физкультуре, дидактические упражнения, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество (рисование), создание лэпбука.

2.

Познавательно-коммуникативная, речевая.

Формирование лексико-грамматического строя речи в заучивании стихов, песен, рассказ детей о своих впечатлениях от посещений памятных мест.

3.

Художественное творчество.

Рисование.                   Пластилинография.

Оформление выставки детских работ.

4.

Взаимодействие с педагогами

Учитель-дефектолог:

Беседа по темам: «Начало войны. Добровольцы Сибири». Цель: формирование представлений у детей о военном прошлом страны и родного города.

Инструктор по физической культуре и музыкальный руководитель:

Проведение праздников «23 февраля», «9 мая».

Цель: воспитание чувства уважения и признательности к участникам ВОВ и труженикам тыла.

5.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Посещение памятных мест города Новосибирска, семейный просмотр художественных фильмов о войне.

6.

Результаты проекта

Формирование первоначальных представлений об участии новосибирцев в событиях 1941 – 1945 гг., понимание важности Победы нашего народа в борьбе с фашизмом.

Презентация.

7.Этапы, содержание, и методы реализации проекта.

Действия детей

Действия педагогов

Действия родителей

Ответственный

                              Подготовительный этап

                               (1-я половина февраля).

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

1.Выявление уровня знаний по теме проекта.

2.НОД

а) «Наша Армия родная».

Беседы с детьми. Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, разучивание стихов, песен, дидактические игры, пальчиковые игры, художественное творчество (Рисование. Совместная деятельность. «Военная техника».

Приложение № 2

1. Выявление степени информированности родителей по данной теме, привлечь внимание родителей к важности и значимости темы.

Приложение№ 1 (анкета)

2.Подбор методической и художественной литературы, иллюстрационного материала, создание развивающей среды в группе.

                             Основной этап (2-я половина февраля – май)

  НОД

       1.«Александр Покрышкин»

Беседа с детьми, рассматривание портрета, иллюстраций.

Приложение №3.

      2.Проведение праздника «День защитника Отечества» совместно с инструктором по физкультуре и музыкальным руководителем.

         Март

      НОД

     а) Беседа с детьми учителя-дефектолога Николаевой И.В. на тему: «Начало войны. Добровольцы Сибири».

Рассматривание иллюстраций, прослушивание песен «Вставай страна Огромная», «Катюша».

Приложение №5.

     б) «Борис Богатков – русский советский поэт, герой Великой Отечественной войны».

  Беседа, чтение стихов поэта.

Приложение № 3.

 

     в) «Эвакуация заводов и предприятий», «Создание госпиталей в Новосибирске».

Беседы, рассматривание иллюстраций, чтение рассказов, просмотр документального фильма.

Приложение № 3

               

             

                    Апрель

НОД

«Труженики тыла», «Трудовой подвиг школьников».

Беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение рассказов, стихов, лозунг «Все для фронта, все -для Победы», создание лэпбука.

Приложение №7 (Конспект НОД «Город Новосибирск и новосибирская область в годы Великой Отечественной войны)

1.Посещение памятных мест в нашем городе.

Приложение № 4.

        

                     

                     

                Март

Предложить несколько советов и рекомендаций по созданию у детей наиболее полного представления о ВОВ, подвигах русского народа в ней.

Рекомендовать родителям читать детям художественные произведения о войне, по возможности посетить музеи, памятники, памятные места, посвященные ВОВ, труженикам тыла, героям-сибирякам, просматривать фильмы о ВОВ.

Приложение № 9. (инсталляция боевых действий).

                   

                 Апрель

Поговорить с детьми о тружениках тыла, о событиях в нашем городе в годы Великой Отечественной войны, дать представления о том, как самоотверженно трудились наши родные во имя Победы и благополучия нашей Родины и страны.

Посещение родителями памятных мест в нашем городе

Приложение № 4.

                                  Заключительный этап (май)

Май

НОД

1.«День Победы – светлый праздник»

Беседы, рассматривание иллюстраций, создание выставок, макета военной техники, рисунков, открыток, стенгазеты, оформление «Окна Победы», участие в создании «Ленты памяти».

Прослушивание песни «День Победы»

Приложение №12

Пластилинография: «Салют Победы».

Приложение № 10

 

2.Проведение праздника «9 мая»

Совместно с музыкальным руководителем.

Приложение№11              

Май

Помощь в создании выставок рисунков, макета военной техники, открыток, участие в создании «Лента памяти», в проведении праздника «9 мая»

Приложение № 12.

8.Прогнозируемые конечные результаты деятельности.

-У детей будут сформированы первоначальные представления об участии новосибирцев в событиях 1941 – 1945 гг. во время ВОВ, понимание важности победы нашего народа в борьбе с фашизмом. У детей будет воспитано уважение к людям старшего поколения, чувства гордости за свою Родину.

-У педагогов осуществление инновационной деятельности, повышения профессионального уровня, обобщение педагогического опыта.

-У родителей будет сформирована активная позиция в нравственно-патриотическом воспитании и образовании своих детей.

9.Практическая значимость результатов.

В результате работы над проектом повысился уровень знаний старших дошкольников и их родителей об истории нашего города и страны в годы Великой Отечественной войны, о ее защитниках, о том как трудились наши земляки во время войны на благо нашей Родины.

Знакомство с историей города Новосибирска в годы ВОВ способствовало формированию у дошкольников чувства гордости за своих земляков, их трудовой подвиг, уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны. Дети стали более внимательнее, отзывчивее и более любознательными. Участие в проекте родителей благоприятно сказалось и на улучшении детско-родительских отношений.

10.Возможные риски

Риски

Пути преодоления

Малая заинтересованность детей для участия в проекте

Чтение литературы по теме проекта, беседы, игры, наблюдения, заучивание стихов.

Недостаточная активность родителей

Беседы о необходимости сотрудничества для достижения общих целей.

11.Критерии и показатели эффективности реализации проекта.

1.Рост интереса дошкольников к изучению истории родного города, страны, проявление чувства патриотизма к Родине.

2.Рост числа детей, заинтересованных в истории своего родного города и страны в годы Великой Отечественной войны.

3.Рост количества родителей, заинтересованных в изучении детьми родного города, его исторической значимости.

4.Активность детей в общении и взаимодействии между собой, во время реализации проекта.

Перед началом проекта нами был проведен опрос детей. После опроса детей, пришли к выводу, что большая часть детей не владеет знаниями о нашем городе и родном крае.

12.Ресурсы проекта

Наименование

Всего (рублей)

Имеющиеся средства

Требуемые средства

Канцелярские товары

500

500

0

Ноутбук

35000

35000

0

Ламинатор

3000

3000

0

Многофункциональное устройство (принтер)

10000

10000

0

Фотоаппарат

6000

6000

0

Итого:

54500

54500

0

13. Функционал участников проекта.

Ответственные

Функционал обязанностей

Заведующий ДОУ

Создание условий для реализации и проведения мероприятий. Обеспечение материальной базы в рамках реализации проекта.

Старший воспитатель

Методическое сопровождение педагогов (консультации, семинары)

Воспитатели

Реализация совместной деятельности и самостоятельной деятельности с детьми.

Взаимодействие педагогов в реализации проекта.

Включение родителей в процесс познания детьми родного края.

Воспитанники старшего дошкольного возраста

Активные участники в проектной деятельности, выставках, праздниках, презентациях.

Учитель-дефектолог

Проводит индивидуальную и совместную работу по реализации проекта на групповых и индивидуальных занятиях.

Инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель

Помощь в проведении праздников, конкурсов чтецов, разучивании песен.

Родители

Проводят экскурсии по родному городу, помогают детям в выставках рисунков.

14.Перечень используемых источников.

1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками – М, 2003

2.Комарова Т.С. занятия по изобразительной деятельности. – М.: Мозаика – Синтез, 2011

3.Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. -М: Сфера, 2016

4.Шорыгина Т.А. Детям о Великой Победе. – М: ГНОМ, 2011

5.Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: Сфера, 2017

15.Перечень художественной литературы для детей дошкольного возраста.

1.Воронкова Л. «Девочка из города» - история о девочке-сироте, оказавшейся в годы войны в чужом селе и нашедшей новую семью и дом.

2.Осеева В.А. «Васек Трубачев и его товарищи» - о судьбе мальчишки Васи Трубачеве и его друзьях, чье мирное детство оборвала война.

3.Баруздин С. «Шел по улице солдат».

4.Кассиль л. «Твои защитники».

5.Паустовский К. «Похождение жука-носорога».

6.Митяев А. «Почему Армия родная», «Дедушкин орден».

7.Яковлев Ю. «Как Сережа на войну ходил».

8.Баруздин С. «Рассказы о войне».

9.Михалков С. «День Победы».

10.Богатков Борис стихи о войне.

11.Благинина Е. «Письмецо».

12.Ладонщикова Г. «Достойный внук».

13.Краснов И. «К Вечному огню», «Праздник бабки Ульяны».

14.Благинина Е. «Почему ты шинель бережешь?».

15. Никольский Б. «Кто охраняет небо?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка посвящённая Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне в старшей группе ГБДОУ «Детский сад №37» г. Санкт – Петербурга

Данный проект позволяет познакомить детей дошкольного возраста с историей нашей страны, с подвигом народа в Великой Отечественной войне....

Конспект образовательной ситуации по патриотическому воспитанию «Детям о Великой Отечественной войне» в старшей группе (ко Дню Победы)

middot;        Познакомить детей с Великой Отечественной войной·        Воспитывать  уважение к Защитникам Родины на ...

Беседа-презентация «Великая Отечественная Война» в старшей группе. Подготовила воспитатель Селезнева Ирина Федоровна

Дети с родителями  входят в зал под музыку «Священная война» и встают полукругом.Звучит запись, сделанная в 1941 г. советским диктором Ю.Б. Левитаном, с объявлением о начале вой...

ПОЛОЖЕНИЕ о Конкурсе детского рисунка, посвященном празднованию 75-ой годовщины Победы в Великой Отечественной войне в старшей группе «Звёздочки»

Конкурс проводится с целью воспитания правильного понимания исторической значимости Великой Победы, как события, ставшего судьбоносными не только для нашей страны, но и для всего человечества.Задачи К...

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Материал может использоваться в рамках нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста....

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВЕЛИКИЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

Воспитание в детях уважения к подвигу советских солдат, к великой истории нашего народа.Закрепление  знаний детей о Великой Отечественной войне, воспитание любви к Родине....

Конспект викторины «Дети — герои Великой Отечественной войны» для старшей группы

Цель: систематизировать знания детей о подвигах пионеров героев в годы Великой Отечественной войны.Задачи:Расширять представления детей о Великой Отечественной войне;Формировать интерес детей к истори...