Проект "Играем в профессии" с детьми ОВЗ
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Палагнюк Екатерина Александровна

Прект "Играем в профессии" предназначен для детей с ОВЗ от 4 до 7 лет. Данный проект расчитан на 5 месяцев. Благодаря данному проекту дети с ОВЗ  старшего дошкольного возраста приходят к пониманию требований, которые предъявляет профессиональная деятельность, наличие профессионально важных качеств, позволяющих овладеть профессией и добиться в ней успеха. К получению детьми с ОВЗ информации о возможностях получения профессионального образования. Формированию положительного отношения к рабочим профессиям. В проекте разработан план работы с педагогов и специалистов по ознакомлению с профессиями, а также план работы  с детьми  ОВЗ по разным видам деятельности. Также в данном проекте для глубокого и результативного ознакомления с профессиями, используются инновационые методы, приёмы, оборудование.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_igraem_v_professii.docx41.57 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 22 «ПЛАНЕТА ДЕТСТВА»

Городской конкурс лучших практик профориентационной работы в образовательных организациях города Ханты-Мансийска

«Профориентационная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья»

Проект

по ранней профориентации обучающихся с ОВЗ

«Играем в профессии»

Подготовили: зам. заведующего по

воспитательной работе

Кузнецова Евгения Николаевна,

 старший воспитатель

 Палагнюк Екатерина Александровна

Ханты-Мансийск, 2020

  1. Пояснительная записка

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия и участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду.  При организации профориентационной работы с детьми ОВЗ выделены ряд факторов:

  • интересы обучающегося;
  • психофизические особенности развития;
  • необходимость создания специальных условий;
  • позиция родителей (законных представителей);
  • информированность о вариантах профессиональной деятельности, для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.

Организация ранней профориентационной работы в дошкольном учреждении в группе компенсирующей направленности с обучающимися с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, является актуальной проблемой, нуждающейся в дальнейшем развитии.

2. Актуальность

Самостоятельный выбор профессии – ответственный процесс: от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психическое здоровье. Именно поэтому, данный проект индивидуален для обучающихся с ОВЗ и включает в себя   работу по ознакомлению и внедрению ранней профориентации. Ранняя профориентационная подготовка детей с ОВЗ – одно из важнейших направлений модернизации российского образования, закрепленных в нормативно-правовых документах.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом, особый акцент сделан на возрастной группе 4-7 лет и таком виде деятельности,8 как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице).

Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители, со спецификой их профессий, требованиями, которые они предъявляют человеку. Чем больше ребенок получит информации, чем более разнообразна будет его игровая деятельность, тем легче будет выявить реальные интересы и потребности детей с ОВЗ.

В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в школе, в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому, его можно готовить уже с детского сада.

Проект по ранней профориентации (далее - Проект) рассчитан на детей с ОВЗ дошкольного возраста от 4 до 7 лет и направлен на создание психолого-педагогических условий развития ранних представлений дошкольников о профессиях, формирование познавательного интереса, расширение кругозора в области ознакомления с профессионально-трудовой деятельности взрослых.

В современных условиях рыночной экономики, жесткой конкуренции на рынке труда, при повсеместном использовании новых технических средств, в том числе и компьютеризации, подготовка детей с ОВЗ к социально-профессиональной адаптации в социуме становится актуальной и значимой.

3. Педагогическая целесообразность и новизна проекта

Ранняя профориентация дошкольников стала одним из направлений работы педагогического коллектива дошкольного учреждения, где образование детей с ОВЗ строиться в соответствии с воспитательной идеологией модернизации общего образования в России, согласно которой, основным результатом деятельности дошкольного образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков, а овладение ребенком набором компетентностей. Ключевыми компетенциями, которые необходимо и возможно сформировать у детей с ОВЗ в дошкольном возрасте являются:

Социальная компетенция

Взаимодействия детей с ОВЗ с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность.

Коммуникативная компетенция

Совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для правильного восприятия детьми с ОВЗ и отражения действительности.

Компетентность здоровьесбережения

Знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у детей с ОВЗ, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Эмоциональная компетенция

Осознание:

- своих чувств, эмоций и управление ими,

- чувств и эмоций других людей.

Организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

4. Новизна Проекта: заключается в возможности обеспечить вариативность образовательного процесса через реализацию творческого потенциала детей с ОВЗ, вовлечение в совместное творчество всех участников образовательного процесса, создание условий для индивидуализации и социализации детей с ОВЗ посредством различных форм деятельности по ранней профориентации.

5. Цель Проекта: организация ранней профориентации детей с ОВЗ, направленной на развитие позитивных установок и уважительного отношения к разным видам рабочих профессий, актуальных для нашего города и округа, формирование допрофессиональных способностей у детей с ОВЗ. 

Задачи:

1. Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ на основе чувственного опыта.

2. Формирование представлений о разнообразии рабочих профессий, элементарных представлений об общественной значимости той или иной профессии.

3. Ориентирование детей с ОВЗ на выбор рабочих профессий, востребованных в нашем городе.

4. Активизирование пропагандистской деятельности среди родителей (законных представителей) посредством их включения в воспитательно-образовательный процесс по вопросам ранней профориентации детей с ОВЗ.

Учитывая возрастные и физиологические особенности развития детей с ОВЗ, в данном Проекте значимое место отводится практической деятельности.

Целевая аудитория: дети с ОВЗ в возрасте от 4 до 7 лет, в количестве 12 человек.

Срок реализации Проекта: октябрь 2020 – февраль 2021.

Вид проекта: групповой, информационный, творческий, игровой.

Прогнозируемые результаты:

  • Формирование у детей с ОВЗ познавательной активности, как необходимого качества для успешного обучения в школе.
  • Понимание детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста требований, которые предъявляет профессиональная деятельность, наличие профессионально важных качеств, позволяющих овладеть профессией и добиться в ней успеха.
  • Получение детьми с ОВЗ информации о возможностях получения профессионального образования.
  • Формирование у детей с ОВЗ положительного отношения к рабочим профессиям.

Основные механизмы реализации Проекта:

  • Привлечение родителей (законных представителей) к участию в профориентационных мероприятиях в дошкольном учреждении, через такие формы работы, как практические занятия, мастер-классы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, конкурсы, выставки.
  • Разработка и реализация методических пособий по ранней профориентации детей с ОВЗ, целью которых является распространение опыта работы педагогического коллектива.

Основные формы работы по профориентации с детьми ОВЗ:

  • организованная деятельность (игры, беседы, занятия, экскурсии, праздники);
  • оборудование развивающей предметно-пространственной среды (РППС);
  • общение с родителями (законными представителями) обучающихся.

План работы на 2020-2021 учебный год

«Профориентационная совместная деятельность педагогов с детьми ОВЗ»

Содержание

Сроки

Исполнители

1

Проведение информационных образовательных ситуаций о мире профессий

октябрь 2020 - февраль 2021

Воспитатели группы

2

Игры, моделирующие профессиональную деятельность

октябрь 2020 - февраль 2021

Воспитатели группы

3

Беседы, чтение литературы, заучивание стихов о профессиях

октябрь 2020 - февраль 2021

Воспитатели группы

4

Выставка рисунков детей с ОВЗ по ранней профориентации

январь 2021

Воспитатели по изодеятельности,

воспитатели группы

5

Создание в ДОУ мини-музея профессий

январь - февраль

2021

Старший воспитатель, воспитатели по изодеятельности,

воспитатели группы

6

Оформление лэпбуков по профессиям

февраль 2021

Старший воспитатель,

воспитатели,

родители (законные представители)

7

Квест-игра «Играем в профессию»

февраль 2021

Воспитатели групп, обучающиеся

       

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра вносит элемент творчества в действия детей, отражают труд взрослых. Для детей с ОВЗ большое значение имеет содержание игры, в процессе которой воспитывается правильное отношение к явлениям окружающей жизни, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда. 

План реализации проекта:

I этап – Подготовительный (октябрь 2020): определение целей и задач Проекта, сбор методического, научно-популярного материала, разработка конспектов образовательных ситуаций, тематических бесед по ознакомлению детей с ОВЗ с профессиями.

Индивидуальные беседы с детьми с ОВЗ о том, кем и где работают их родители.
Размещение на книжном стенде в группе книг, открыток, иллюстраций, картин с изображением профессий, инструментов, предметов-помощников. Оформление стенда «Все работы хороши - выбирай на вкус», прогнозирование результата.

 

II этап - Организационный (октябрь-ноябрь 2020)

  • Оформление информационного стенда для родителей (законных представителей). 
  • Консультация для родителей (законных представителей): «Трудовое воспитание в семье». 
  • Презентация для детей с ОВЗ: «Все работы хороши - выбирай на вкус».
  • Составление плана работы, включающего в себя различные виды детской деятельности, с учетом интеграции образовательных областей.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды: подбор художественной литературы в книжном центре, подбор иллюстраций, раскрасок по профессиям в центре изобразительной деятельности, подбор и изготовление дидактических игр по ознакомлению с профессиями, пополнение центра сюжетно-ролевых игр атрибутами.

План работы с детьми ОВЗ по ранней профориентации

Знакомство с профессиями в течение учебного года: «Шофёр», «Воспитатель», «Помощник воспитателя», «Военный», «Космонавт», «Лётчик», «Дворник», «Ветеринар», «Строитель», «Повар», «Продавец».

Игры, направленные на знакомство с профессиями

Виды игр

Названия игр

Дидактические игры

«Кем я хочу стать?», «Как буду работать?», «Знакомство с профессиями», «Инструменты», «Кому нужны эти предметы», «Самый внимательный»

Словесные игры

«Отгадай профессию», «Кто кем хочет стать?», «Профессии», «Кто больше расскажет о профессии», «Доскажи словечко», «Найди ошибку», «Рассказы по картинкам»

Сюжетно-ролевые игры

«Варим кашу для куклы», «Лечим куклу», «Сварим вкусный суп из овощей», «Магазин посуды», «Магазин игрушек», «Строим дом», «Парикмахерская», «Детский сад», «Ветеринарная лечебница», «Пожарные»

Подвижные игры

«Тише едешь, дальше будешь», «Такси», «Воробушки и автомобиль», «Часовой», «Самолеты», «Парашютисты», «Жмурки с колокольчиком», «Мы спортсмены», «Иголка, нитка, узелок», «Лесник и елочки»

Чтение художественной литературы, направленной на знакомство с профессиями

В. Маяковский «Кем быть?», М. Познанская «Пойдем на работу», Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремесла». 

Пожарный: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Л. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «Пожар в море», «Дым», «Пожар», Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял», С. Михалков «Дядя Степа».

Полицейский, военный: С. Маршак «Мы военные», С. Михалков «Дядя Степа - милиционер».

Мед. работники: А. Кардашова «Наш доктор», Чуковский «Айболит», А. Барто «Мы с Тамарой санитары», И. Турчин «Человек заболел».

Шофер, работник железной дороги, ГИБДД: Калинина «Как ребята переходили улицу», Житков «Железная дорога», Ильин «Машины на нашей улице» М. Коршунов «Едет, спешит мальчик».

Театрализованная деятельность: миниатюры «Мы в профессии играем: «01», «02», «03» всегда на страже» (пожарный, полицейский, доктор, драматизация отрывков художественных произведений.

Виртуальные экскурсии в «Мир профессий», посещение мини-музея «Атлас профессий», презентации «Все работы – хороши!» и др.

Инновационные методы арт-терапии

Игротерапия – помогает осознать себя как личность, поднять самооценку, отреагировать все негативные внутренние эмоции, понизить тревожность, ощущение вины и беспокойства.

Изотерапия (тематическое рисование, рисование на мокрой бумаге; монотипии, рисование с использованием техники раздувания краски и др.) - с целью ослабления эмоционального возбуждения.

Смехотерапия (обыгрывание потешек, чтение юмористических стихов, проведение минуток смеха, игры в смешные слова).

Музыкотерапия (записи на магнитофоне, в презентации, игры на музыкальных инструментах, пение и слушание инструментальной музыки и др.) - методы музыкотерапии, в комплексе с другими техниками лечения искусством, способны корректировать различные эмоциональные отклонения и нарушения психики у детей с ОВЗ.

Сказкотерапия (логосказки: пальчиковые, артикуляционные, фонетические; сказки по обучению грамоте; сказки, способствующие формированию связной речи; лексико-грамматические сказки).

Драматерапия активизирует движения органов артикуляционного аппарата, формирует лексико-грамматический строй речи, развивает общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, психические процессы (воображение, эмоционально-волевую сферу, внимание, восприятие), творческие способности.

Песочная терапия - развивает творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация детей с ОВЗ к занятиям, происходит гармонизация психоэмоционального состояния.

Интерактивная система «Калибри»

Интерактивная песочница позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ в период дошкольного образования. Дети с ОВЗ совместно с педагогами могут моделировать игровое пространство; создавать орудия труда; здания, в которых работают люди разных профессий.

Интерактивный стол содержит игры, предназначенные для познавательной мотивации и интереса детей с ОВЗ; развития всех видов восприятия и самостоятельности. Предлагаемая система построена на использовании бесконтактного сенсорного игрового контролёра Kinect. Дети  с ОВЗ могут развиваться не только умственно, но и физически.

С помощью комплекса интерактивных развивающих и обучающих игр «ВОЛШЕБНАЯ ПОЛЯНА», интерактивного редактора и игрового центра «СОВА», у детей с ОВЗ формируется  развитие психических познавательных процессов, умение преодолевать коммуникативные барьеры в общении, создание ситуаций успеха. Благодаря современным и интересным играм-занятиям, презентациям, видеокнигам по ознакомлению с различными видами профессий, орудиями труда.

LEGO-конструирование - создание условий для развития у обучающихся с ОВЗ:

- мелкой моторики;

- логического мышления;

- воображения.

Каждое занятие по ранней профориентации с детьми с ОВЗ включает упражнения и задания по двум блокам:

1) Блок развития познавательной сферы включает в себя методические приёмы, развивающие задания, игры и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения.

2) Блок развития мотивационной сферы развивает мотивационную сторону учебной деятельности.

Использование перечисленных видов арт-терапии в комплексе в игровой форме способствует полноценному и всестороннему развитию детей с ОВЗ.

III этап - Познавательно-творческий (ноябрь 2020 - январь2021)

Реализация основных видов деятельности по плану Проекта.

Квест-игра «Играем в профессии» для детей с ОВЗ совместно с родителями (законными представителями).

IV этап - Презентационный (февраль 2021)

Защита Проекта – итоговая презентация.

Результаты:

  • Активная пропаганда работы дошкольного учреждения по ранней профориентации детей с ОВЗ.
  • Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную с дошкольным образовательным учреждением работу по ранней профориентации детей с ОВЗ.
  • Разработка методических материалов по ранней профориентации.
  • Совершенствование системы деятельности в ДОУ по использованию современных педагогических технологий в процессе ранней профориентации детей с ОВЗ. 
  • Создание библиотеки методической и детской литературы по ранней профориентации дошкольников в ДОУ.

Ранняя профориентация детей с ОВЗ – это необходимое направление деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Помочь детям с ОВЗ сделать правильный выбор – непростая задача для педагогов и родителей (законных представителей). Всё это поможет дальнейшему успешному обучению детей с ОВЗ в школе, и в будущем сделать правильный выбор профессии, которая будет приносить удовольствие и радость.

Перечень используемой литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старший возраст). Москва, 2002.
  2. Беседы с ребенком. Профессии. Картинки с заданиями. Москва, 2013.
  3. Бурмистова Н.Н. Путешествие в мир профессий // Воспитатель ДОУ. 2013. № 9.
  4. Маханева М.Д., Скворцова О. В. Учим детей трудиться. Москва, 2012.
  5. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет. Москва, 2010.
  6. Профессии. Демонстрационный материал. Москва, 2013.
  7. Профессии. Демонстрационный плакат Москва, 2013.
  8. Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012. № 3.
  9. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Метод. пособие. Москва, 2014.
  10. Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. Москва, ТЦ Сфера, 2014.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Материал по теме: "Коррекционная работа с «трудными детьми» и детьми «группы риска»

           Коррекционная работа с трудными детьми» и детьми «группы риска» (признаки и причины, теория)...

Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»

       Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Конспект. Совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми. Проект «Приключение книги в почтовой коробке» с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Пропаганда чтения, продвижение чтения – актуальная проблема. Современные дети много смотрят и мало читают, предпочитают книге другие виды деятельности, многие из них с большим трудом формулируют...

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

Организованная образовательная деятельность педагога с детьми раннего возраста с использованием технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми

Материал конспекта учитывает возможность педагога ориентироваться на личностные возможности определенного ребенка для дальнейшего развития данного воспитанника....