Картотека дидактических игр и игровых упражнений
картотека (младшая группа)

Кузьменко Лидия Александровна

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по теме недели "Транспорт"для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_di_transport.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по теме недели «Транспорт»  для детей 3-4 лет

 

 

Лото   «Транспорт»

Цель: научить ребенка играть по правилам, соблюдать очередь; развитие внимания.

Правила: Играют от 2 до 4 человек. Каждому ребенку раздается по одной карточке. Маленькие карточки складываются в мешочек. Ведущий достает из мешка маленькую карточку и называет её, например, «автомобиль». Игрок, у которого на большой карточке есть такая картинка, говорит: «У меня!» -  забирает маленькую карточку и кладёт её сверху на соответствующую ячейку большой карточки. Выигрывает тот игрок, который первый закроет все ячейки всех своих больших карточек.

 

 

«Домино»

Цель: закреплять и расширять знания детей о транспорте; развивать внимание, память, усидчивость, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику; активизировать речь детей.

Материал: домино «транспорт».

Правила игры: Играют от 2 до 4 человек. Карточки переворачивают рубашкой вверх и перемешивают. Каждый игрок берёт по 6 карточек. Остальные карточки находятся в резерве, образуют, так называемый, «базар». Первым ходит игрок, у которого есть дубль-фишка с двумя одинаковыми картинками. Если дубля нет ни у кого, игроки берут ещё по одной карточке. Каждый игрок по очереди, по часовой стрелке выкладывает одну карточку так, чтобы одна из картинок карточки была одинакова с одной из крайних картинок на игровом поле. Если у игрока нет подходящей карточки, он идет на «базар» и берёт карточки до тех пор, пока не найдет нужную. Если на базаре карточек больше нет, игрок пропускает свой ход. Если никто из игроков не может ходить, игра окончена. Выигрывает тот, у кого в конце игры остаётся меньше карточек. Каждый раз при выкладывании картинки просите ребенка называть, что на ней изображено.

 

 

«Один лишний»

Цель: развитие памяти, внимания, логики; научить классифицировать предметы по разным признакам.

Ход игры: Воспитатель показывает карточку и говорит: « Посмотри, здесь нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним? Почему ты так думаешь?»

 

 

«Мешок игрушек»

Цель: развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предметы.

Игровой материал: мешочек, машинки, самолёт, поезд, автобус, пароход, автомобиль.

Ход игры. Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках мешочек. Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает у детей: «Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе игрушку. Потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешочка и показать всем. Воспитатель вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все ребята получают игрушки и с ними возвращаются на свои места. Затем воспитатель разрешает поиграть игрушками, внимательно их рассмотреть, пощупать. Потом игрушки снова собираются в мешочек, и игра повторяется.

 

 

«Назови машину»

Цель игры: познакомить ребенка с названиями машин.

Ход игры. Положите перед ребенком 3-4 карточки, например карточки с изображением автобуса, парохода и самолета. Попросите ребенка найти карточку с автобусом. Похвалите малыша, если он справился. Помогите, если возникли затруднения. Расскажите, что автобус большой, он возит людей по городу или даже в другие города. Назовите цвет автобуса. Расскажите ребенку и о других машинах. Убедитесь, что ребенок хорошо ориентируется в названиях и назначении машин.

 

 

«Цвет машины»

Цель игры: научить ребенка различать машины по цвету.

Ход игры. Задача игрока собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку. Задавайте ребенку дополнительные вопросы: «Как называется тот или иной цвет? Какая из машин желтого цвета? Какого цвета самолёт?»

 

 

«Виды машин»

Цель игры: научить ребенка объединять машины в группы.

Ход игры. Разложите карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите четыре крупные (обобщающие) карточки. Предложите малышу найти изображение какого-либо вида транспорта, например лодки. Где её можно увидеть? К какой из четырех обобщающих карточек её можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Попросите собрать цепочки карточек: водный транспорт, воздушный транспорт, наземный транспорт. Задайте дополнительные вопросы. Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Как называются машины, которые летают по небу? И т. д.

 

 

«Разрезные картинки (транспорт)»

Цель игры: сложить целое изображение картинки.

Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта.

Ход игры. Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид.

 

 

«Парные картинки»

Цель игры: упражнять детей в сравнении предметов, изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность; формировать речь; вырабатывать умения; выполнять правила игры.

Ход игры: У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображен транспорт. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:

-Что это?

-Автомобиль, - отвечают дети.

-А на этой картинке тоже автомобиль. Рассмотрите внимательно и назовите, какие это автомобили? Как можно сказать о них?

-Одинаковые,- отвечают дети.

-Да, они одинаковые, парные. Два автомобиля - пара , значит парные, и картинки тоже парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. Я на столе положу картинки, а вам раздам тоже по картинке. Кого я позову, тот подойдёт и найдёт ей пару.

Выигрывает тот, кто не ошибётся и громко назовёт предмет.

 

 

«Угадай профессию»

Цель игры: расширять представления детей о профессии.

Материал: иллюстрации шофёра, машиниста, пилота.

Ход игры. Воспитатель показывает предметную картинку. Дети называют профессии человека, в труде которого этот предмет используется. Например, руль – шофёр и т. д.

 

 

Дидактическая игра «Транспорт»

Цель игры: развивать речевую активность детей; закреплять знания детей по теме транспорт.

 

Игровое упражнение: «Назови скорее»

Задачи: развивать умение классифицировать предметы; отвечать на вопросы.

Ход. Педагог предлагает рассмотреть картинки и назвать одним словом.

-Кого перевозит транспорт?

-Транспорт, который перевозит пассажиров, как называется?

-Какие виды транспорта вы видите?

-Назовите воздушный транспорт.

-Назовите наземный транспорт.

 

Игровое упражнение: «Правильный ответ»

Задачи: закрепить знания видов транспорта, их названия.

Ход.  Воздушный транспорт (пароход, самолет, поезд).

Водный транспорт (пароход, самолет, лодка).

Наземный транспорт (пароход, вертолет, автобус).

 

Игровое упражнение: «Назови ласково»

Задачи: упражняться в образовании слов при помощи суффиксов с уменьшительным значением.

Ход. Педагог предлагает назвать виды транспорта ласково:

Самолёт – самолётик;

Вертолёт – вертолётик;

Лодка – лодочка;

Пароход – пароходик и т. д.

 

Игровое упражнение: «Продолжи предложение»

Задачи: упражняться в составлении предложений с союзом «а».

Ход: Лодка плывёт, а машина… (едет).

Поезд едет по рельсам, а автобус… (по земле).

Трамвай едет, а самолёт… (летит).

Трамвай большой, а велосипед… (маленький).

Самолёт летит по небу, а пароход плывёт по… (воде).

Пароход плывёт, а автобус… (едет).

 

Игровое упражнение: «Какой? Какие?»

Задачи: учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывать их с существительными.

Ход. Дверца из металла; она (какая?) – металлическая.

Колёса из резины; они (какие?) – резиновые.

Вёсла из дерева; они (какие?) – деревянные.

 

Игровое упражнение: «Что делает?»

Задачи: ввести в речь детей глаголы.

Ход. Воспитатель называет виды транспорта, а дети подбирают как можно больше слов-действий.

Машина (что делает?) – едет, мчится, тормозит, останавливается, поворачивает.

Самолёт (что делает?) – летит, влетает, перевозит, приземляется.

Пароход (что делает?) – плывёт.

Поезд (что делает?) – едет, мчится, везёт, перевозит, останавливается.

 

Игровое упражнение: «Что мы слышим, то и повторим»

Ход. От транспорта на улице шумно. Давайте вспомним и произнесем звуки, которые мы слышим.

Шины автомобиля шуршат по дороге: ш-ш-ш.

Машина застряла в канаве и буксует: дззз-дззз, джжж.

Лётчик заводит мотор самолёта: р-р-р.

Самолёт летит: у-у-у-у.

Проезжает поезд: чух-чух-чух.

 

Игровое упражнение: «Кто чем управляет?»

Задачи: учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, которыми они управляют.

Ход: Машиной управляет… (водитель, шофёр).

Поездом - … (машинист).

Самолётом - … (лётчик, пилот).

Кораблём - … (капитан).

 

Игровое упражнение: «Один - много»

Ход.  Машина – много машин.

Колесо – много колёс.

Пароход – много пароходов и т. д.

 

Дидактические игры и упражнения.

«Найди и назови»

Цель игры: закрепить названия видов наземного транспорта; закреплять умение находить предмет по нескольким признакам.

Оборудование: картинки с изображением видов наземного транспорта разного назначения и разного цвета.

Содержание игры. Воспитатель раскладывает предметные картинки и предлагает найти вид транспорта по описанию, например голубую машину, которая может перевезти сразу много пассажиров; красную машину, которая передвигается по рельсам, и т. д. Педагог побуждает детей давать полные ответы.

 

 

«Какой огонёк зажёгся»

Цель игры: закрепить знания цветов светофора.

Оборудование: макет светофора с круглыми отверстиями; круги красного, зеленого, желтого цветов.

Содержание игры. Воспитатель поочерёдно вставляет в отверстия круги разного цвета и предлагает детям назвать эти цвета и объяснить их.

 

 

«О чём говорит светофор»

Цель игры: закрепить знания о значении цветов светофора и правила движения; упражнять в выполнении правил.

Оборудование: макет светофора с переключением цветов; автомобили разного назначения; дорожная разметка; куклы.

Содержание игры. Воспитатель готовит макет дороги с разметкой пешеходного перехода, создаёт при помощи игрушек различные дорожные ситуации и предлагает детям показать правильное поведение на дороге пешеходов и водителей.

 

 

«На чем люди ездят»

Цель игры: закрепить названия видов наземного транспорта; продолжать учить дифференцировать виды наземного транспорта по функции; упражнять в действиях по сигналу.

Оборудование: картинки с изображением наземного транспорта; круги четырёх основных цветов.

Содержание игры. Воспитатель раздаёт детям предметные картинки, уточняет названия транспорта, раскладывает по игровой комнате разноцветные круги – гаражи автобусов, троллейбусов, грузовых и легковых автомобилей. По команде «Поехали!» автомобили двигаются по комнате, по команде «В гараж!» двигаются к гаражу своего цвета.

Варианты:

1.     Во время движения машин воспитатель меняет круги местами.

2.     Усложнение команд:

«Поехали только автобусы (троллейбусы, грузовики и т. д.)!»

«Поехали троллейбусы и грузовики!»

«Поехали машины, которые перевозят пассажиров!»

 

 

«Чего не хватает»

Цель игры: закрепить знания о частях автомашины.

Оборудование: картинки автомашин с недостающими частями (нет колеса, руля, фары, двери и т. д.); части автомашин.

Содержание игры. Воспитатель показывает автомобиль, уточняет, чего не хватает, затем предлагает найти соответствующую картинку и «починить» автомобиль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Ситуация развития ребенка в младшем дошкольном возрасте представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым. Содержание этой деятельности должно быть направлено на расширение предс...

Картотека дидактических игр и игровых упражнений на развитие цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста

Это не авторская разработка,а подборка с указанием дидактической задачи,игровых правил,игровых действий и хода игры....

Дидактические игры и игровые упражнения для детей 3-4 летнего возраста по развитию речи, психических процессов и игровых навыков.

Расширять представления об окружающей действительности, развивать речь, совершенствовать психические процессы и игровые навыки ребенка. Приступая к занятиям со своим ребенком, помните, что игровые дей...

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП

quot;Картатека игр по ФЭМП" для старшей, средней и подготовительной к школе групп...

Картотека дидактических игр и игровых упражнений по ФЭМП

Дидактические игры и игровые упражнения рекомендуется проводить с целью уточнения и закрепления математических представлений, у детей как на занятиях, так и в повседневной жизни....