Система работы по формированию навыков психической саморегуляции
презентация

Детский сад 127 Магнитогорска

Презентация

Педагог-психолог: Карелина Елена Валерьевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выполнила: педагог-психолог Карелина Е.В. Система работы по формированию навыков психической саморегуляции

Слайд 2

Взаимодействие Родители Дети Педагог-психолог Обучение методам саморегуляции Воспитатели Специалисты

Слайд 3

Основы развития саморегуляции Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю. Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Психическая саморегуляция – самостоятельное целенаправленное и сознательное изменение субъектом регуляторных механизмов своей психики на основе использования ресурсов бессознательного уровня.

Слайд 4

Возрастные периоды развития навыков саморегуляции Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С четырёх лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с трёх лет. С пяти лет появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю .

Слайд 5

Способности произвольной психорегуляции . Способность регулировать различные сферы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения. Ребенок должен овладеть умениями в каждой из сфер.

Слайд 6

Двигательная сфера: Для того чтобы самому научиться контролировать свои движения, ребенок должен овладеть следующими умениями: произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении; различать и сравнивать мышечные ощущения; определять соответствующие характера ощущений (“напряжение-расслабление”, “тяжесть-легкость”, др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (“сила-слабость”, “резкость-плавность”, темп, ритм); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений . Первые три умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, последнее же во многом зависит от природной одаренности – точного мышечного чувства, моторной ловкости.

Слайд 7

Эмоциональная сфера : Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно выражать. Для этого ребенку необходимо овладеть такими умениями: произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.); одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие; произвольно и подражательно “воспроизводить” или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Слайд 8

Сфера общения: Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет регулировать свое общение. Основным инструментом регуляции общения является способность устанавливать эмоциональный контакт. Эту способность можно развить тренировкой следующих умений: управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения). У детей больше, чем у взрослых, развита, интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значения словам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты.

Слайд 9

Сфера поведения: Управление поведением, как самой сложной сферой психической деятельности, необходимо включает в себя все ранее рассмотренные навыки саморегуляции и предполагает другие, специфические для этой деятельности, умения, которые составляют высшие формы эмоционально-волевой регуляции: определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций; предвидеть конечный результат своих действий и поступков; брать на себя ответственность . В развитии у детей описанных навыков большое значение играет возможность испытать множество вариантов действия для того, чтобы научиться делать выбор. Именно в выборе поступка или действия состоит первый шаг на пути развития произвольного (согласно со своими желаниями, волей) управления поведением.

Слайд 10

Упражнения, направленные на развитие саморегуляции детей. Наиболее важное место в технике психической саморегуляции занимают специальные упражнения, с помощью которых психика становится восприимчивой к воздействиям, это: упражнения на расслабления мышц; упражнения на дыхание , которые в свою очередь способствуют расслаблению контроля сознания и введения установок в подсознание; различные медитативные упражнения.

Слайд 11

Блоки упражнений направленные, на развитие саморегуляции : Упражнения направленные на развитие произвольных движений и самоконтроля. Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер Упражнения направленные на развитие психической саморегуляции, способствующие успокоению и снятию напряжения.

Слайд 12

Релаксационные упражнения Упражнения на расслабления мышц лица («Озорные щечки», «Рот на замочке», «Злюка успокоилась»); Упражнения на расслабления мышц шеи («Любопытная Варвара»); Упражнения на расслабления мышц рук («Лимон», «Пара»); Упражнения на расслабление мышц ног («Палуба», «Лошадки», «Слон»); Упражнения на расслабления всего организма («Снежная баба», «Птички»). Упражнения на релаксацию с соредоточением на дыхании («Задуй свечу».)

Слайд 13

Релаксация Релаксация - (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающее снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Слайд 14

Музыка, различные природные звуки и релаксация помогает расслабиться; помогает сосредоточиться на создаваемых им образах; почувствовать мышечное расслабление; синхронизировать дыхание. В памяти остается ассоциативная связь между созданными им образами и музыкой.

Слайд 15

Настрой для релаксации В использовании приемов для релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения выполнять в сопровождении приятной спокойной музыки: 1- этап: удобно сесть или лечь и расслабиться; 2 – этап: прочувствовать и осмотреть все свое тело мысленным взором, вызывая чувство тепла и последовательно «осмотрев» все его части: голову, руки, ноги, туловище; желательно при этом закрыть глаза; 3 – этап; ощущение приятного тепла, удовольствия покоя, комфорта от расслабленного тела . Вводная часть перед каждым настроем предложить устроиться поудобнее. Руки вытянуты вдоль туловища, расслаблены. Ноги прямые, не скрещенные. Играет тихая спокойная музыка . Ведущий: Устраивайтесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Дадим нашим ногам и рукам отдохнуть, вытянем и расслабим их. Давайте помолчим и прислушаемся к звукам вокруг себя… (пауза). Прислушивайтесь к вашему дыханию… (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Дыхание ровное и спокойное. Позвольте своему телу расслабиться и отдохнуть… (пауза). Послушайте, что я хочу вам рассказать…

Слайд 16

Игры «Напряжение-расслабление» К.Фопеля «Падающее перо», «Волшебный воздушный шарик», «Медведь после спячки», «Макароны», «Могучий лев», «Пальцы прячутся», «Проснуться и уснуть», «Почувствуй свое сердце», «Снеговик и солнечный зайчик», «На пляже», «Кукольник и марионетка», «Спящие куклы», «Зеркало чувств», «Зевок», «Подушка под ушко», «Совсем, совсем тихо»…

Слайд 17

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Дыхательная гимнастика призвана освободить дыхание от напряжения, ограничений, мешающих дыханию привычек. Важно научить ребенка (с проблемами) чувствовать свое дыхание, т.е. обращать внимание на то, как он дышит: ртом или носом, задерживает ли дыхание. Естественное дыхание (так дышит здоровый ребенок) вовлекает в работу все тело, т.е. на работу каждой отдельной части тела влияют дыхательные волны, проходящие по всему телу.

Слайд 18

Предварительная работа к упражнениям на дыхание. Ознакомление с понятием «воздух» через детское экспериментирование. Тема: «Поможем Винни-Пуху» Тема: «Воздух» Цель: познакомить с качественной характеристикой воздуха (легкий, невидимый, движется, ощущаем) игры: «Воздушный поцелуй», «Путешествующий шарик», «Волшебный воздушный шарик».

Слайд 19

Отработка дыхательных упражнений Игры с фиксацией на дыхании («Праздничные свечи», «Воздушный шар», «Сдуй меня», «Ленивая кошечка», «Задуй свечу»..) Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Обучение четырехфазным дыхательным упражнениям, содержащим равные по времени этапы: «вдох — задержка — выдох — задержка». Вначале каждый из них может составлять 2—3 сек. с постепенным увеличением до 7 сек. Все упражнения выполняются по 3—5раз.

Слайд 20

Сонные игрушки Цель: снижение тревоги, агрессии и общей невротичности ребенка; создание положительной мотивации на режимный момент сна; улучшение эмоционального фона и развитие чувства уверенности. Можно использовать мягкие игрушки различных размеров. Систематические игры детей с этими игрушками после нагрузок (после занятия) или в период негативных эмоций (после конфликтов, после ухода родителей и т.п.) имеют релаксирующую особенность. Игры -«Хороший друг» « Ласковое прикосновение» «Колыбельная» «Лодочка» «Танец перед сном» «Проснуться и уснуть»

Слайд 21

Медитативные сказки Медитация представляет собой полное погружение в какой-либо процесс. Медитативные сказки для детей создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов.

Слайд 22

Упражнения направленные, на развитие произвольных движений и самоконтроля Упражнение «Флажок». Цель: Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля. Упражнение «Запретный номер». Цель: Развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета Упражнение «Стой!». Цель: Развитие самоконтроля и произвольных движений. Упражнение «Волшебное слово». Цель: Развитие произвольности, самоконтроля и внимания. Упражнение «Запрещенное движение». Цель: Развитие произвольности. Упражнение «Игра в мяч». Цель: Развитие самоконтроля .

Слайд 23

Упражнения направленные на развитие произвольной активности, формирование эмоциональной и волевой сфер Упражнение «Поссорились два петушка». Цель: Развитие раскованности и самоконтроля . Упражнение «Иголка и нитка». Цель: Развитие произвольности. Упражнение «Дракон кусает свой хвост». Цель: Снятие напряженности. Упражнение «Скучно, скучно так сидеть». Цель: Развитие раскованности, тренировка самоорганизации Упражнение «Сова». Цель: Развитие произвольности.

Слайд 24

Упражнения для мышц лица

Слайд 25

Массаж активных точек кожи глаз

Слайд 26

Успокаивающее дыхательное упражнение: 1-й этап 4/4(2); 4/5(2); 4/7(2); 4/8(2) 2-й этап 5/9(2); 5/10(2) 3-й этап 6/10(3); 7/10(3); 8/10(4); 9/10(4); 10/10(5) 4-й этап 9/10(4); 8/9(4); 7/8(3); 6/7(3); 5/6(2); 4/5(2); 4/4(2) Цифры обозначают счет, который соответствует 1 секунде. Цифры в числителе представляют продолжительность вдоха, в знаменателе –выдоха, в скобках длительность паузы.

Слайд 27

Активирующее дыхательное упражнение 1-этап 4+(2)/4; 5+(2)/4; 6+(3)/4;7+(3)/4; 8+(4)/4 2-этап 9+(4)/5; 10+(5)/5 3-этап 10+(5)/6; 10+(5)/7; 10+(5)/8; 10+(5)/9; 10+(5)/10 4-этап 10+(5)/9; 9+(4)/8; 8+(4)/7; 7+(3)/6; 6+(3)/5; 5+(2)/4. Цифры в числителе представляют первая-продолжительность вдоха, в скобках- продолжительность паузы после вдоха, в знаменателе – продолжительность выдоха.

Слайд 28

Развивайте навыки саморегуляции и будьте здоровы!