Кейс-технология
методическая разработка

Кольцова Лариса Сергеевна

Кейс-технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-tehnologiya_.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

         Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений.

         Главное её предназначение — развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество участников дискуссии.

        Впервые работа с кейсами в рамках учебного Процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России кейс-технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами и стала  внедряться лишь последние несколько лет.

        Цель применения этого метода:

— научить родителей анализировать информацию;                                                                                         

— выявлять ключевые проблемы;            

— выбирать альтернативные пути решения, оценивать их;

— находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.  

      Задачей этого метода является максимальное вовлечение каждого участника в самостоятельную работу по решению поставленной проблемы или задачи.

       Структура кейса включает:

— ситуация-случай, проблема, история из реальной жизни;

— контекст ситуации – хронологический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;

— комментарий ситуации, представленный автором;

— вопросы или задания для работы с кейсом;

— приложения.  

       Требования к кейсу:                     

— соответствовать четко поставленной цели создания;

— иллюстрировать типичные ситуации реальной жизни;

— быть актуальным;

— развивать аналитическое мышление;

— иметь соответствующий уровень трудности;

— провоцировать дискуссию;

— иметь несколько решений.                  

        Источники кейсов:

— жизненные ситуации;

— типовые ситуации;                                                                                                                                              

— художественная и публицистическая литература;

— Статистические материалы;                                                                                                         

  — интернет-ресурсы.

       Виды кейс-технологии в дошкольном образовании:

— анализ конкретных ситуаций;

— кейс-иллюстрации;

— фото-кейс;

— проигрывание ролей (ролевое проектирование).

     Кейс–«анализ конкретных ситуаций»

«Случай во время обеда». Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать. Только Вова сидел грустный.  Оказалось, что у него нет ложки.

       Кейс-иллюстрация

Кейс-иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство с реальной или предполагаемой проблемой и выработку своего взгляда на её решение.

      Фото-кейс

В фото-кейс входит:

— Фото, сюжет которого отражает какую-либо проблему.

— Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

— Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

     Ролевое проектирование

Ролевое проектирование  – это вид кейс-технологии, способствующий расширению социального и коммуникативного опыта участника посредством проигрывания заданных ролей.

      Цель: на основе заданной роли оценить поступки и поведение участников предложенной ситуации.

     Важной особенностью данной технологии является:

— умение участника принять на себя роль;

— умение спроектировать принятую роль в соответствии с заданными характеристиками;

— ролевое взаимодействие.

       Решение кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:      

— Знакомство с ситуацией, ее особенностями (воспринимают предложенную ситуацию).

— Выделение основной проблемы (объединяются парами, распределяют роли, взаимодействуют, сотрудничают, договариваются).

— «Мозговой штурм» (осуществляют поисковую деятельность).

— Анализ последствий принятия решения (представляют свои роли, осуществляют презентацию).

— Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают выводы).

        Чем отличается кейс от проблемной ситуации?  

Кейс не  предлагает  проблему в открытом виде, ее предстоит вычленить из той  информации, которая содержится в описании кейса.

       Предлагаю вашему вниманию практические кейсы для работы с родителями и воспитателями дошкольников. Предложенные в кейсе решения не являются единственно правильными, а служат толчком для творческого осмысления реальной проблемы.                                                                                        

Педагогические ситуации.

Ситуация 1.

Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.

Ваши действия.

Вариант 1.

Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

Вариант 2.

Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.

Вариант 3.

Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

Вариант 4.

Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри (мальчики, дети незадействованные в этой игре).

Вариант 5.

Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

Ситуация 2.

Мальчик, 7 лет. С раннего детства проявляет интерес к лепке, рисованию, конструированию. Хорошо рисует, лепит, создает необычные конструкции, фантазирует. На предложение воспитателя отдать ребенка в художественную студию родители ответили отказом, решив, что мальчик должен заниматься спортом. В детском саду он ни с кем не дружит, часто конфликтует с детьми, если ему мешают рисовать или строить, если кто-то из детей хочет присоединиться к его игре, чаще всего он не пускает. Очень замкнут, медлителен, его трудно отвлечь от любимого занятия, «ребенок в себе».

Ваши действия.

Вариант 1.

Ребенок с заниженной самооценкой, он не признан родителями. Необходимо стараться повысить самооценку ребенка, предлагать участвовать в конкурсах, вывешивать его работы на выставках, чтобы его успех оценили родители и дети.

Вариант 2.

Провести социометрический метод исследования, выявить предпочтения этого ребенка и постараться сблизить его с этими детьми, давая им общие поручения, вместе привлекать к совместной деятельности. Дать этому ребенку особое задание, а после его успешного выполнения – высокую оценку, чтобы повысить его авторитет в группе.

Вариант 3.

Провести работу с родителями. Помочь им увидеть и понять увлечения ребенка. Предложить им учитывать мнение ребенка при выборе дополнительного образования, чтобы ребенок был увлечен предлагаемым ему занятием, у него должна быть мотивация, а не просто «потому, что мама так сказала». А спортом можно заниматься всей семьей в выходные дни.

 

Ситуация 3.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Ваши действия.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме. Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

        Дискуссия занимает центральное место в кейс-технологии. При этом большая нагрузка ложится на плечи педагога-ведущего, который должен быть достаточно эмоциональным в течение всей дискуссии, разрешать и не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и, самое главное, обеспечивать соблюдение личностных прав всех участников группы.

    Продуктивный ход дискуссии снижает: непонятная инструкция, сравнение с другими, тема далека или не понятна, острая тема, мало времени, недостаток информации; повышает: знакомая тема, подсказки, шутки, снятие рамок, множественность решений.

         В заключении своего сообщения хочу отметить, что:

         Во-первых, кейс-метод позволяет погрузить группу в проблемную ситуацию и путем подбора решений найти выход. При этом результатом работы является не только наиболее хорошее решение проблемы, но и сам процесс выработки решения.

Во-вторых, использование кейс-метода обеспечивает высокую активность и личную включенность педагогов при работе с кейсом за счет широкого использования методов активного обучения.

В-третьих, очень важна ориентация на практическое использование полученных знаний, тесная связь содержания кейса с практикой. Этой цели служат и групповые обсуждения и задания, которые педагоги прорабатывают в малых группах.

В-четвертых, кейс-метод позволяет изучить эмоционально сложные ситуации в безопасных условиях, а не в реальной жизни. Участники могут учиться без чувства тревоги за неприятные последствия, которые могут возникнуть при принятии неправильного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей дошкольных образовательных организаций «Кейс – технологии в работе с дошкольниками. Ролевое проектирование. Кейс – стади (ситуация)»

В своей работе я использовала разные технологии, и пришла к выводу, что одними из самых эффективных являются "кейс-технологии".  Хочу познакомить педагогов дошкольного образования с технологией "...

Методическая разработка конспекта ОД с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация" (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Помощь идет»с использованием кейс-технологии "кейс-иллюстрация"(старший дошкольный возр...

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Хорошее» (старший дошкольный возраст) с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация

Методическая разработка конспектаобразовательной деятельностипо ОО «Социально-коммуникативное развитие»на тему: «Хорошее»с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация(старший дошкольный возраст)...

Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».

Кейс технология  объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....

Реализация ОО «Речевое развитие» на тему: «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (с использованием кейс – технологи Кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

Методическая разработка конспекта образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»Тема «Знакомство со сказкой В. Сутеева «Яблоко» (старший дошкольный возраст)...

«Помощь идет» (с использованием кейс-технологии кейс-иллюстрация) (старший дошкольный возраст)

laquo;Речевое развитие»на тему: «Помощь идет»(старший дошкольный возраст)Цель: Особенности развития связной монологической речи у старших дошкольниковЗадачи:Развивать ум...

Конспект по развитию речи по кейс-технологиям средняя группа ..Дети изучают произведение К.И. Чуковского ".Мойдодыр". Применение кейса ( это сбор информации поступающие от самих детей. Дети сами ищут ответ на вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №11 "РЯБИНКА" г. ГРЯЗИГРЯЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ...