Очет по самообразованию
опыты и эксперименты (старшая группа)

Скараева Алена Заитовна

Отчет по теме самообразования: "Развитие познвательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_2020-2021.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  №3 «СВЕТЛЯЧОК»

(МБДОУ № 3)

155043, Ивановская обл., г.Тейково, ул.Молодежная, д.12А,

тел. 8(4932)-92-96-64, 8-963-152-96-64, эл.адрес: mbdou3svetliachok@mail.ru

ИНН 3704002708 КПП 370401001

Отчет по теме самообразования

за 2020-2021г.

«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

                                                             

                                                           

                                                           

                                                             Воспитатель высшей

                                                             квалификационной категории

                                                             Скараева А.З.

                                                                                                                                   

                                                                             

Тейково

2021г.

 Отчет воспитателя Скараевой А.З.  по  теме самообразования.

Тема: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности; повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми.

Задачи:

- создать условия для опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности детей в группе;

- сформировать личный практический опыт по организации опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;

- формирование у детей  способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

- развить устойчивый познавательный интерес детей в поисково-исследовательской деятельности;

- поддерживать у детей инициативу в познании окружающего мира.

     Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей , что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию . Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

     Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности , выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини-лаборатория». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:

— приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

— природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;

— разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

— медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;

— прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

— утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.

В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей . Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.

С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты-эксперименты.

В своей работе создавала образовательные ситуации.

На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.

В результате работы  я:

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.

Создала  картотеку опытов и экспериментов для детей старшей группы.

Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.

Провела консультации для родителей по данной теме.

Оформила папки-передвижки в родительский уголок.

 Таким образом, в процессе опытно - экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста мы можем увидеть следующие изменения:

  • повысился  уровень познавательного интереса дошкольников. По окончании нашей работы уровень познавательного интереса составил: высокий – 63%, средний -31%, низкий – 6%.
  •  возросли исследовательские умения и навыки детей (умение видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, причины и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности,  осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
  •  усовершенствовалось речевое развитие детей  (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь, умение вести диалог);
  •  Повысились личностные характеристики дошкольников  (проявление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать ее с другими и т. д.);

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Очет по проекту о ВОВ

Отчет о краткосрочном проекте...

Очет по проекту о ВОВ

Отчет посвещенный ВОВ...

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

Очет по практике.

Мой отчет по практике для прфессиональной переподготовки....

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...

Очет из опыта работы «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»

Очетиз опыта работы «Привитие навыков самообслуживания детям раннего возраста»...