Проект "Такой загадочный космос"
материал (средняя группа)

Завертайлова Татьяна Николаевна

 Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Дошкольники 4-5 лет мало знают о космосе, планетах, звездах, профессии космонавт, но они любознательны и любят задавать вопросы, их притягивает все неведомое, недоступное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos.docx200 КБ

Предварительный просмотр:

Проект в средней группе  «Лесовичок»

«Такой загадочный космос»

Картинки космоса: фото

Авторы: Завертайлова Т.Н.

Бацеко Л.Г.

Лесосибирск 2021 г.

 Тема проекта

 «Такой загадочный космос»

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: краткосрочный, групповой  

Продолжительность проекта: 05.04.2015г. – 16.04.2015г.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Возраст детей: 4-5 лет.

Ресурсы и оборудование: материально-технические, методические ресурсы. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Актуальность:

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

Дошкольники 4-5 лет мало знают о космосе, планетах, звездах, профессии космонавт, но они любознательны и любят задавать вопросы, их притягивает все неведомое, недоступное. Узнавая новую информацию, размышляя над тем, что уже вошло в их опыт, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Играя, они погружаются в организованную педагогами  ситуацию: превращаются в космонавтов, путешествуют в космическом пространстве на летающих объектах, выручают пришельцев из беды, узнают интересные факты. При этом развивается творческое воображение, дети рисуют, лепят, конструируют.

Проблема: современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.

Ожидаемый результат:

У детей обогатятся   знания о космосе, нашей планете, активизируется  словарь  по данной теме. Дети активные, любознательные, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире, способны решать элементарные интеллектуальные задачи, использовать полученные знания в игровой деятельности.

Цель проекта: формирование  у  детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, через познавательную, игровую, творческую  и исследовательскую деятельность.

Задачи:

1. Провести беседы: «Что такое космос?», «Что я могу увидеть в космосе!», «Планета – Земля», «Животные в космосе», «Планеты солнечной системы», «Солнце – источник жизни на Земле».

2. Организовать с детьми просмотр презентаций «Животные космонавты», «Всё о космосе».

3. Организовать творческую деятельность: Лепка «Звёзды и кометы», рисование «Ракеты в космосе», аппликация «На луне».

4. Познакомить с художественной литературой по теме проекта.

5. Организовать познавательную и исследовательскую деятельность: познание «Первый космонавт», экспериментирование «Как летит ракета», «Свет и тень», «День и ночь».

6. Подготовить и провести сюжетно - ролевые, настольно-печатные и дидактические игры, подвижные игры.

7. Организовать просмотр мультфильмов и прослушивание музыки. Мультфильмы:  «Тайна третьей планеты», «Белка и стрелка», «Краденое солнце». Музыка: «Мы улетаем к далеким планетам» муз. С. Сенцовой, «Земля полна чудес» Е. Зарицкая, «Марш юных космонавтов» Т. Шутенко.

8. Привлечь родителей к проектной деятельности через рекомендации по проведению бесед, консультаций. Расширять педагогическую грамотность родителей по вопросам  космоса.

Продукт проектной деятельности: Оформление группы и приемной; выставка детских работ «Космическое путешествие»; папка-передвижка для родителей «Праздник 12 апреля - День космонавтики», консультация для родителей «Рассказать детям о космосе», выставка работ детей, сделанных совместно с родителями «Этот удивительный космос»; спортивное развлечение «Путешествие в космос».

  

Этапы проекта:

1.Подготовительный этап.

  1. Формирование темы, целей, задач, актуальности и значимости, содержание проекта, предположение результата.
  2. Обсуждение проекта с ребятами и их родителями, выбор источников получения информации.
  3. Подбор методической и художественной литературы, музыкального репертуара  для реализации проекта (стихи, рассказы, сказки, песни, пословицы).
  4. Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе.  

2.Основной этап:

  1. Изучение источников по вопросам исследования.
  2. Сбор и систематизация материала.
  3. Проведение различных познавательных, творческих, научных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
  4. Взаимодействие между всеми участниками проекта (беседа, консультация, информационный стенд).
  5. Консультации и оказание практической помощи в изготовлении творческих продуктов проекта.

6.Составление и оформление, творческих отчётов. 

Взаимодействие с родителями:

  • Информация в родительском уголке о начале работы над проектом.
  • Приглашение к участию.
  • Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с

детьми.

  • Активное участие в подборе книг, иллюстраций, энциклопедий, аудио и видеоматериалов о космосе.
  • Участие в выставке «Удивительный Космос»
  • Консультация для родителей «Рассказать детям о космосе» и папка передвижка «12 апреля  - День Космонавтики»

План проектной деятельности

Дата

Содержание работы

Ответственные

05.04.2021г.

I половина дня

  • Определение проблемы
  • Выбор цели
  • Определение задач проекта
  • Составление плана деятельности.

II половина дня

  • Привлечение внимания родителей к проекту
  • Подбор источников информации
  • Подбор материалов и оборудования для работы.

Воспитатели.

06.04.2021г.

I половина дня

  • Подбор наглядно-дидактического материала, различных атрибутов; организация развивающей предметно-пространственной среды в группе
  •  Беседа на тему:  «Что такое космос?»
  • П/И: «Ждут нас быстрые ракеты»
  • Чтение отрывка из книги В. Синицына «Первый космонавт»

II половина дня

  • Разукрашивание раскрасок  «Звездная фантазия»
  • Просмотр  мультфильма по книге К. Булычева «Тайна третьей планеты»

Воспитатели,

дети,

родители

07.04.2021г.

I половина дня

  • Беседа – рассуждение «Что я могу увидеть в космосе!»
  • П/И:  «Космонавты»
  • Выкладывание из счетных палочек (путем наложения) ракеты, звездочки, самолета, солнышко (или выкладывание из геометрических фигур)

II половина дня

  •  НОД: Познание. Тема: «Первый  космонавт»

Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

  • Просмотр мультфильмов «Белка и Стрелка»
  • Консультация для родителей на тему:  «Знакомим ребенка с космосом»

Воспитатели,

дети,

родители

08.04.2021г.

I половина дня

  • Рассматривание  иллюстрации из серии "Расскажите детям о космосе"
  • Беседа на тему: «Планета - Земля»
  •  Чтение художественного произведения Н. Носов «Незнайка на луне»
  • Д/И: «Звездное небо», «Расположи планеты правильно»
  • Прослушивание музыки « К далеким планетам» - из мультфильма «Маша и Медведь»

II половина дня

  • Экспериментирование «Как летит ракета» (воздушный шарик)
  • Чтение художественного произведения  Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом»
  • П\И: «Невесомость».

Воспитатели,

дети

9.04.2021г.

I половина дня

  • Беседа на тему:   «Животные в Космосе»
  • Сюжетно-ролевые игры:   «Больница для космонавтов»
  • Чтение стихов о космосе, о вселенной, о солнечной системе

II половина дня

  • НОД по Лепке «Звезды и кометы»
  • Просмотр презентации  "Животные - космонавты"
  • Выставка совместных работ «Этот удивительный космос»

Воспитатели,

 дети,

родители

12.04.2021г.  

I половина дня

  • Оформление группы к празднику
  • Папка – передвижка для родителей  «Праздник 12 апреля - День космонавтики.
  • Пальчиковая игра «На Луне жил звездочет».
  • П/И: «Гонки на луноходах»

II половина дня

  •  Экспериментирование, исследования, опыты:  «Свет и тень».  
  • Д/И: «Угадай  планету» , «Подбери созвездие».
  • Чтение художественной литературы  Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»
  • Презентации «Всё о космосе»

Воспитатели, дети, родители

13.04.2021г.

I половина дня

  • Беседа на тему: «Планеты солнечной системы»
  •  Д/И: «Космические пазлы».
  • Загадки о космосе.
  • Чтение художественной литературы:  С. Михалков «От кареты до ракеты»

II половина дня

  • НОД по рисованию «Ракеты в космосе»
  • Сюжетно – ролевая игра «Космическое путешествие»
  • Заучивание по схеме стихотворение «Космос»

Воспитатели, дети, родители

14.04.2021г.

I половина дня

  • Экспериментирование, исследования, опыты: «День и ночь».
  • Просмотр мультфильма «Краденое солнце» по произведению К.И. Чуковского.
  • «Трава у дома» - Земляне

II половина дня

  • НОД по аппликации « На Луне».
  • П/И: «Космонавты»
  • Создание альбома «Наш удивительный космос»

Воспитатели, дети, родители,

15.04.2021г.

I половина дня

  • Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
    Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.
  • Чтение художественной литературы: Сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости приходили».

II половина дня

  • Конструирование из бросового материала «Смешные инопланетяне»
  • Д/И: «Собери космический корабль»

Воспитатели, родители, дети

16.04.2021г.

  • Чтение художественной литературы: В. Кащенко «Созвездие драконов»,
  • Спортивное развлечение «Путешествие в космос»
  • Выставка детских работ.

Воспитатели, дети, родители

3.Заключительный этап.

  • Выставка детских работ.
  • Оформление выставки «Этот удивительный космос».
  • Спортивное развлечение «Путешествие в космос».

Анализ проделанной работы.

В результате проведения проекта у детей сформировались представления о космосе, о космическом пространстве. Дети осознали уникальность нашей планеты и важность ее изучения. 

У детей обогатился словарный запас путем введения определенных слов в практику общения. Дети поняли, что необходимо уважительно относиться к труду людей, работа которых связана с освоением космоса.

Результат  данной деятельности был, достигнут,  благодаря слаженной, организованной деятельности взрослых и детей.                                                          

Совместное создание работ по теме проекта, показало, что родители с энтузиазмом подходят к различным поручениям.

Список использованной литературы:

1. Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Сказочная хрестоматия Про небо и землю. – М., 1999 – 366 с.;

2.  Дубкова С.И. Прогулки по небу: легенды и мифы о созвездиях. Детская энциклопедия. – М., 2001 – 112 с.;

3. Кошурникова Р. Космонавтом быть хочу! – М., 1983 – 144 с.;

4. Лыкова И. Лепим, фантазируем, играем. – М., ТЦ «Сфера», 2000 – 120 с.;

5. Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. -  М.: Сфера, 2010. - 96 с.;

6. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002 – 80 с.;

7. Шорыгина Т.А., Парамонова М.Ю. Детям о космосе и Юрии Гагарине – первом космонавте Земли: Беседы, досуги, рассказы – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

Батраева Олеся Алексеевна

Приложение

Мотивационный этап. Проблемная ситуация. Педагог привлекает детей к плакату «Планеты Солнечной системы», обращает внимание детей на красоту космического пространства, вопросами стимулирует ребят рассказать о том, что они видят. Интересуется, хотели бы дети узнать побольше о других планетах, о жизни на них, о растениях и других живых организмах, населяющих другие миры.

Обращение к опыту детей. Как мы можем узнать о жизни на других планетах? С помощью чего или кого мы можем побывать на других планетах?

Вопросы для активизации деятельности.   

  1. Что такое космос?
  2. Что ты знаешь о космосе?
  3. Кто такие космонавты?
  4. Что одевает космонавт в полёт?
  5. Каким должен быть космонавт?
  6. Солнце – это что?
  7. Как называется планета, на которой ты живёшь?
  8. Какие планеты ты знаешь?
  9. Кроме планет и звёзд, что ещё есть в космосе?

1. Беседа «Что такое космос».
Цель:  дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
Определить уровень знаний о космосе.

2. Беседа « Планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3.Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

НОД:

1. Познание
Тема: «Первый  космонавт»
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

3. Конструирование из бросового материала
Тема: «Смешные инопланетяне».
Цель:  формирование умения  самостоятельно  из бросового материала инопланетян. Из деревянного конструктора - «Космодром».

Из ЛЕГОконструктора - «Роботы».

Из пластмассового конструктора - «Космический корабль».

 

4 Рисование
Тема:  «Ракеты  в космосе»
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж;
5. Аппликация
Тема: « На Луне».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
Исследовательская деятельность  ( детское экспериментирование, исследования, опыты):

1. «Свет и тень»

2. «День и ночь»

3. «Как летит ракета»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 
- С. Михалков «От кареты до ракеты»;

- Л. Талимонова «Сказки о созвездиях»;

- В. Синицына «Первый космонавт»;
- В. Кащенко «Созвездие драконов»;

- Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом»;
- Н.Носов « Незнайка на луне»;

- Сказка «Как  Солнце и Луна друг другу в гости приходили»;
- стихотворения о космосе, загадки о космосе .

Подвижные игры :

«Ждут нас быстрые ракеты»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полётов по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет –

Опоздавшим места нет!

Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети, вставшие на вторую ногу, садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

 «Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.

Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».

- Запускаем мы ракету «У-У-У! »: Руки над головой в форме конуса,

- Завели моторы «Р – р – р»: движение по кругу друг за другом

- Загудели: «У-у-у! »: Руки расставили в стороны.

- На заправку полетели: присели – руки вперёд, заправились – руки опустили.

Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Гонки на луноходах».

Двум нужно оседлать гимнастическую палку – «луноход» и «проехать», удерживая ее между ногами до поворотной отметки и обратно. Побеждает самый быстрый дуэт.

 «Собери метеориты»

По сигналу ведущего дети собирают мячи в обручи, которые лежат на полу – ловушки для метеоритов. Одна команда собирает мячи в синий обруч, другая - в красный. В каком обруче больше мячей – «метеоритов», та команда и выиграла.

 «Выход в космос»

Цель: воспитывать навыки взаимопомощи и взаимовыручки в игре.

Дети выстраиваются в 2-е колонны. Это 2 экипажа. Перед каждым экипажем тоннель. По команде участники команд друг за другом пролезают через тоннель, оббегают его и возвращаются к своим командам, встают в конец колонны.

 Сюжетно-ролевые игры:

«Больница для космонавтов», «Космическая столовая».

Дать детям знания о работе космонавта, о полетах в космос; активизировать в речи детей слова: космос, космонавт, планеты, комета; формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных одной сюжетной линией; воспитывать любознательность, желание быть похожим на космонавтов.

Сюжетно - ролевая игра "Космонавты"

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.
Возраст: 5–6 лет.
Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«Космическое путешествие». Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе  полученных знаний  на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры:

 «Собери космический корабль».

Цель: как можно быстрее собрать рисунки.

Показывается рисунок с изображением ракеты. У детей конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные.

 «Звездное небо», «Расположи планеты правильно», «Угадай  планету» , «Подбери созвездие», «Найди недостающую ракету», «Космические пазлы», «Собери космический корабль».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...