Мастер-класс "6 шляп мышления"
материал

Лисина Оксана Сергеевна

Цель МК - познакомить с методом развития критического и творческого мышления – методом «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx22.58 КБ
PDF icon buklet.pdf763.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Шесть шляп мышления»

Ход мастер-класса.

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас на своем мастер-классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным и полезным, принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны проведённой работой.

Цель МК - познакомить с методом развития критического и творческого мышления – методом «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно.

Задачи МК:

- показать возможность использования резервов группового мышления;

- показать на практике применение приема «6 шляп мышления».

Каждое мгновение у нас в голове проносится вихрь мыслей, переживаний, воспоминаний и сомнений. Часто это приводит к тому, что мы не можем разобраться в своих чувствах и желаниях, теряемся перед неизвестным и откладываем принятие решений или вовсе отказываемся от того, что кажется нам непосильной задачей.

- С какими трудностями мы сталкиваемся при решении какой-либо задачи, проблемы, ситуации?

1. Эмоции (часто мы склонны опираться на чутье, эмоции и предрассудки).

2. Беспомощность (я не знаю, что делать, с чего начать).

3. Путаница (мы пытаемся удержать в уме все сразу).

3,5

Теоретическая часть

Задумывались ли вы, как можно разложить все по полочкам, структурировать свои мысли, применять сознательно свое мышление и еще легко научить этому детей, в форме игры?

Главная трудность мышления заключается в том, что мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все. Стараемся объять необъятное.

Чтобы научиться эффективно решать творческие задачи, английский психолог Эдвард де Боно предлагает не пытаться говорить все сразу, а высказывать мысли в определенной последовательности с помощью шести разноцветных шляп, каждая из которых несет свою задачу.

Представьте себе, что вы дирижер, а шляпы позволяют вам умело дирижировать своими мыслями, дают возможность управлять своим мышлением. Меняя шляпы вы можете придавать своим мыслям тот облик, который нужен, взглянуть на обсуждаемую проблему по иному. Они не противопоставляются друг другу, а помогают рассмотреть ситуацию с разных сторон, найти новое, неожиданное решение, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

Почему шляпа? Потому что это предмет, который легко надеть и снять, а вместе с ней и поменять свой образ мыслей. Согласитесь, от изменения цвета меняется и наше восприятие.  

Белая шляпа – нейтральный цвет, рассматриваем только факты, реальные примеры.

Черная шляпа – мрачный и недобрый цвет. Восприятие мира в темных тонах, критичное отношение ко всему и негативизм.

Желтая шляпа - теплый и яркий цвет положительных эмоций и позитивного взгляда на жизнь.

Красная шляпа – огненный цвет, эмоциональность и напряжение. Примеряя этот образ, мы даем полную волю для выхода чувств.

Зеленая шляпа – символ творческого начала и расцвета новых идей, творческая жилка, оригинальный подход, креативные решения.

Синяя шляпа – холодный цвет, цвет неба. Организация и управление мыслительным процессом, принятие решения, координация работы.

Принцип работы в режиме шляпы состоит в том, что бы разложить наше мышление на составляющие части, выделить в нем 6 основных типов, предоставляя возможность в каждый конкретный момент времени обратиться к одному сознательно выбранному типу мышления, а не использовать их одновременно.

Работа с группой

Я приглашаю участников.

Все участники надевают шляпы одного цвета и роли меняют одновременно. Управляет игрой модератор – это синяя шляпа. Он устанавливает правила, следит за их выполнением и подводит итоги.

Сейчас я вам предлагаю  взять всем известный сказочный персонаж - Емелю из сказки «По-щучьему велению» и обсудить его, используя метод 6 шляп.

Белая – вспоминаем сюжет по иллюстрациям

Черная – все отрицательное в этом герое

Желтая – все положительное

Красная – эмоции, которые вызывает у вас персонаж

Зеленая – креативность, творчество

Синяя – подведение итогов.

Какой вывод мы можем сделать? Сказка учит нас быть ловкими и находчивыми (не каждый голыми руками поймает щуку).

Емеля оказался не таким уж и глупым человеком, ведь став обладателем волшебных слов, он проявил фантазию, придумывая, как можно облегчить тяжелый крестьянский труд.

Сказка учит нас быть добрыми, в том числе и ко всему живому. Учит сказка и тому, что если правильно ставить цели, правильно действовать, чтобы её добиться, можно многого достичь. Счастье человека зависит только от него самого. Емеля хотел стать счастливым, и стал им.

1,1

Мы увидели, как этот метод можно применять при обсуждении литературных произведений. А теперь я предлагаю вам, используя этот метод, сделать карты мышления. Тема обозначена на вашей карте. К каждой теме прилагается ряд картинок. Надо их разложить так, чтобы изображения на них соответствовали цвету шляпы. Самостоятельно подвести итог.

Работа с залом. В первую очередь я хочу раздать вам буклеты, посвященные методу 6 шляп. И теперь предлагаю вам поиграть. Но мы пойдем по другому пути, так сказать от обратного. Я буду говорить вам предположения, а вы будете определять, какой шляпе оно подходит. Вопросы к залу.

Итоговая часть. Рефлексия

Автор считает, что творческое начало не является природным качеством ума. Творчеству можно и нужно учить.

«Не мыслям надобно учить, а мыслить» Иммануил Кант.

Для себя я сделала вывод, что хочу развиваться сама, играя со своими детьми, и упростить им жизнь, обучив методу шести шляп мышления. И вам скажу словами Эдварда де Боно «Попробуйте этот метод на себе».

Я научилась тому, что

Мне понравилось то,  что

Мне не понравилось то, что

Мне было непонятно почему...

Теперь я знаю, что…

Я бы хотел узнать, почему…

Мне было трудно потому, что

Я доволен своей работой потому что…

Я не доволен своей работой потому что…


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методики "Шесть шляп мышления" при проведении педагогических советов

«Шесть шляп мышления»— один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу...

Шесть шляп мышления Эдварда де Боно

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) — один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эф...

Доклад на тему: Метод Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

Назначение методаПрименяется при проведении любой дискуссии как удобный способ управлять мышлением и переключать его. Один из инструментов развития творческого мышления.Цель методаНаучить людей ...

Презентация на тему: Развитие мышления по методике Эдварда де Бано "Шесть шляп мышления"

1.Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) - один из самых популярных методов организации мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более э...

Мастер-класс6 "Чудесный букет"

Техника выполнения поделки – поделка из бросового материала с элементами эскспериментальной  деятельности...

Развитие мышления по методике Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»

laquo;В способности думать заключена основачеловеческой деятельности»Э. де Боно...