Отчет по самообразованию
материал (средняя группа)

Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию в средней группе.

Тема: «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

                  «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни .

Наши дети – это будущие  граждане нашей страны и граждане мира»

                                                                                         А.С. Макаренко

Образовательная область. «Социально-коммуникативное развитие»

Актуальность темы обусловлена проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста в современном обществе. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе  способы и формы взаимодействия, выражая отношения к людям, природе, к себе.

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

 Задачами нравственно воспитания дошкольников являются:  

  • Повысить собственный профессиональный уровень знанием, путем изучения методической литературы;
  • Изучить методы, формы и средства нравственно-патриотического  воспитания детей дошкольного возраста;
  • Изготовить наглядное пособие в патриотический уголок, для знакомства с ближайшим окружением;
  • Разработать  игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста;
  • Побуждать интерес детей к беседам и участию в НОД нравственного воспитания, путем наглядных пособий;
  • Выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте.
  • Укрепление взаимодействия семьи и детского сада через систему совместных мероприятий, родительских собраний, как условий нравственно патриотического воспитания дошкольников.

 Педагогические условия:

  • эвристическая среда в детском саду;
  • подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Раздел

плана

Сроки

выполнения

Форма

работы

Практические

выводы

Изучение методической литературы

Октябрь-май

1.  Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".

2. Козлова С.А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3.  Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

4. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

5. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

6. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

7. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

8. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

Работа с детьми

Октябрь

1.Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию

2. Подборка бесед по патриотическому воспитанию

3.Подготовка к реализации проекта «Бабушка   с дедушкой»

4.Беседа по теме: «Мой дом»

5.Изготовление наглядного материала для знакомства с ближайшим окружением

-Картотека игр

-Картотека бесед на год

-Коллективная работа,

-Аппликация «Любовь детских сердец»;

-Изготовление поздравительных открыток.

-Выставка рисунков

-Оформление папок «Моя семья», «Моя группа», «Мой детский сад»

Ноябрь

1. Конспект НОД «Мой  любимый город»

2.  Подготовка к реализации проекта «Мама, солнышко моё»

3. Подготовить сценарий праздника день Матери.

-Аппликация «Дом, в котором мы живем», выставка рисунков

-Оформление папки: «Город, в котором я живу»

-Коллективная работа  «Цветы в горшочке»

-Плакат с поздравлением «Нет любви сильней на свете»

(фото мама с ребенком)

- Проведение праздника с участием мамочек.

-Изготовление открыток.

Декабрь

Беседа: «Зима в родном городе»

-Оформление группы.

Январь

1.Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие)

2. Пополнение материала в патриотический уголок.

-Изготовление глиняных игрушек (дымковская и Филимоновская роспись).

-Создание папок (русский фольклор, русские народные игры, русское народное творчество)

Февраль

1.Непосредственно образовательная деятельность «Защитники Отечества»

2.Подготовить сценарий «Сильные, смелые, ловкие» к спортивному развлечению, посвященный Дню защитника Отечества

3. Пополнение материала в патриотический уголок

-Изготовление открытки «Танк»

(поделка из салфеток)

-Проведение развлечения с привлечением пап.

-Наглядный материал для развития интереса к Родине. (символика России; символика Саратовской области; символика родного города)

Март

1.«Беседа о маме». 2.Подготовка к празднику.

-Выставка детских работ из соленого теста «Сердечко для мамы».

-Подарок маме, поделка  «Ваза с цветами».

Апрель

Подготовка к  участию в семинаре  ДОУ

-Презентация: «Формы, методы и средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников»

Май

1.Беседа: «Взрослым и детям нужен мир на всей планете»

2. Проект: «Этот день победы»

3. Оформление патриотического уголка.

4. Что дети знают к концу года. Вопросы, задания к  детям. Ситуации для обсуждения.

-Методическая разработка: «На встречу, дню Победы»

-Презентация: «Этот день Победы»;

- Выставка рисунков на тему: «Праздник День Победы»

- Изготовление лепбука: «Никто не забыт, ничто не забыто»

Фотоотчёт

Критерии оценок.

Работа с родителями

Октябрь

1.Консультация: «Воспитание маленького гражданина»

2. Консультация для родителей: «Лес- наше богатство»

Папка-передвижка

-Участие в акции

Ноябрь

1.Анкета для родителей: «Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»

2.Приглашение на праздник: «День Мамы».

-Выводы по результатам анкетирования родителей

-Участие родителей в празднике, поздравления.

- Выставка работ «Мамины руки не знают скуки»

Декабрь

Консультация: «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Папка- передвижка

Январь

Консультация: «Роль фольклора в развитии детей»

Папка- передвижка

Февраль

1.Информационный материал: «День защитника отечества»

(Военные профессии)

2. Приглашение на спортивное развлечение «Сильные, смелые, ловкие», посвященный Дню защитника Отечества

Папка- передвижка

-Участие в спортивном развлечении и  оформлении стенгазеты (фото папы с ребенком)

Март

Информационный материал  к  «8 Марта» (беседы, игры с ребенком)

Приглашение на праздник и поздравление.

-Папка- передвижка,

-Участие в мероприятие, поздравление.  

-Оформление стенгазеты (фото мама с ребенком)

Апрель

Консультация: «Экологическое воспитание»

Папка- передвижка

Май

1.Приобщение родителей к занятиям НОД с детьми (во время карантина)

2.Участие в общенародной акции «Окна Победы» и

 Международная акция: «Сад памяти»

3. Родительское собрание на тему: « Нравственно-патриотическое воспитание»

-Показ презентации на Тему: «Этот день Победы»

- Конкурс чтецов

-Выставка рисунков к празднику 9 Мая.

-Фотоотчет

-Размещение на странице сайта ДОУ

Самореализа-ция

Отчет по самообразованию

Выступление на методическом объединении педагогов ДОУ

Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу года были реализованы все поставленные мною задачи: дети повысили уровень знаний по заданной теме, родители привлекали активное участие в развлечениях, акции, проектах. В итоге мы видим результаты продуктивной деятельности детей о проделанной работе. Пополнился информационным материалом патриотический уголок согласно возрасту детей. Мною будет продолжена работа в этом направлении и на следующий год.

Анкета для родителей

«Гражданско-патриотическое воспитание ребенка»

Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы для планирования более результативной работы по патриотическому воспитанию в детском салу. Большая просьба - внимательно прочитать анкету и ответить на поставленные вопросы.

  1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания?

Да.

Нет.

  1. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? _______________________________________________________________________
  1. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств?

Да.

Нет.

  1. Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

В школе.

В семье.

В детском саду.

  1. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о городе, в котором он живет?

Да.

Нет.

Иногда.

  1. Рассказываете ли вы своему ребенку о городе Балаково, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

Да.

Нет.

Иногда.

  1. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

______________________________________________________________________

  1. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

____________________________________________________________________________

  1. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

_____________________________________________________________________________

Благодарим Вас!

Консультация для родителей

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может

быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с

окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.  

Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных

ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.  

Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей,

интересов позволяет сделать вывод, что дошкольник обладает большим

количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но

и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о

добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит  о том, что воспитание

патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста.

Крылатая фраза: Все начинается с детства»  - как нельзя больше относится к

данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда

обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные

напевы.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки

открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют

надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса

Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают

ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ

считает самым главным богатством  –  трудолюбие, дружбу, взаимопомощь.

Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и

ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки

русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы

кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими

гениями народа».

Загадки, пословицы, поговорки  –  эти жемчужины народной мудрости

воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и

глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки

формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Очень  рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле

постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок

переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры,

любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес,

речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.

Так общественное и природное окружение выступает в роли первого

педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку

трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное.

Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное,

второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет

корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении

нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у

детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям

трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес,

река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.  

Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его

миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще

очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из

доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят

дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. –

во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает

чувства ребенка.

Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им.

Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в

духовной и эмоциональной близости с ним  –  все это очень важно

для становления личности ребенка, для чувства защищенности и

благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине,

очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих

родителей, осознали их как тружеников, вносящих свой вклад в общее дело.

Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей

к традициям народа.  Например, отмечать профессиональные праздники,

праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы

новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет

в народе традиция чтить память погибших воинов.

Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о

том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость,

счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании

ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные

чувства не менее чем героизм военного подвига. Родители должны

рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это

нужно.

Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и

смелости помогает воспитывать гордость за человека  –  труженика. В

патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины.

Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к

подражанию.

Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями,

логическими  ударениями передать кульминационные моменты в

произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после

чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить

эмоциональное воздействие.

Любить Родину  –  это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок,

какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало

осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней

жизни Родины.

Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания.

Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории,  - это

обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и

уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может

стать подлинным патриотом.

Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она

выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,

потребности трудиться, на благо отечества, бережно относиться к его

богатствам. Участие в общих делах  -  воспитывает в ребенке хозяина своей

страны. Хозяина любящего, заботливого. Ребенок должен иметь постоянные

поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других. Важно

только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для

окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к

воспитанию патриотических чувств у детей.

Что мы Родиной зовем?  

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном

Консультация для родителей

«Воспитание маленького гражданина»

     Дошкольное детство  –  важнейший период становления личности человека. На этом возрастном этапе закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

     Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие

личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и

способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное

время. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная,

как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.  

Патриотизм  применительно к ребенку дошкольного возраста это

потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей,

представителей живой природы, наличие у него таких качеств,  как

сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя

частью окружающего мира.

    Помимо патриотических чувств, важным элементом становления

маленького гражданина является осознание своей этнической

принадлежности.  А любое осознание начинается со ЗНАНИЯ. Знания о том

кто я, что такое народ, какой мой народ, какова его история,

культура, традиции. Этих знаний зачастую у детей нет. Чувство принадлежности к своему народу у ребенка не появляется само собой, оно нуждается в  специальном формировании.  

Воспитательная работа должна носить комплексный характер. Только

совместными усилиями родителей и педагогов можно заложить основы

уважения  и любви к своему народу, своей стране.

Как воспитать гражданина?

- Поощряйте интерес Вашего ребенка к культуре и истории своего народа.

- Объясняйте значения народных праздников, обычаев, традиций.

- Читайте ребенку народные сказки, потешки.

- Используйте в общении с ребенком пословицы и поговорки.

- Играйте с Вашим ребенком в народные игры.

- Обращайте внимание ребенка на события, происходящие в стране.

- Знакомьте ребенка с государственными символами (герб, флаг, гимн).

- Изучайте с ребенком родную природу и учите беречь ее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию

Тема: «Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей»....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...