Отчет по самообразованию
материал (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Значение подвижных игр для дошкольников.

Дошкольный возраст — это тот период, когда ребёнок усиленно растёт и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребёнку научиться правильно, воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.

Задача современных дошкольных учреждений — обеспечить всестороннее воспитание детей. Эта задача осуществляется различными средствами, среди которых важное место принадлежит игре.

Игра с давних пор занимает неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, получении внешней информации, дает приятную физическую нагрузку. В игре растущий человек познает жизнь.

Чем же игра привлекает мальчишек и девчонок? Прежде всего, интересен сам процесс действий. Приходится самостоятельно находить выход из неожиданных положений, намечать цель, взаимодействовать друг с другом, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и силу. А это очень важно для здоровья.

Педагогу следует помнить, что цель работы состоит в том, чтобы раскрыть значение и методические аспекты обучения подвижным играм детей дошкольного возраста.

А главная его задача заключается в необходимости научить детей играть активно и самостоятельно, формировании широкого круга и игровых действий, воспитании нравственно - волевых черт личности, укреплении здоровья детей, закаливании организма.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство, способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.

В подвижных играх дети не просто бегают, а догоняют кого-то или спасаются от ловящего; не просто прыгают, а изображают зайчиков или воробушков и т.д. Они играют, а в процессе игры у них тренируются, укрепляются те или иные группы мышц. Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки, развиваются выдержка, умение взвешивать обстоятельства.

Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных. Активные действия в игре помогают детям устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость А четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе. В этих играх чаще всего участвует группа детей, объединенных общими интересами.

Поэтому педагог должен знать воспитательные задачи в каждой группе, особенности возраста, содержание игр и методику их проведения.

        Значение подвижных игр:

– развивают мышление, воображение, чувство ритма;

– учат соблюдать правила, осознанию действовать в изменяющихся игровых ситуациях;

– учат подчиняться общим требованиям, быть искренним, сопереживать, помогать друг другу;

– активизируют дыхание, кровообращение, обменные процессы, память, фантазию;

– формировать быстроту, силу, выносливость, ловкость;

– помогают овладеть пространственной терминологией;

– помогают освоиться в коллективе;

– пополняют словарный запас детей.

  Методика проведения подвижных игр:

Первым условием успешного использования подвижных игр в воспитании детей является знание программных задач, определенных для конкретной возрастной группы, с которой работает воспитатель. Усвоив общие задачи воспитания, необходимо применять их с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно, а четко выполнить движения, входящие в игру. Всякая деятельность детей должна доставлять им радость, как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний.

Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру: в помещении или на участке.

Следует помнить, что неудачи порождают чувство неуверенности.

«Постройте вашу воспитательную работу так, — говорил Е. А. Аркин, — чтобы ребенок чаще побеждал, чем терпел поражения, чтобы он чаще убеждался в надежности своих сил, чем в своем бессилии. Успех и победа бодрят и укрепляют, они являются условиями здоровья».

Подвижные игры, организуемые педагогом, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей.

Для того, чтобы работа была систематической, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры должны быть предусмотрены в перспективном плане воспитательной работы, а также в плане работы на каждый день. Включая в план ту или иную игру, педагог должен знать, какие качества и навыки он может развить и закрепить с её помощью: в одной игре преобладает бег, а в другой — метание, в одной — от детей требуется выдержка, а в другой — ловкость и т. д.

Формы организации детей в игре различны. Игры могут быть проведены со всеми детьми или с частью группы, т. е. с небольшой подгруппой. Это зависит от характера игры и от тех задач, которые ставит воспитатель при проведении данной игры.

Особенности методики проведения подвижных игр в старшей группе.

Двигательная деятельность ребенка становятся все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры; начинается освоение разнообразных способов выполнения спортивных упражнений многих видов.

Дети этого возраста лучше владеют своими движениями и более заинтересованы результатом игры, поэтому в игры включается коллективные соревнования.

Движения в зимних играх должны чередоваться с отдыхом, чтобы избежать перегрева детей и возможного последующего охлаждения.

В жаркую погоду даются игры более спокойные, меньшей подвижности.

Организуя игру, взрослый заботится о том, чтобы были соблюдены основные гигиенические требования.

Все пособия и материалы, которые требуются для игры, должны быть приготовлены до её начала. К приготовлению этих пособий, к организации соответствующих условий надо привлекать детей.

Большое значение при объяснении игры имеет интонация. Слово, выделенное и подчёркнутое соответствующей интонацией, приобретает особое значение, особое содержание.

Тон педагога должен быть живым, но спокойным. Недопустимо монотонное объяснение игры.

Дозировка движений в игре. При проведении игры следует следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, чтобы не было излишней нагрузки на сердечно-сосудистую систему, которая выражается в том, что лица детей краснеют, дыхание сильно учащается, появляется покашливание; у некоторых детей утомление, наоборот, выражается в бледности лица. Перегрузка внимания приводит к тому, что дети возбуждаются, нарушают правила игры, теряют интерес к ней.

При проведении игры следует учитывать климатические условия, температуру воздуха. При высокой температуре воздуха надо давать меньшую нагрузку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.

Один из путей решения этих задач- совместная деятельность детей и взрослых, как в массовом детском учреждении, так и в семье.

Чтобы ребенок рос здоровым, и физически разносторонне развитым, сознательное отношение к физической культуре следует формировать, прежде всего, у родителей. Лучшим способом организовать взаимодействие в ДОУ с родителями является создание системы сотрудничества.


План работы по самообразованию в старшей группе (5-6 лет)

Тема: «Подвижная игра- как средство развития двигательной активности

у детей старшего дошкольного возраста».

 Игра-путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М.А.Горький

Образовательная область: физическое развитие.

Актуальность темы: забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из важнейших задач дошкольно-образовательного учреждения. Для реализации необходимо широкое использование разнообразных средств и методов физической культуры для укрепления здоровья, правильного воспитания и развития детей с самого раннего возраста.

В 2020- 2021 учебном году я выбрала, на мой взгляд, эту интересную тему: «Подвижная игра- как средство развития двигательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

Подвижные игры являются самым универсальным и доступным средством развития двигательной сферы детей. Игры оказывают всестороннее, комплексное воздействие на организм ребенка, способствует не только физическому, но и нравственному, умственному, трудовому и эстетическому воспитанию дошкольников. При помощи различных игровых движений и ситуаций ребенок познает мир, получает новую информацию и знания, осваивает речь. Благодаря движениям повышается общий жизненный тонус организма ребенка, возрастает работоспособность, выносливость, устойчивость к болезням.

Цель: повышение двигательной активности детей посредством подвижных игр.

Реализуя поставленную цель, мною были поставлены следующие задачи:

  • Повысить собственный профессиональный уровень знанием, путем изучения методической литературы;
  • Изучить значение подвижных игр для дошкольников;
  • Изготовить иллюстрированный материал для ознакомления детей с видами спорта;
  • Создание картотеки подвижных игр по физическому воспитанию дошкольников;
  • Формирование интереса детей к подвижным играм. Развитие интереса у детей к утренней гимнастике (с предметами), к физкультминуткам, закаливающим процедурам, физкультурным упражнениям (в зале и на улице), развлечения (мероприятия) в ДОУ, кружки, секции, самостоятельная двигательная-игровая деятельность, путем проведения и использование различных подвижных игр.
  • Формы взаимодействия с семьей по обучению детей старшего дошкольного возраста подвижным играм через систему совместных мероприятий-праздников; информации в родительском уголке, папках-передвижках, различные консультации, анкетирование.
  • Повысить интерес у старших дошкольников к подвижным играм и укрепление детского организма, формирование дружной и согласованной работы.

Раздел плана

Сроки выполнения

Форма работы

Практические выводы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

1.Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

2. Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез. 2007. - 240 с.

3. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.

4.Демчишин, А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н. Мухин, Р.С. Мозола. - К.: Здоровья, 1998. - 168 с.

Применение в работе.

Работа с детьми

Сентябрь- Май

1.Подборка иллюстрированного материала для ознакомления детей с видами спорта

2. Подборка бесед о спорте для детей дошкольного возраста

3. Использование игр в утренней гимнастике, в НОД, на прогулке, в самостоятельной деятельности, развлечения, конкурсы,

спортивные соревнования.

1.Картотека демонстрационного материала

2.Картотека бесед на учебный год

3.Картотека

физ. минуток,

подвижных,

малоподвижных игр.

Вывод:  Разучивая с детьми старшего дошкольного возраста подвижные и  малоподвижные игры на занятиях, прогулке, ребята, научились распределять роли, соблюдать правила игры, действовать в изменяющихся игровых ситуациях, подчиняться общим требованиям, быть искренними, сопереживать, помогать друг другу.

Работа с родителями.

Сентябрь-Май

Консультация для родителей:

 1. «Бережем здоровье с детства или 10 заповедей здоровья»,

2. «Здоровое питание для дошкольников», 3. «Игры для здоровья вашего ребенка»

5. Анкетирование для родителей: «Подвижные игры и их место в вашей жизни»

Папка-передвижка. Участие в спортивных мероприятиях.

Выводы по результатам анкетирования.

Вывод: У родителей сформированы представления о проведении подвижных игр с детьми. Укрепилось сотрудничество педагогов с родителями.

Самореализация

Отчет по самообразованию

Вывод: Осуществляя работу по теме самообразования, к концу года были реализованы все поставленные мною задачи: дети стали более крепкими, ловкими, выносливыми, уверенные в своих силах, возросла самостоятельность. Ребята приобрели конкретные взаимоотношения между собой.

Подвижные игры укрепляют здоровье, воспитывают детей, содействуют гармоничному развитию личности.

Мною будет продолжена работа в этом направлении и на следующий год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию

Тема: «Театральная деятельность, как средство развития творческих способностей детей»....

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...