Сказкотерапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями
материал

Левская Светлана Николаевна

       В статье рассматривается понятие сказкотерапия, раскрыты особенности работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. Анализируется современное состояние сказкотерапии и разнообразие подходов к методу в работе с детьми с интелеллектальными нарушениями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дети с интеллектуальными нарушениями - это особый своеобразный контингент. Основными признаками у таких детей является недоразвитие познавательной деятельности. Они могут по-разному реагировать на одно и тоже повторяющееся явление, потому что их эмоции изменчивы. Поэтому для коррекции эмоционального состояния «особых» детей я использую сказкотерапию.

Детская сказочная терапия - это психотерапевтическое воздействие, используемое для коррекции поведенческих реакций детей, снятия страхов и фобий. Иными словами, сказкотерапия - это лечение сказкой. Сказкотерапия используется как инструмент для изучения коренных причин поведения ребенка, служит инструментом для устранения деформаций детской психики и помогает установить причины внешних условий, которые беспокоят ребенка, а также способствует развитию у него нравственных качеств. Этот психологический метод работы используется с раннего возраста у детей.

В своей работе я использую следующие методы и приемы сказкотерапии: рассказывание сказки, сочинение сказки, постановка сказки, беседа по сказке, рассматривание иллюстраций к сказке, рисование сказки с помощью пескотерапии.

Метод рассказывания сказки помогает наладить контакт педагога с ребенком, понаблюдать какие эмоции испытывает ребенок во время прослушивания сказки. Перед рассказыванием сказки нужно создать положительную эмоциональную обстановку, в которой ребенку будет комфортно находиться, успокоить его.

Поэтому перед тем, как рассказывать сказку, я создаю положительный эмоциональный настрой, успокаиваю ребенка, привожу его в состояние волшебства, интереса увидеть и услышать что-то необычное.

Знакомство со сказкой начинаю с зачина для того, чтобы ребенок познакомился с героем и с местом действия, например, «Сядем рядком, да поговорим ладком». При рассказывании можно допустить сокращение текста, переставить слова, включить пояснение. Главное в рассказывании - это выразительно рассказать сказку, чтобы ребенка впустить в мир волшебства, заинтересовать его.

Для закрепления знаний я использую дидактические игры на материале знакомых сказок для ребенка. Например, дидактическая игра «Угадай сказку», «Злой или добрый герой», «Путешествия по сказкам» и другие. Данные игры помогают более подробно представить образ героев сказки, понять их нравственные качества - злой или добрый, трудолюбивый или ленивый и т.д.

Постановка сказки является одной из форм активного восприятия сказки. Здесь ребенок становится непосредственным участником сказочных действий. Постановка сказки помогает воспитывать в ребенке уверенность в своих возможностях, самостоятельность, артистичность, развивает речь, память, внимание, воображение. Метод обыгрывание сказки целесообразно использовать после повторного рассказывания или чтения, когда ребенок усвоил содержание сказки.

С помощью педагога ребенок может сочинить сказку. Придумывание сказки помогает определить эмоциональные спонтанные проявления, которые порой не заметны в поведении в ребенка.

Также я применяю в своей работе прием рассматривание иллюстраций в книге. Показываю иллюстрации ребенку в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Следующий прием, который я использую в своей работе - это беседа по сказке. Во время беседы я стараюсь обратить внимание ребенка на нравственные качества героев, на мотивы их поступков.

Метод рисования сказки с помощью пескотерапии я применяю после того как она рассказана. Данный метод помогает ребенку освободиться от беспокойства, а также от тех чувств, которые его возбуждают. У ребенка развивается мелкая моторика, воображение во время рисования песком. Ребенок становится более спокойным.

Каждый ребенок воспринимает сказку индивидуально, это зависит от мышления ребенка. Главное в работе - подобрать сказку правильно, чтобы помочь ребенку освободиться от фобий, спорных ситуаций, настроить на позитивное отношение к явлениям, раскрыть все его нравственные качества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОМПЕНСАЦИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Рекомендации по компенсации в коррекционной работе с детьми с интеллектуальными нарушениями...

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми имеющими нарушения в эмоционально- личностной сфере.

В данной статье говорится о коррекционной направленности сказки. На примере сказочных историй, приведенных в статье можно помочь ребенку  справиться с различными трудностями....

Использование сказкотерапии в работе с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

Цель:представление использования метода сказкотерапии                     в воспитательно-образовате...

Мастер – класс для педагогов ДОУ "Сказкотерапия в работе с детьми с нарушениями речи"

Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к...

Статья" Значение сюжетно-ролевой игры в воспитательской работе с детьми с интеллектуальными нарушениями"

Психолого-педагогческие основы развития сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста. особенности  организации и прохождения игр у детей с интеллектуальными нарушениями....

"Су-Джок" терапия в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.

Статья про значение су-джок терапии для детей с интеллектуальными нарушениями....