Инновационная деятельность
материал

Киселёва Марина Владимировна

Обобщение опыта работы по программе РИП по теме "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе лепки в условиях разновозрастной группы малокомплектного ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе лепки в условиях разновозрастной группы малокомплектного ДОУ

М.В.Киселёва

воспитатель МДОУ Майнского д/с № 2 «Сказка»

р.п. Майна, Ульяновская область

И.В.Казакова

Заведующая МДОУ Майнского д/с № 2 «Сказка»

р.п. Майна, Ульяновская область

Аннотация: Данная статья раскрывает особенности развития творческих способностей дошкольников в процессе лепки в условиях разновозрастной группы малокомплектного ДОУ. Рассмотрены особенности проведения НОД по лепке в разновозрастной группе. Представлен опыт работы МДОУ Майнского детского сада № 2 «Сказка» по данному направлению.

Ключевые слова: творческие способности, лепка, разновозрастная группа ДОО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает, что «содержание Программы дошкольного образования должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности».

Одним из направлений развития выделено художественно-эстетическое развитие детей. Развитие творческих способностей дошкольников – одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться во всех образовательных организациях: и в больших детских садах с одновозрастными группами детей, и в малокомплектных ДОУ в условиях разновозрастных групп. [4,с.6]

Проблемами организации учебно-воспитательного процесса в разновозрастных группах занимались многие учёные-исследователи, педагоги-практики и методисты (В.Н.Аванесова, В.В.Гербова, Н.Н.Гладышева, Л.Л.Тимофеева и др.).

Важным условием при построении педагогического процесса в разновозрастной группе является реализация целей, задач, методов и приёмов обучения основной образовательной программы детского сада. При этом педагог должен знать специфику работы с разными возрастными группами и уметь соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников разного возраста.

Многие исследователи оценивают разновозрастные группы и коллективы как оптимальную модель среды развития ребёнка (Л.С.Байбородова, Б.З.Вульфов, С.Л. Ильюшкина, О.В.Соловьёв и др.).[3, с. 24]

Интерес к самостоятельной творческой деятельности и развитию художественно-творческих способностей в смешанных группах достигается благодаря благоприятным условиям и гарантиям эффективности педагогического процесса посредством взаимных контактов детей с разным практическим опытом, с разным уровнем познавательных способностей и интересов, с различным уровнем развития навыков и умений, которые в процессе педагогического взаимодействия взаимно обогащаются.

Благоприятные условия для художественно- творческого развития детей дошкольного возраста в разновозрастной группе возможно при организации занятий в изостудии детского сада, а также при создании таких педагогических условий, которые способны обеспечить развитие творческих способностей каждого ребёнка.[1, с.148]

В настоящее время исследованиями доказано, что творческая деятельность в лепке доступна уже детям дошкольного возраста. Дошкольник, так же как и художник, в процессе лепки идёт от замысла, который основан на его опыте и включает в себя возникновение темы, поиски средств её выражения.

 По мнению Т.Г.Казаковой, лепка – способ пластического изображения предметов, фигур, животных, птиц, человека. Применяемый материал (глина, пластилин, солёное тесто) позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности.

Занимаясь лепкой, дети имеют возможность выразить свои впечатления, своё понимание окружающей их жизни и эмоциональное отношение к ней в своих работах.[2, с. 97]. В процессе лепки у детей развиваются различные психические процессы и, конечно же, творческие способности.

В рамках инновационной исследовательской деятельности педагоги нашего детского сада работают над проблемой организации художественно-эстетического развития дошкольников в процессе проведения непосредственной образовательной деятельности по лепке в условиях разновозрастных групп ДОО и групп предшкольной подготовки сельских школ совместно с научным руководителем, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дошкольного и начального общего образования УлГПУ им. И.Н.Ульянова, Котляковой Татьяной Анатольевной.

Образовательная деятельность проводится с детьми трёх разновозрастных групп: 3-5 лет, 4-6 лет, 5-7 лет в соответствии с разработанным комплексно-тематическим планированием по лепке.

Для каждой разновозрастной группы на каждое занятие разработаны технологические карты, в которых прописаны цели и задачи, художественные материалы, методические приёмы для каждой части образовательной деятельности, анализ и окончание и форма представления результата. Это может быть выставка работ, оформление коллективной композиции.

Непосредственная образовательная деятельность проводится со всеми детьми одновременно по одной теме, но с разным программным содержанием для каждой возрастной группы. Планирование для всех групп построено таким образом, что на каждом занятии новые учебные задачи предлагаются только одной возрастной группе, остальные дети упражняются в ранее усвоенных приёмах лепки. Например, в средней-старшей разновозрастной группе (возраст детей 4-6 лет) по теме «Овощи и фрукты – полезные продукты» дети 4 лет знакомятся с новым приёмом лепки предметов овальной формы, а дети 5 лет закрепляют умение передавать в лепке форму разных овощей и фруктов, сопоставляя её с геометрическими фигурами.

Вместе с тем, по мнению Т.Н.Дороновой, очень часто программные задачи «усредняются» и не дифференцируются для детей каждой возрастной подгруппы. Это отрицательно сказывается на эффективности обучения. У детей с высоким уровнем изобразительных умений и навыков занижение программных требований тормозит развитие способностей. Дети с низким уровнем умений и навыков, не справляясь с трудными заданиями, теряют интерес к тому, чем они занимаются.

Чтобы этого не происходило, педагоги нашего детского сада во время проведения образовательной деятельности стараются дифференцировать задания: более сильным детям предлагается украсить фигуру орнаментом, дополнить коллективную композицию новыми элементами (например, сделать изгородь для домашних птиц, слепить корзинки для овощей), а в это время педагог оказывает индивидуальную помощь нуждающимся воспитанникам.

В процессе проведения непосредственной образовательной деятельности педагоги нашего сада используют разные варианты организации деятельности:

- поэтапное начало НОД (педагог начинает работу с детьми старшей подгруппы, затем подключаются дети младшей подгруппы, итог подводится всеми детьми одновременно);

- поэтапное окончание НОД (начало деятельности общее для всех детей, затем младшие заканчивают работу раньше, а заключительная беседа, выводы проводятся с детьми старшей подгруппы.

В это время дети младшей подгруппы совместно с младшим воспитателем или самостоятельно играют в дидактические игры, рассматривают альбомы и выставки по теме НОД.)

Одним из основных стимулов на формирование мотивов для выполнения поставленных задач перед ребёнком-дошкольником является игра. Только в игре ребёнок смел, раскрепощён, может заново пережить события, особенно волновавшие его. В игре проявляются и развиваются творческие способности, воображение, фантазия. В игре ребёнок творит. Поэтому при планировании образовательной деятельности по лепке в каждой разновозрастной группы по всем темам появляются сквозные персонажи (домовёнок Кузя, лебедь Шипун, директор художественной школы, Волшебница Осень, Фея Весна и др.).

Педагогом создаётся игровая или проблемная мотивация «Помоги герою», решая проблемы которого, ребёнок достигает цели обучения. Например, если вернуться к выше упомянутой образовательной деятельности про овощи и фрукты, в которой дети должны помочь домовёнку Кузе собрать корзину с полезными продуктами для его больной бабушки.

Не всегда в образовательной деятельности появляется сам герой, иногда дети получают от него письмо, телеграмму, посылку, видеообращение и т.д. с просьбой оказать ему ту или иную помощь.

Главная цель педагога – вызвать у детей доброе отношение к «герою», желание помогать ему, а использование проблемных ситуаций придаёт каждой НОД по лепке яркости и необычности, что и помогает заинтересовать детей и побуждает их наиболее творчески подходить к выполнению своей работы.

Перед педагогами разновозрастной группы стоит сложная задача – подобрать такие формы работы, чтобы иметь возможность организовать их одновременно для всех детей        .

Таким образом, перечисленные методы и приёмы помогут направить деятельность педагогов в этой группе на развитие у детей каждой возрастной подгруппы умения создавать выразительный образ, осуществлять самостоятельный поиск формы, пропорций, деталей, приёмов лепки, а также планировать свою работу, т.е. развивать творчество и воображение.  

Список литературы

  1. Василенко П.Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности// Теория и практика общественного развития. 2012.№ 8.148-151 с.
  2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006.- 256 с.
  3. Михеева Е.В. Организация образовательной работы в разновозрастной группе детского сада: учебно-методическое пособие/ авт.-сост. Е.В.Михеева.- Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 78 с.
  4. Художественно-творческое развитие дошкольников в условиях социального партнёрства малокомплектного сельского ДОУ. Выпуск 2: Методическое пособие./ Под ред.Котляковой Т.А. – Ульяновск: Издатель Качалин А.В., 2019. – 104 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей

Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной социализации личности ребенка - это путь совреме...

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта.

Информация о слушателе 382 от 26.01.2018г Инновационная деятельность педагога обобщение и диссеминация инновационного опыта....

«Инновационная деятельность. Инновационные технологии в культурных практиках».

В сов   В современной системе дошкольного образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает все более массовый характер, так как возникает потребность в достижении ...

Проект инновационной деятельности как инструмент продвижения инновационных технологий эффективной социализации детей в ДОУ и школе.

Аннотация: Разработка проекта, в условиях которого возможно организовать сопровождение саморазвития специалистов ОУ, семей воспитанников по проблеме эффективной  социализации личности ребенка -...

консультация«Инновационная деятельность в ДОУ» (использование инновационно-педагогических технологий в ДОУ)

Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных и уникальных идей, полученн...