"Особенности организации обучения детей старшего дошкольного возраста определению времени по часам"
статья (подготовительная группа)

Бычкова Екатерина Юрьевна

Проблема формирования временных ориентировок у детей дошкольного возраста очень актуальна и значима на сегодняшний день. Практика показывает, что затруднения у детей связаны, как правило, с незнанием эталонов и единиц времени, неумением пользоваться приборами для измерения времени, которые способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий и  причинно – следственных связей между ними.

Детям старшего дошкольного возраста жизненно необходимо уметь ориентироваться во времени, определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВРЕМЕНИ ПО ЧАСАМ»

Е.В. Куледина старший воспитатель, Е.Ю. Бычкова воспитатель

МБДОУ д/с № 13 «Теремок» МО город – курорт Анапа

Проблема формирования временных ориентировок у детей дошкольного возраста очень актуальна и значима на сегодняшний день. Практика показывает, что затруднения у детей связаны, как правило, с незнанием эталонов и единиц времени, неумением пользоваться приборами для измерения времени, которые способствуют осознанию детьми последовательности происходящих событий и  причинно – следственных связей между ними.

Детям старшего дошкольного возраста жизненно необходимо уметь ориентироваться во времени, определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени.

Формирование у детей дошкольного возраста представлений о времени является одним из направлений познавательного развития детей, о значимости которого говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В стандарте (п.2.6) отмечается необходимость формирования у детей «первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о и отношениях окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени).

Авторы методических пособий удаляют недостаточно внимания обучению детей старшего дошкольного возраста определению времени по часам в условиях дошкольной организации. Специально организованное обучение дает возможность формировать у дошкольников представление о времени.

В подготовительной к школе группе следует знакомить детей с промежутками времени, в которых они самостоятельно смогут измерить продолжительность определенного явления или действия во времени.

К эталонам времени относятся такие понятия как минута, час, день, неделя, месяц, год, где каждая мера состоит из едениц предыдущей и является основой для каждой последующей. Все вместе они представляют собой общепринятую  систему времени.

Этапы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста определения времени по часам (по методике Т. Д. Рихтерман):

  1. Обучение умению определять часы.
  2. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает 5,10,15, 20 и 25 минут следующего часа.
  3. Обучение умению определять половину часа.
  4. Обучение умению определять время, когда минутная стрелка показывает, что до следующего часа остается 5, 10, 15, 20 и 25 минут.
  5. Обучение ребенка умению определять время, когда минутная и часовая стрелки расположены в промежутках между двумя цифрами.

Обучение детей умению определять время по часам и ознакомление со строением часов осуществляется процессе образовательной деятельности, которая должна быть организована в игровой форме, так как игра валяется ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Т.В. Владимирова, И. Кононенко,  Е.Н. Лебеденко, В.П. Новикова, М.Н. Перова, А.И. Сорокина, М.К. Сай, Е.И.Удальцова). Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления  у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Настольно – печатные и дидактические игры: «Веселые часы»;; «Режим дня», «Части суток», «Когда это бывает?», «Сломанный будильник», «Вчера, сегодня, завтра», «Найди ошибку», «Не ошибись!».

Дети очень любят дидактические  игры, особенно такие как: «Заколдованный путешественник»,  «Путешествие  в страну часов», «Танец цветов», «5 минут, 5 минут – это много или мало?», «Соотнеси время» и, конечно же  «Расписание».

Дидактическая игра «Путешествие в страну часов»: «целью, которой являлось знакомство детей с разнообразием часов (часы-растения, «петушиные», водяные, солнечные, песочные, часы-свечи, механические, кварцевые, электронные, атомные) и с историей их появления (от «петушиных» до атомных). Эта игра способствовала расширению и активизации словарного запаса, а также развитию памяти, мышления и любознательности. Эта игра сначала проводилась с участием педагога, который давал детям понятия о различных видах часов, рассказывал об их особенностях. Впоследствии дети сами играли в эту игру и рассказывали друг другу о часах».

Особое внимание уделяется организации сотрудничества  с родителями по обучению детей определению времени по часам.

Предложить провести  совместное детско – родительское исследование   «Сколько времени мы тратим с тобой на дорогу домой». Для этого необходимо поминутно фиксировать маршрут на карте. Или совместное  задание: «Угощение  за  пять минут» (рецепт простого и быстрого в приготовле нии блюда ); составление  в совместной с родителями деятельности «Книги быстрых блюд»: зарисовка  рецептов картинками, экспериментальное хронометрирование , установление  связей между различными свойствами, качествами (скорость растворения соли и сахара  в зависимости  от температуры воды, или пронаблюдать, сколько необходимо  время для заморозки продукта  или  кипения воды) и тд.

Важнейшая роль при обучении детей старшего дошкольного возраста определению времени по часам  принадлежит различным видам наглядности: карточки, символы временных эталонов, а также  словесный материал: рассказы, стихотворения, загадки, пословицы (Ф.Н.Блехер, В.В. Волина, Р.И.Чуднова, Т.А.Шорыгина и др.).

Так же необходимым при обучении определению времени по часам является использование моделей разных видов часов (Т.И. Ерофеева, А.М.Леушина, Л.С. Метлина, Т.Д. Рихтерман, Р.И. Чуднова и др. Формировать представления и понятия о времени с помощью объемной модели советуют Е.И. Щербакова, О. Фунтикова, Н. Локоть).

Если в процессе обучения педагогами широко применяются различные модели, то дети быстрее учатся определению времени по часам, лучше усваивают представления о времени в целом. Эффективным средством является сочетание художественного слова и произведений изобразительного искусства, так как они дополняют друг друга, обеспечивая детям возможность зрительного восприятия времени и обогащение словарного запаса различными речевыми оборотами

В группе детского сада возможно оформление выставки «Страна времени», составление режима дня или распорядка, изготовление книжек –малышек по мотивам сказки о потерянном времени или организация мини – музея «Часы на все времена» и много другое.

Желательно, чтобы в наличие были репродукции картин художников:  И. Шишкин «Утро в сосновом бору», С. Чуйков «Утро», И Остроухов «Золотая осень», И. Левитана, Н. Рериха или других по усмотрению педагога.

Значительное место в работе по обучению детей определению времени по часам занимает художественная литература. Детей знакомят с  произведениями Самуила Яковлевича Маршака, Агнии Львовны Барто. Рекомендуется чтение произведений   Е. Трутневой, Я. Акима, С. Баруздина В. Бирюков, Е.Я. Ильина и других.

Так же важным является просмотр иллюстративного материала в альбомах с изображением времен года, частей суток. Во время просмотра можно прочитать стихотворения или загадать загадки. Предложить детям поразмышлять над смыслом пословиц и поговорок.

Одним из показателей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста является ориентировка во времени и в частности умение определять время по часам.  По – этому педагогам следует организовывать практические занятия, связанные с определением времени по часам, как самоцель и средство совершенствования  разных видов деятельности, подготовки к школьному обучению.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.rg.ru /2013/11/25/doshk-standart-dok.html.
  2. Непомнящая Р.Л. Развитие представлений о времени у детей дошкольного возраста: Учебно-метод. пособие / Р.Л. Непомнящая. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 64 с.
  3. Нищева Н. В. «Играйка» Игры для формирования представлений о времени у детей дошкольного возраста; Детство-Пресс - Москва, 2010. -252 c.
  4. Нишева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс. – 2010 - 218 с.
  5. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста: кн. для воспитателя дет. сада / Т.Д. Рихтерман. - М.: Просвещение, 1991. 47 с.
  6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отделений и фак. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-развивающей среды по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения

Приглашаю вас посмотреть и оценить мою работу по подготовке к городскому конкурсу "Зелёный огонёк", главными критериями которого было: просматривание тематики во всех игровых и развивающих зонах, нали...

Доклад на тему «Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

Информация об организации занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности....

«Организация занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста основам безопасности жизнедеятельности»

Консультация для воспитателейДоклад на тему «Организация занятийпо обучению детей старшего дошкольного возрастаосновам безопасности жизнидеятельности".Источник: http://doshvozrast.ru/metodich/ko...

Организация коррекционно-развивающего обучения детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ VII вида

В современных условиях возникает необходимость разработки методики коррекционно-развивающего обучения в условиях группы компенсирующей направленности для достижения старших дошкольников ОВЗ VII вида п...

ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА по теме: «Особенности обучения детей старшего дошкольного возраста рисованию пейзажа»

Актуальность: природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества, в том числе и детского. Создаваемые детьми рисунки способствуют закреплению и уточнению их знаний об объектах прир...

"Особенности возраста и организации жизни детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе обозначены важные моменты возрастных особенностей детей 5 - 7 лет, а также  задачи  формирования основных компонентов готовности к школьному обучению....