ДОКЛАД «Экологическое воспитание детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Левичева Нина Сергеевна

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного типа №17 «Журавлик»

ДОКЛАД

«Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Воспитатель первой квалификационной категории

                                                       Левичева Нина Сергеевна

Реутов 2018г

Экологическое воспитание – это формирование осознанно правильного отношения детей к объектам природы. Такое отношение включает интеллектуальный, эмоционально-эстетический и действенный аспекты. Взрослый должен помочь малышу открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его, как общий дом, равно необходимый всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу можно, если с раннего возраста активно приобщать ребенка к миру природы.

Задача взрослых – помочь детям накопить первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и достоверных представлений о природе. Ребенок с раннего детства исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Все это он может увидеть в природе, и все это для него впервые, все удивляет и радует. Новизна в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия и свежести чувств, как в раннем возрасте. И как это ни печально, но человек не редко теряет гармоническую связь с природой еще в детстве, в самую нежную и чувствительную пору жизни.

Как это происходит? Вот малыш взял в руки птичье перо, чтобы полюбоваться им, и тут же слышит резкий крик: «Брось эту грязь сейчас же». Присел возле лужи, чтобы рассмотреть интересных жучков, которые там плавают, и тут же следует панический возглас: «Отойди от лужи. Испачкаешься и простудишься!». И вместо красочного, веселого мира ребенок видит перед собой серый асфальт.

Поэтому так важно специально учить малыша всматриваться, любоваться, радоваться, и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность красотой мира природы, воспитывать наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение е объектам природы. Недостаток конкретных ощущений (цветовой гаммы, звуков, запахов) ведет к эмоциональной и духовной бедности, к неумению выразить свое отношение к миру природы.

Исключительно важно для формирования основ экологического сознания пробудить у малыша интерес к природе, к жизни растений, к жизни растений и животных, к явлениям неживой природы. Необходимо не только показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, поэтому нужно любить и беречь природу.

Взрослые вводят малыша в этот прекрасный мир природы, раскрывают перед ним его тайны и законы, воспитывают правильное отношение к природе, потребность в ее познании. Очень важно постоянно показать интерес к природе, ее объектам и явлениям, желание познавать их; своим поведением доказывать, что не утрачена способность удивлять и радоваться зеленой травке, яркому цветочку, дереву, птичке, солнышку, ветру, снегу. Под влиянием эмоций взрослого, выражающего восторг, радость, удивление, сочувствие, огорчение, ребенок учится определенным образом относится к травке, цветочку, сломанному дереву, голодному животному.

  Какие методы приобщения ребёнка к природе наиболее эффективны?

Прежде всего постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за животными, растениями, объектами и явлениями неживой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, потешек, с музыкальной деятельностью, просмотром телепередач.

    Процесс приобщения маленького ребёнка к природе должен осуществляться в интересной игровой  форме, эмоционально, вызывать радостное, весёлое настроение, удивление от узнавания и от первых успехов. В детском саду и семье следует позаботиться о создании природной развивающей среды; по возможности иметь живой уголок с комнатными растениями, животными, подобрать игры на природоведческую тему, книги, игрушки. Ребёнка важно приблизить к естественной природной среде. Такое Регулярное общение с природой позволяет ему получить более яркие впечатления и представления, чем самые интересные книжки, картинки. Большое значение имеет атмосфера любви, гуманного отношения к природе в семье.

    Первый результат экологического воспитания проявляется в удивлении, интересе, в чувстве радости, восторге,  эстетическом удовольствии, восхищении при восприятии природы, в действенной готовности ребёнка участвовать в создании жизненно необходимых условий для живых существ, находящихся в ближайшем окружении, готовности предотвратить их гибель. Поэтому

приобщать малыша к богатому и разнообразному миру природы необходимо, прежде всего, через его чувства, затрагивая сердце и душу ребёнка. Приобщение к миру природы детей раннего возраста является первой, начальной ступенью в системе непрерывного экологического образования.

  Наиболее близки для детей комнатные растения. Интерес к растениям проявляется у ребёнка чаще всего, когда взрослые привлекают его внимание к ним, наблюдают их вместе с малышом. Комнатные растения очень разнообразны: они различаются по внешнему виду стеблей, листьев, цветков, их окраске, форме, величине. В каждом своя красота и неповторимость. Особенно красиво цветущее растение. Яркие, привлекательные растения способны вызвать и удержать ещё неустойчивое внимание малыша. При этом нужно обращать внимание на состояние растений при уходе за ними: «Растение красивое, потому что мы его поливаем». Надо помочь ребёнку увидеть, а затем по возможности понять, как жизнь растения зависит от воды, тепла, света. Приобщаясь к зелёному миру на окне, ребёнок постепенно учится отличать здоровое, красивое растение от слабого, бледного, которое нуждается в «лечении». Когда ребёнок научится понимать состояние растений, он будет «сочувствовать» им, помогать, проявлять заботу. Важно вместе с ребёнком чаще подходить к растениям и каждый раз удивляться, восхищаться их красотой.

   И так, знакомство маленького ребёнка с зелёным царством дома формирует первые эстетические представления о жизни «зелёных друзей», Способствует развитию наблюдательности, интереса, воспитывает бережное отношение к растениям.

   Животные привлекают внимание ребёнка своей подвижностью, издаваемыми звуками и другими интересными проявлениями. Большинство детей пытаются вступить с ними в контакт. Разнообразные жизненные проявления животных позволяют ребёнку рано понять, что это живые существа. Животные нравятся детям многообразием окраски, размеров, форм, движений. Встреча с животными вызывает у ребёнка, как правило, радость, оживление, удивление. Взрослые не только знакомят детей с животными, но и учат относится к ним бережно и внимательно. Необходимо предупреждать у детей любые проявления

бессердечности обращения к животным, чёрствости, жестокости.

      Необходимо помнить о том, что общение детей с животными не должно быть стихийным, бесконтрольным. Ребёнок ещё не знает, как правильно общатся с животными, может нанести ему и себе вред.

    В детском саду всегда есть аквариум. Аквариум не только красив, но и весьма интересен для знакомства детей с его обитателями. Наблюдать за жизнью рыбки в воде, за  её поведением лучше многократно, каждый раз подмечать что-то новое. Нужно пояснить ребёнку, что рыбка живёт только в воде, без воды она не может жить. Основы заботливого отношения к животным у маленьких детей закладываются при организации систематических длительных контактов и общения с ним. Постепенно вовремя коротких живых наблюдений ребёнок научится замечать особенности живых объектов, у него появляется интерес и желание чаще общаться с животными, растениями. Это тонкое движение души ребёнка, с этого зарождается чувство ответственности за всё живое. У двухлетнего ребёнка есть целый мир- «мир за окном». Он притягивает к себе, зачаровывает малыша. Однако большинство изменений в мире природы человека может заметить, почувствовать и пережить только вне стен помещения, в непосредственности контакте с природой. Выходя на прогулку, родители и педагоги должны сознавать, что для их детей это начало путешествия в большой, многообразный мир.

    Природу важно видеть, воспринимать всей душой, всеми органами чувств, замечать многообразие её форм, красоту красок, звуков, движений, запахов. Это и формирует первый сенсорный опыт ребёнка, основу для его интеллектуального развития. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

   Обогатить ребёнка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, проявлять наблюдательность, беречь и заботится об окружающей природе- вот благородная задача взрослых.

Список литературы:

  1. Иванова, А. И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников [Текст] / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 80 с.
  2. Зебзеева, В. О формах и методах экологического образования дошкольников [Текст] /
  3. В. Зебзеева // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – С. 45-49.
  4. Фокина, В. Г. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Г. Фокина, О. М. Газина. – Режим доступа: http://fictionbook.ru/static/trials/09/74/ 11/09741121.a4.pdf
  5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное пособие [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2005. – 336 с.
  6. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации [Текст] / О.А. Соломенникова. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009. – 77с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей первой младшей группы «Экологическое воспитание детей раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям выстроить работу по формированию у их деток знаний о природе, природных явлениях, растительном и животном мире в домашних условиях....

Доклад "Физическое воспитание детей раннего возраста"

Доклад о формах организации физического воспитания детей раннего возраста...

Доклад "Патриотическое воспитание детей раннего возраста через музыкальное искусство"

              Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине, что  в общем-то и входит в по...

доклад «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, по...

доклад "Патриотическое воспитание детей раннего возраста"

доклад на родительское собрание "Патриотическое воспитание детей раннего возраста в семье и детском саду"...

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке»

Доклад на тему: «Экологическое воспитание детей раннего возраста на прогулке»...